Почти каждый день премьер-министр Армении Никол Пашинян посылает не только Москве сигналы о пересмотре внешнеполитического курса. На сей раз он ответил на вопросы журналистов на пресс-конференции, опубликованной на странице правительства Армении в YouTube и абстрактно размышлял о об «обеспечении безопасности Армении» в контексте взаимоотношений с внешний игроками. Почему именно сейчас он активизировался на этом направлении и в чём истинные причины таких кульбитов, экспертам ещё предстоит выяснить. При этом близкие к правительству армянские источники уверяют, что «Ереван всё еще только оценивает риски и последствия тех или иных решений», хотя контуры курса на ухудшение отношений с Россией, как и дрейф в сторону Запада уже обозначены.
При этом все предлагаемые внешнеполитические комбинации «шьются на живую нитку», на что обратил внимание американский журнал Washington Examiner. Он указал на первое после прихода к власти в мае 2018 года поражение Пашиняна во внешней политике: Запад отказался следовать его призыву отказаться от закупок энергоресурсов Азербайджана. Второе поражение вытекает из первого: Запад слабо отреагировал на «победу демократии в Ереване», и тем самым был нивелирован тезис Пашиняна о превращении Армении «в единственный демократический форпост Запада в Закавказье», несмотря на то, что объективно он был направлен не только против Азербайджана, но и России.
Теоретически Пашинян связывал продвижение так называемых «демократических ценностей» с проблемой урегулирования нагорно-карабахского конфликта, но нежелание США и ЕС вводить против Азербайджана какие-либо санкции, переход Баку к силовому решению проблемы, изменил ситуацию. Надежды на вмешательство США и ЕС в конфликт на стороне Армении не оправдались, тогда как Россия практически вывела Ереван и Баку из состояния войны, выступив посредником в подписании мирного соглашения 9 ноября 2020 года.
Но Пашинян решил обвинить в поражении Россию и вступил на путь геополитического разворота. В армянских СМИ стала набрать силу антироссийская компания и Ереван стал более открыто демонстрировать стремление к так называемой «многовекторности», в том числе за счёт ослабления союзнических отношений с Россией. С этого момента Армения оказалась в зоне острейшего внутриполитического и внешнеполитического кризиса, который продолжается до сих пор. Испорчены отношения с Россией, проблемы с сопредельными странами – Азербайджаном, Турцией, и Ираном. Условные «мосты сотрудничества» с Западом на фоне высокой вероятности очередной эскалации с Азербайджаном в условиях фактически пониженных гарантий в обеспечении интересов и безопасности Армении со стороны России. Более того, начинает просматриваться тенденция к антироссийской политической консолидации армян с размыванием их истинных национальных интересов.
Судя по всему, этот процесс в Армении приобретает долговременный характер, становясь главным ресурсом Пашиняна в стремлении сохранить власть. Другое дело, что динамика политических процессов в Закавказье и вокруг него требует как оперативных решений, так и более широких и долговременных подходов к модусу внешнеполитического поведения, чего у Пашиняна нет. Он переформатирует свои взаимоотношения с ведущими региональными и внерегиональными геополитическими игроками прямо на ходу: что ни день, то какое-то заявление, касающееся балансирования между Россией и Западом.
Более того, создается впечатление, что и в ряде европейских столиц происходит некоторое переосмысление подходов к Армении с учётом того горячего дыхания нарастающего «кавказского пожара». В этом смысле многое будет зависеть от готовности Запада к реальной институциональной вовлечённости в развитие дальнейших событий в регионе, возможностей Армении превращать себя в площадку геополитического противостояния Восток-Запад, в каковую превратились Украина, Грузия и Молдавия, и что за это придётся заплатить Еревану при максимальной суженности дипломатического пространства для манёвра. Но как бы то ни было, Пашинян очень близок к «точке невозврата» и запущенный им процесс будет иметь далеко идущие геополитические последствия в Закавказье.