Армения в силу объективных и субъективных причин не может, как прежде, развивать военно-техническое сотрудничество и наращивать оборонные связи только с Россией. Об этом заявил вице-премьер Армении Никол Пашинян.
«Необходимо изменить концепцию развития армии», — сказал Пашинян.
По его словам, следует «понять, с кем мы должны развивать военное и военно-техническое сотрудничество».
При этом Пашинян отметил, что «необходимо понимать, какие отношения Армения строит с Индией, Ираном, Грузией, США, Францией и РФ, останется ли страна в составе ОДКБ и т.д.».
Пашинян неоднократно заявлял о необходимости диверсификации системы безопасности страны. Есть ли особенность в его нынешнем заявлении? Об этом рассуждает обозреватель REX Станислав Тарасов.
«Нарратив Пашиняна имеет, конечно, антироссийскую направленность с намеком на выход Армении из ОДКБ и вывод российской военной базы из Гюмри. Он сознательно выбирает чувствительные и громкие темы. В этом, похоже, главная цель таких заявлений, которые на Западе воспринимаются в контексте намерений Еревана ослабить позиции Москвы в Закавказье. Вызывает вопросы и приведенный Пашиняном набор стран, с которыми он намеревается укреплять армию. С США и Францией все понятно, это - НАТО. Не случайно спецпредставителя генсека НАТО по Южному Кавказу и в Центральной Азии Хавьера Коломина в интервью государственному агентству «Арменпресс» с воодушевлением констатировал «сдвиг» Армении во внешней и оборонной политике в сторону евроатлантического блока. Потому что Армения вписывается в тренд противостояния Запад-Россия», — отметил Тарасов.
Но маловероятно, чтобы при таком раскладе к «игре» подключился бы Иран, говорит эксперт.
«Хотя бы потому, что тут больше вероятности потенциального включения Армении в турецко-азербайджанский геополитический тандем по линии НАТО. Что касается Индии, то Пашинян рассчитывает провести контригру против военно-политического альянса Турция - Азербайджан - Пакистан. При этом приближенные к правительству армянские эксперты полагают, что Нью-Дели будет стремиться к расширению сотрудничества с Арменией в рамках коридора «Север – Юг», соединяющий западную часть иранского порта Чабахар и Индийский океан по территории Армении с Евразией и Хельсинки. Но участвовать в таком проекте можно и без военного альянса с Арменией», — отметил Тарасов.
Все это говорит о том, что Армения не имеет устойчивой и продуманной внешней политики и сползает на крутые реверсы, констатировал Тарасов.
Не случайно официальный представитель МИД России Мария Захарова говорила на брифинге для журналистов, что "Армении нужно проанализировать все эти данные, открыть карту, посмотреть в каком регионе она находится и кем окружена и понять, в чем же заключаются ее национальные интересы, что ей выгодно, что приносит краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную выгоду, и исходить из этого, а не из посулов, обещаний".
«Правда, такое возможно только при условии, что у Еревана еще сохраняется стремление сохранять свою независимость и отстаивать национальные интересы»,- подытожил Тарасов.