Внешнеполитическая агрессия политической элиты Польши в последние годы стала приобретать абсолютно открытый характер. В Варшаве уже открыто говорят о том, что готовятся к военному столкновению с Россией и Белоруссией, для чего планомерно увеличивается военная мощь страны, в первую очередь на восточном направлении. Вместе с тем, в польской столице прекрасно понимают, что превратиться в форпост Запада на границе с Союзным государством без поддержки США и НАТО вряд ли удастся. Поэтому неслучайно все последние действия правительства Польши в военной сфере так или иначе связаны с сотрудничеством с Вашингтоном, который в данном случае преследует собственные интересы. Причем конечные цели США, которые используют Варшаву для реализации своих планов на европейском континенте, довольно неоднозначные.
О том, что у Варшавы есть весьма амбициозные планы стать чуть ли не главным военно-политическим союзником Вашингтона в ЕС, известно давно. Польские власти никогда не скрывали, что для реализации задач, среди которых есть и возвращение так называемых «Кресов Всходних» (западные земли Украины и Белоруссии), сотрудничества со странами Евросоюза недостаточно. Однако вплоть до начала Россией специальной военной операции (СВО) подтолкнуть своих заокеанских партнёров к более решительным действиям польским властям не удавалось. Более того, все предыдущие отношения с США у Варшавы характеризовались громкими заявлениями, но слабой реализацией на практике. Главной проблемой такого положения вещей являлась слишком высокая цена военного сотрудничества с Вашингтоном, в том числе в сфере закупки военной техники.
С 2022 года ситуация начала кардинальным образом меняться, так как оказалось, что только Польша готова предложить американским партнерам по НАТО абсолютно все возможности для создания крупномасштабного военного плацдарма в непосредственной близости от границ Союзного государства и Украины. При этом Варшава, используя сложившуюся ситуацию, приняла решение параллельно начать реализацию своего плана по наращиванию военного потенциала, чего в прошлые годы сделать не удавалось. Последовали многочисленные заявления о создании в будущем 300-тысячной польской армии, появлении в стране новейшего вооружения из США, Южной Кореи и прочих западных союзников, и даже о желании разместить на территории страны американское ядерное оружие. Кроме того, Польша начала резко наращивать военные расходы, которые к 2022 году удвоились за десятилетие до $16,8 млрд, и был установлен новый рекорд военных расходов – 3% ВВП в 2023 г. Причем уже в следующем году Варшава планирует увеличить эти расходы до 4% и более. Таким образом, через пару лет года Польша может стать одной и стран, лидирующих в Европе по уровню милитаризации, что вписывается не только в планы Варшавы, но и США.
Дело в том, что американские планы по усилению Польши в рамках Евросоюза в своей сути подразумевают не столько подготовку польской армии к агрессии в отношении Белоруссии, а с ней и России, сколько по расшатыванию ситуации на всем евразийском пространстве. Об этом говорят высокопоставленные чиновники США. Например, в начале декабря заместитель американского госсекретаря по европейским делам Джеймс ОʼБрайен заявил, что сотрудничество между Вашингтоном и Варшавой в сфере безопасности всегда было тесным, а американской стороне хотелось бы, чтобы Польша стала «лидером в Европейском Союзе». В данном случае идея у американцев довольно простая – сделать Польшу, с учетом её географического положения и амбиций местной политической элиты, двойным раздражителем на европейском континенте. С одной стороны, контролируемая Вашингтоном Варшава должна постоянно держать в напряжении Россию, а с другой – главного конкурента Соединённых Штатов в ЕС – Германию. С учётом того, как в последнее время стала деградировать немецкая промышленность, а с ней и возможности ВПК Германии, шансы на реализацию такого плана у США довольно велики. Если, конечно, ФРГ не опомнится.
Вместе с тем, политика Вашингтона по усилению эскалации напряженности на европейском континенте с использованием Польши не может быть осуществлена без прямого в этом участия США. Именно поэтому Белый дом сегодня делает всё возможное, чтобы дать полякам то, о чём они просят, попутно обещая всемерную поддержку в сфере военного сотрудничества, как в рамках двусторонних связей, так и НАТО. Это, в свою очередь, прекрасно укладывается и в общую тактику Варшавы, которая сегодня, при всех бравурных речах польских властей, не в состоянии самостоятельно сформировать ударный кулак на восточном направлении. В этой связи абсолютно естественным становится наращивание военного сотрудничества Польши со странами НАТО, что постепенно превращает польскую территорию в крупнейший военный плацдарм Альянса (читай – США). Одним из доказательств этого может служить недавнее сообщение о том, что в Польше завершилось анонсированное ещё весной создание крупного логистического центра, предназначенного для размещения, хранения и обслуживания американской военной техники (LTESM-C). Он располагается в центральной части Здесь располагаются более 100 складов, пункты ремонта и обслуживания транспортных средств, склады горюче-смазочных материалов, ангары, склады для хранения боеприпасов, административные и жилые здания и т.д. Сам по себе комплекс рассчитан на 2700 единиц и готов к приему американской боевой техники, включая танки, артиллерию, автомобили и прочее, что предназначено для развертывания полноценного армейского корпуса.
Однако сами по себе американские базы и центры на территории Польши – это ещё не война, хотя и подготовка к ней. Количество же американских войск, которые сегодня находятся на европейском континенте, относительно небольшое, хотя в последние годы оно и выросло до 100 тыс. В самой Польше, куда с 2020 года были переброшены штаб и части Пятого армейского корпуса США, находится порядка 10 тыс. американских военных, этого явно недостаточно для того, чтобы значительно усилить наступательный потенциал Варшавы на восточном направлении. При этом основные части американцев, том числе и авиация, расположены за пределами польской территории, и пока о планах по их переводу ближе к границам Союзного государства Белый дом не сообщал. Польская армия насчитывает около 187 тыс. военнослужащих и обслуживающего персонала. Значительно усилить восточный фланг НАТО за счёт военных сил других стран Альянса крайне сложно.
Однако, нынешнее состояние дел в НАТО на европейском континенте не должно никого вводить в заблуждение, так как США «играют в долгую». Для Вашингтона прямой конфликт с Россией не нужен ни сегодня, ни в ближайшем будущем, так он может закончиться глобальной ядерной катастрофой. При этом создание из Польши инструмент военно-политического давления на Москву для США является одной из основных задач. Это, помимо сохранения нестабильности на всем евразийском пространстве, позволит американцам усилить влияние на страны Центральной и Восточной Европы, а также даст возможность заработать американскому ВПК на поставках дорогостоящего, но практически бесполезного с точки зрения полноценной войны с ядерной державой, вооружения. Платить за всё, как не трудно догадаться, придется не американским, а европейским, в том числе и польским гражданам. Главной проблемой для Вашингтона в данном плане является неадекватность польской политической элиты, как это было уже не раз в истории. В Варшаве вполне могут возомнить себя сильнейшей на континенте страной, что станет причиной развязывания Польшей нового военного конфликта. Пример Украины вряд ли чему-то научит Варшаву. Поэтому Белоруссии и России в любом случае придётся держать порох сухим, а Москве завершать проведение СВО на Украине решением поставленных перед ее началом задач.