Избрание нового президента Финляндии Александера Стубба, состоявшееся в середине февраля, вкупе с его обещаниями укрепить военные связи страны с США, ужесточить санкции и в целом политику в отношении России, сопровождается резким ухудшением экономической ситуации в Суоми. Около трети всех финляндских промышленных и транспортных сельхозпредприятий к середине февраля 2024 г. понесли ущерб, вплотную приблизивший их к банкротству.
Финляндия прочно впряглась в антироссийские санкции ЕС – очень многие финские компании стали резко сокращать, а то и вообще прекращать давнее сотрудничество с Россией.
Напомним в этой связи, что доля РФ во внешней торговле Финляндии десятилетиями превышала 15%, а нередко достигала 20-25%. Теперь же, к середине февраля, этот показатель упал до «рекордных» 3%. Соответственно, десяткам финляндских предприятий, издавна сотрудничавшим с российской стороной, приходится не только сокращать, но и останавливать производство и торговые операции с многочисленными российскими партнерами.
Весомо пострадали в Финляндии от санкций, прежде всего, энергетическая корпорация Fortum, строительный холдинг YIT и авиакомпания Finnair. Не говоря уже о менее крупных компаниях. По оценкам Хельсинкской фондовой биржи, суммарные санкционные убытки финского бизнеса только за 2022 г. превысили 4 млрд евро. В частности, для Fortum, ранее инвестировавшей в проекты в РФ до 5 млрд, потери оцениваются почти в 2 млрд. Потери YIT достигли 450 млн евро, крупного финского производителя шин Nokian Tyres – 300 млн, Finnair – почти 200 млн евро. За 2023 г. убытки упомянутых компаний увеличились на 25-30%, а в текущем году они, по прогнозам финских экспертов, возрастут еще минимум на 20%.
К началу 2024 года, по данным национального коллекторского агентства Suomen Asiakastieto, банкротами или почти банкротами оказались свыше 1500 финских компаний – опять же из-за санкций против РФ и российских ответных санкций.
Что сделало «2023 год исключительно сложным для финских предприятий, не исключая крупные: например, уже к концу ноября 2023 г. о банкротстве объявили 270 компаний с минимальным оборотом в один миллион евро. Компаний, оказавшихся в таком положении, на 100 больше, чем в предыдущем году».
Характерно и более чем двукратное сокращение транзита внешнеторговых грузов РФ через финляндские порты за 2022-23 гг., поставившее на грань рентабельности работу 6 из 11 портов. По прогнозам на текущий год, этот транзит сократится еще наполовину, с очевидными экономическими и социальными последствиями для портов. Многие из них снижают расценки на обслуживание судов и перевалку грузов, но это не выправит ситуацию. Усугубляет ее в транспортной системе и то, что с 2023 г. через порты Суоми прекратились экспортно-импортные перевозки России с Норвегией, Швецией и Исландией.
Неудивительно, что по данным Банка Финляндии за январь с.г., национальная экономика пребывает в рецессии, и немаловажный фактор ее стагнации – ухудшение отношений с РФ. Ибо ввиду санкций и географического положения Финляндии «структура её внешней торговли ослабляют её экономические позиции. Поскольку импорт многих видов сырья и промежуточных товаров, важных для Финляндии, стал более сложным и дорогостоящим из-за ситуации с Россией».
Между тем МИД Финляндии с начала российской СВО выдал более 200 разрешений на исключение финских компаний из режима антироссийских санкций. По данным на конец декабря 2023 г., всего в это ведомство поступило более 500 соответствующих запросов.
В большинстве своем это компании-перевозчики, предприятия целлюлозно-бумажной отрасли, цветной металлургии, производители бытовой электроники, агропрома и химпрома. По имеющимся оценкам, число таких запросов увеличится не менее чем на треть в сравнении с 2023 годом.
В свою очередь, МВД Финляндии в ноябре 2023 г. опубликовало доклад «Решение правительства о временном закрытии пограничных переходов с Россией»: напомним, что в Суоми к настоящему времени закрыты, по решению финского правительства, почти все автомобильные и железнодорожные пункты пропуска на границе с РФ (всего таких пунктов 7). Но остается действующим крупный пункт Вайниккала, соседствующий с ж.д. станцией Бусловская (Ленинградская область). Так вот, в упомянутом докладе отмечено, что сохранить действующим хотя бы этот переход нужно для того, чтобы оградить финский бизнес «от еще бОльших убытков ввиду санкционной ситуации с Россией». А фирмы, «занимающиеся транзитом грузов на восточной границе страны (то есть, на границе с РФ – Прим. авт.), тем более понесут крупные убытки, если закроется этот переход».
Отмечается также, что сохранение ж/д перевозок между Суоми и РФ важно «и для глобальной продовольственной безопасности», так как по линии Бусловская-Вайниккала российские химудобрения «транспортируются к финским портам (хотя с 2022 г. в значительно меньшем объеме. – Прим. авт.) для экспорта в третьи страны». Потому нужно принять «все меры для сохранения транзита этих грузов»
Плюс к тому подчеркивается значимость той же линии «для развития торговых связей Финляндии со странами Центральной Азии». Кстати, в конце октября 2023 г. в Астане правительственные делегации Казахстана и Финляндии договорились увеличить взаимный товарооборот в 2024-м не менее чем на четверть в сравнении с 2023 годом. Расчет на то, что грузоперевозки между Суоми и Казахстаном продолжатся через РФ. Поскольку самой географией предопределено, что свыше 85% объема этих перевозок издавна осуществляется через Россию.
Словом, в Финляндии уже начинают осознавать, что их собственные экономические интересы принесены в жертву коллективному Западу, в том числе НАТО, куда Суоми вступила весной 2023 года. Последствия столь ущербной политики финны в полной мере ощущают сегодня на себе.
Скачать файл: