Исламабад и Нью-Дели отметили встречу 2015 г. очередными пакистано-индийскими трансграничными перестрелками, как на Линии контроля, так и в отдельных секторах Рабочей границы. Стычки активизировались еще в конце декабря 2014 г., и противостояние со временем только усиливается. Имеются жертвы с обеих сторон, как среди пограничных войск, так и мирных граждан.
Ставка главнокомандующего пакистанской армии в январе 2015 г. неоднократно заявляла о неспровоцированной стрельбе Индийских сил безопасности с применением тяжелого оружия в различных секторах ЛК. Подчеркивалось, что пакистанские рейнджеры открывали адекватный огонь только в целях обороны.
Осуждая действия индийских пограничных сил безопасности, внешнеполитическое ведомство Пакистана неоднократно выражало решительный протест правительству Индии. Советник премьер-министра по вопросам национальной безопасности и иностранным делам А.Азиз обратился с письмом к министру иностранных дел Индии расследовать обстоятельства, при которых были убиты двое пакистанских рейнджеров, провести объективное расследование и привлечь виновных в этом преступлении к правосудию в целях сохранения мира и спокойствия.
Основное обвинение индийской стороны сводящееся к характеристике Пакистана, как «основного потока терроризма», в свою очередь полностью опровергается Исламабадом.
Пограничные столкновения усилились в последние месяцы, похоронив надежду главы федерального правительства Пакистана Наваз Шарифа на улучшение отношений с Индией после избрания в мае 2014 г. премьер-министром Нарендра Моди.
Начиналось все красиво. Тогда же в мае 2014 г. по приглашению индийского правительства пакистанский премьер Наваз Шариф прилетел в Нью-Дели на инаугурацию своего делийского коллеги. Одним из «подарков» Исламабада стало освобождение нескольких десятков индийских рыбаков, содержавшихся в пакистанских тюрьмах. Позднее стороны договорились о возобновлении переговоров первоначально на уровне секретарей Министерств иностранных дел. Была назначена дата – 25 августа 2014 г. Но в последний момент индийская сторона «без объяснения причин» (по утверждению Исламабада) в одностороннем порядке отменила встречу.
Прецедентом для отказа Нью-Дели от переговоров стала встреча Верховного комиссара Пакистана в Индии Абдул Басита с лидерами Кашмира. Эти события происходили на фоне спорадических перестрелок на пакистано-индийской границе в Кашмире.
В сентябре 2014 г. на Генеральной ассамблее ООН Наваз Шариф вновь, как и в 90-е годы ХХ века, призывал к решению Кашмирского кризиса в соответствии резолюциями ООН.
Прежняя правящая в 2008-2013 гг. Пакистанская народная партия (ПНП) избегала выдвигать кашмирский вопрос в качестве приоритетного в диалоге с Нью-Дели. Наоборот, в 2011 – 2012 гг. она призвала «заморозить» его и урегулировать несколько технических вопросов – консульский (предоставление в ускоренном режиме виз некоторым категориям граждан обеих стран), транспортный (автобусные маршруты в Кашмире) и ряд других. В этом был определенный резон – многие вопросы не решались годами.
Пришедшая к власти в Пакистане в мае 2013 г. администрация Наваз Шарифа назвала этот курс «неэффективным» и стала педалировать Кашмирский вопрос. В сентябре 2014 г. на ГА ООН глава Пакистана вновь призвал мировую общественность выполнить резолюции ООН в этой области.
Несмотря на заявления начальника штаба сухопутных войск Пакистана генерала Р.Шарифа о том, что федеральная армия способна адекватно и незамедлительно реагировать на внутренние и внешние угрозы, ставка старалась избегать прямого вооруженного конфликта с Индией. Масштабная военная операция на северо-западе страны, в ряде агентств Территории племен федерального управления (ТПФУ) на границе с Афганистаном по ликвидации боевиков задействовала крупные войсковые соединения, тяжелую военную технику. В отличие от прежних лет, в 2014 г. генштаб принял решение о продолжении военной операции в Северном Вазиристане в зимний период (2014 – 2015 гг.). Военная кампания на восточных рубежах, индийском направлении потребовала бы значительных материальных, финансовых и иных средств, передислокации воинских контингентов и т.д. Армия не могла позволить это.
С целью снизить напряженность Исламабад предпринял ряд дипломатических инициатив, привлекая мировое общественное внимание к «мирному» урегулированию кашмирского кризиса. Это имело определенный краткосрочный эффект.
Несмотря на развернувшуюся в Пакистане широкую антитеррористическую кампанию, в которой задействованы многие гражданские государственные институты и федеральная армия, генштаб уже заговорил о разработанном плане возвращения временно перемещенных лиц (около одного миллиона) в зону племен. Это подтверждает скорое завершение военной операции федеральной армии в ТПФУ, и высвободит требуемый ресурс для его усиления на восточной границе.
Как представляется, значительную роль в примирении, или вернее, временном снижении напряженности пакистано-индийского противостояния может сыграть Китай. Позиционируя себя региональной стабилизирующей силой, он делает поворот в сторону развития и укрепления стратегического сотрудничества с региональными державами, (включая, в частности, урегулирование ряда вопросов с Индией), партнерами по международным экономическим альянсам.
Наталья Замараева, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник сектора Пакистана Института востоковедения РАН
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.