Эскизный проект Российской орбитальной служебной станции
Космос наше все
«Роскосмос» не стоит на месте. Этого нельзя отрицать. Конечно, до планов авиационной отрасли с тремя сотнями пассажирских лайнеров к 2030 году еще далеко, но список ожидаемого впечатляет.
С одним проектом получилось совсем плохо – речь о спускаемом аппарате «Луна-25», разбившимся о поверхность спутника Земли 20 августа 2023 года. Говорить о фиаско проекта пока рано. В «Роскосмосе» твердо намерены продолжить разработку аппаратов «Луна-26» и «Луна-27» с учетом печального опыта предшественника.
Активно идут работы по ракете «Союз-5» и её гигантскому двигателю первой ступени РД-171МВ, который считают самым мощным в мире. Важнейшее значение имеет будущая группировка спутников «Сфера», призванная обеспечить связью районы Крайнего Севера, а также дать толчок развитию «Интернета вещей» в стране. При содействии «Роскосмоса» движется проект российского аналога Starlink от конторы «Бюро 1440». В августе 2023 года с помощью трех спутников «Рассвет-1» провели сеанс связи Москвы с операторами на горной вершине в Адыгее.
К 2035 году разработчики прогнозируют отправить около девяти сотен спутников связи. Размещать изделия планируют на низких орбитах высотой в 600 км. Это позволит выходить на связь с помощью сравнительно небольших терминалов, наподобие Starlink.
Выше далеко не вся подборка актуальных новинок – серьезные исследования ведутся в дальнем космосе, но до практического приложения в этой отрасли пока далеко.
В итоге «Роскосмос» работает на перспективу, и достаточно активно, пусть и не всегда так, как хотелось бы обывателям.
В череде планов «Роскосмоса» все чаще стали вспоминать про амбициозный проект суверенной Российской орбитальной станции. В теме отечественной космической программы нельзя не остановиться на особом месте Международной космической станции (МКС). В нашем безумном мире есть полное ощущение, что на МКС какая-то параллельна Вселенная.
В одной мы едва не объявляем войну Соединенным Штатам. Как минимум обвиняем в прямом участии в конфликте на Украине. Так в начале декабря 2022 года выразился министр иностранных дел России Сергей Лавров. В другой реальности на орбите Земли вполне сосуществует смешанный экипаж, в котором двое россиян – Олег Кононенко с Николаем Чубом и американка Лорел О’Хара. В составе миссии SpaceX Crew-7 на МКС также прилетели четыре человека, среди которых американец, датчанин, японец и россиянин Константин Борисов.
Все коллеги наших космонавтов, как мы видим, исключительно из недружественных стран. Политика, само собой – дело тонкое, но счастливые лица экипажа МКС на фоне воинственной риторики, к примеру, Дмитрия Медведева, немного обескураживают.
Вывод из истории простой – чтобы не терпеть вражеские физиономии на МКС, необходимо было вовремя строить свою орбитальную станцию.
Российская орбитальная станция
Похолодания в отношениях России с партнерами по космосу начались в 2014 году. Первым под нож должен был попасть проект МКС, в котором у России была солидная доля участия. Из 15 модулей орбитальной станции шесть относятся к российскому сегменту. Учитывая относительно скромные затраты «Роскосмоса», доля России выделена немалая. Помнится, Дмитрий Рогозин, будучи в 2014 году вице-премьером, курирующим космическую отрасль, заявил о невозможности продолжения участия России в программе МКС после 2024 года.
Реальность оказалась совершенно иной – на данный момент альтернативы международной станции у России нет. Выход из совместной космической программы необходим не только по политическим причинам.
Сложности создает расположение космодрома Восточный, с которого запуск космических кораблей к МКС сопряжен с рисками. Прежде всего, из-за протяженной траектории над морем, что в случае аварии чревато для экипажа. С космодрома Плесецк вообще нет возможности высылать грузы и экипажи на МКС – не позволяет наклонение орбитальной станции.
МКС неизбежно стареет. Она вообще не должна была дожить до 2024 года – по программе станция заканчивала работу по выработке ресурса еще в 2013 году.
Сейчас же срок эксплуатации многомиллиардного проекта продлен до 2030 года и, похоже, это финальная пролонгация. И если никто из игроков не озаботится заменой раньше, единственной орбитальной станцией в космосе через шесть лет останется китайский «Небесный дворец» (Тяньгун). Такого подарка китайские товарищи и представить себе не могли.
У официальных лиц «Роскосмоса», похоже, есть козырь в рукаве. Только вот стоит он порядка 600 миллиардов долларов, и это предварительная цена. Как только начнется реальная работа, стоимость неизбежно вырастет – по-другому не бывает.
Эскизный проект Российской орбитальной служебной станции
Российская станция, которую также именуют Российской орбитальной служебной станцией (РОСС), будет летать на полярной орбите с наклонением в 97 градусов на высоте 372 километра. Орбита позволит больше времени находиться над территорией России – сейчас на МКС на это приходится не более 5 процентов полетного времени. Новая орбита значительно уменьшит зависимость «Роскосмоса» от космодрома Байконур, пусть он и находится в дружественном государстве.
Летать на РОСС можно будет и с гражданского Восточного, и с военного Плесецка без серьезных рисков для экипажей. Бонусы новой станции на этом не заканчиваются. В конструкции станции предусматривается открытая модульная архитектура, то есть теоретически срок службы РОСС не ограничен – каждый модуль может быть заменен новым. В итоге такой «регенерации» обновится вся станция. Как утверждают авторы, к 2050 году не менее трех раз.
Специалист по баллистическому обеспечению полетов Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» Никита Чудиной недавно заявил о возможности перспективной станции отправлять к Луне аппараты каждые две недели. Главной миссией РОСС, похоже, становится подготовка отечественных космонавтов к полетам за пределы орбиты Земли.
Высокоширотная орбита неизбежно выведет в область высокой космической радиации, что максимально схоже с условиями в далеком космосе. Сейчас на МКС в этом смысле все безопасно, но ограничивает возможности для экспериментов и исследований в области межпланетных полетов.
Первый модуль станции РОСС, вероятнее всего, научно-энергетический, должен появиться на орбите уже в 2027 году. Далее к нему присоединяется узловой, шлюзовой, базовый и несколько узкоспециализированных модулей.
Проект собственной космической станции есть и у американцев. Lunar Orbital Platform-Gateway (LOP-G) сложно назвать аналогом МКС, так как она должна будет вращаться вокруг Луны. У американцев должна получиться своеобразная альтернатива лунной станции на поверхности спутника. С базы LOP-G намерены запускать пилотируемые миссии, как на саму Луну, так и к Марсу.
Пока к проекту подключились, помимо США, Канада, Европейский Союз и Япония. Россия вышла из программы еще в 2021 году. LOP-G насколько красив технически, настолько и утопичен в реализации.
Особенно когда из него удалились российские технологии и компетенции. Но цель у него сходна с планируемой российской станцией – максимально изучить все тонкости и опасности межпланетных пилотируемых перелетов.
Мы движемся в новую космическую эпоху. Если не будет никаких глобальных подвижек, то через несколько лет в космосе развернется соревнование орбитальных станций. Некоторые будут суверенными (российская и китайская), а кто-то решит строить совместно с другими государствами – речь о Lunar Orbital Platform-Gateway.
С одной стороны, это позволит станциям эффективнее работать по национальному заказу, с другой – выйдет неизбежно дороже и не столь технологично. МКС худо-бедно, но не позволяла участниками экспериментировать с запрещенными в космосе оружейными технологиями.
Сейчас же соблазн построить вдали от лишних глаз что-нибудь «этакое» будет сложно побороть. И россиянам, и китайцам, и, разумеется, американцам. Это одна из важнейших причин, почему РОСС должен быть построен – упустить инициативу в космосе наша страна не имеет права.
- Евгений Федоров
Комментарии (0)
Добавить