Конечно, главной причиной блокировки выделения денег на военную помощь Зеленскому и Нетаньяху является внутриполитическая борьба в связи с предстоящими президентскими выборами. Республиканцы хотят добиться от Байдена увязки помощи союзникам с финансированием мер по ограничению нелегальной миграции. Понимая, что он не захочет и не сможет (из-за позиции собственной партии) выделить много денег на усиление пограничного контроля, они рассчитывают использовать этот факт для агитации против него. «Смотрите, он выделяет на Украину в сто раз больше, чем на охрану границы!» — хороший аргумент в год выборов.
Никакие попытки найти компромисс не срабатывают. Например, вариант с тем, чтобы отделить помощь Израилю от помощи Украине и принять сначала законопроект о выделении денег еврейскому государству, не устраивает Байдена. Потому что в Белом доме понимают, что республиканцы поддержат помощь Израилю, но закон о деньгах для Киева не пропустят, потребовав взамен больших денег на борьбу с нелегалами. Байден попытался пойти на небольшие уступки, но это ни к чему не привело, и ему ничего не остается, кроме как обвинять Трампа в сознательном вредительстве, в том, что экс-президент блокирует принятие законопроектов о помощи в конгрессе из-за предвыборных интересов, не думая о стратегических американских интересах.
Во вторник Байден вышел на публику «в украинском галстуке и с украинским значком», заявив о том, что Украина сейчас в отчаянном положении, часы тикают и это то, чего хочет Путин. То есть давление на американский конгресс достигло максимально спекулятивного уровня — еще немного, и Белый дом обвинит республиканцев в работе на Москву.
Однако в отчаянном положении находится не Украина, а администрация Байдена, если не американская репутация в мире. Потому что весь мир видит, что внешняя политика Штатов стала заложником внутриполитической борьбы, внутриполитического кризиса. Нет, никто не ждет, что США оставят без денег и военных поставок Украину и тем более Израиль, но все видят, что в горячей ситуации американцы месяцами не могут принять закон о помощи своим ближайшим (Израиль) и важнейшим (Украина) союзникам. И это происходит во время войны, в ходе боевых действий. Что же тогда будет в мирное время, если даже в экстремальной ситуации американская внешняя сила становится заложником внутренних разногласий? Кто тогда будет полагаться на США?
Именно это все сильнее беспокоит американский истеблишмент, о чем свидетельствует беспрецедентная для американской политики акция. Речь идет о появившемся открытом обращении к руководству конгресса девяти американских послов в странах Азии. Послы просят быстрее принять закон о выделении помощи Украине и Израилю. Ничего подобного раньше не было, но послы и говорят о том, что сейчас «поворотный момент истории» и принимаемые решения «будут иметь долгосрочные последствия». Причина обращения послов не в том, что в законопроекте есть средства и для тихоокеанских союзников (в первую очередь Тайваня), просто ситуация с торгом вокруг помощи Украине проецируется на всю американскую внешнюю политику — и это самое опасное для американской репутации.
Правительства стран — американских партнеров очень внимательно наблюдают за тем, что делают Штаты, пишут послы: «Они хотят видеть, что, когда дела будут идти плохо, Соединенные Штаты будут рядом со своими союзниками и партнерами».
Послы уверяют законодателей, что речь идет об одном из «самых важных голосований за поколение», пытаются объяснить, «какое глубокое влияние» это бюджетное решение окажет на их «альянсы и партнерство в Индо-Тихоокеанском регионе». А отказ от выделения помощи Украине может «придать Китаю смелости в регионе»: «Не только наши союзники и партнеры оценят этот момент, но и наши противники. Доверие к нашей приверженности коллективной безопасности и сдерживанию висит на волоске».
То есть пугают конгресс тем, что, отказав в помощи Украине, он поможет не только Путину, но и Си Цзиньпину? По сути, да, и это еще один признак глубокого кризиса американской глобальной стратегии.
Увязав в один клубок все свои региональные интересы и проблемы, США лишили себя возможности маневра и выбора — и становятся заложниками как собственных промахов, так и ошибок, уязвимостей партнеров-сателлитов. Исходя из своих же глобальных интересов, Штатам нужно было бы, например, остановить израильскую операцию в Газе, но это сделано не было. А когда Байден соединил вместе помощь Украине и Израилю, этим не преминули воспользоваться республиканцы, заинтересованные в том, чтобы сделать данные вопросы частью внутриполитической агитации против демократической администрации.
Клубок противоречий нарастает, и американские послы видят это лучше многих в Вашингтоне. К тому же послы США — это очень часто не карьерные дипломаты, а крупные политические и бизнес-фигуры. Например, среди подписавших письмо есть посол в Японии Рам Эмануэль (бывший глава администрации Барака Обамы), посол в Австралии Кэролайн Кеннеди (дочь президента США), посол в Индии Эрик Гарсетти (бывший мэр Лос-Анджелеса), то есть это люди, которые сами принадлежат к американскому истеблишменту. И если даже они пишут «открытые письма в Капитолий» с предупреждениями о том, что «все висит на волоске», то ситуация действительно выходит из-под контроля «вашингтонского болота».
Петр Акопов