Чем хуже идут дела у украинской армии на поле боя, тем больше дезертиров в её рядах. Если до начала СВО – в 2021 году – на Украине было всего 117 случаев открытия уголовных дел по статье 408 УК Украины (дезертирство), 2028 дел по статье 407 (самовольное оставление части) и 33 по статье 409 УК (самострел), то уже в следующем году эти показатели выросли в разы.
На конец 2022 года открытых уголовных дел за дезертирство было уже 3214, за самовольные отлучки – 6183, а самострелов – 177.
Все эти показатели в 2023 году продолжали расти: за 9 месяцев текущего года дезертиров уже было 4638, самовольных уходов из расположения части 10940, случаев причинения себе увечий 161, сообщает украинский телеграм-канал MediaKiller.
Необходимо отметить: это только то, что дошло до прокуратуры, в большинстве случаях военное командование старается не разглашать такую информацию. Следовательно, реальные цифры выше и, скорее всего, гораздо выше.
Военные эксперты говорят, что сегодня в следственных изоляторах и в тюрьмах находятся тысячи подследственных и заключённых, из которых можно было сформировать одну бригаду как минимум.
Большинство дезертиров приговариваются судами к пяти годам лишения свободы, редко – к восьми. До начала СВО за дезертирство получали в основном условные сроки.
Частенько тюремный срок дезертирам заменяют сроком службы в дисциплинарном батальоне, такие существуют в ВСУ. Их даже пытались использовать в качестве штурмовых, но из этой затеи ничего не вышло. Люди откровенно не желают воевать. Поэтому вместо штурма они дружно сдаются в плен, чтобы сразу поставить точку на своём участии в боевых действиях. Так что теперь «пятисотых» (так называют сегодня дезертиров) ВСУ чаще всего используют в качестве стройбатов – копают окопы, занимаются строительством укреплений и погрузкой боеприпасов.
Между тем проблема бегства из украинской армии становится всё насущнее: чем больше военкомы хватают людей на улицах украинских городов и сёл и насильно отправляют воевать, тем больше тех, кто при первой же возможности пытаются покинуть линию фронта. Физику не отменишь: действие равно противодействию. Чем насильственнее становится мобилизация, тем, соответственно, быстрее будут бежать и от военкомов, и с полей сражений граждане Украины, которые не желают отдавать жизни и здоровье ради Зеленского и его западных хозяев. Кроме того, очень многим уже ясно (или становится ясно, как только их бросят на фронт), что альтернатива дезертирству или плену – могила.