Президент Франции Эммануэль Макрон предложил европейцам поменять американский «ядерный зонтик» на французский. Об этом он заявил в ходе встречи в Европейской школе в Страсбурге с молодыми европейцами. Континент уже защищает НАТО, сказал Макрон, но теперь «нам пора пойти дальше и создать надежную европейскую оборону», под чем подразумевается развертывание «противоракетных щитов», которые должны также сдерживать применение ядерного оружия.
«И ещё о ядерном оружии, французская доктрина гласит, что мы можем применить его, когда под угрозой окажутся наши жизненно важные интересы, – отметил Макрон. – Я уже говорил, что у этих жизненно важных интересов есть европейское измерение, если не вдаваться в подробности, силы сдерживания будут способствовать укреплению доверия к европейской обороне. Я выступаю за начало дебатов на темы противоракетной обороны, оружия дальнего радиуса действия и ядерного оружия для тех, у кого оно есть или на чьей земле размещено американское ядерное оружие. Давайте выложим все карты на стол и посмотрим, что действительно защищает нас лучшим способом. Франция сохранит свою специфику, но готова внести больший вклад в оборону Европы».
На вооружении Франции в настоящее время находятся 280 боеголовок плюс 10 в резерве, что делает её четвертой ядерной державой в мире. При этом доктрину применения ядерного оружия Парижем называют «особой». Франция разрешает сама себе нанести удар первой по государствам, которые наносят ущерб жизненно важным интересам страны, предпринимают нападение или хотя бы просто создают угрозу нападения на союзника. Вопрос в том, кого считать союзником. В 2020 году Макрон предложил провести «стратегический диалог» о «роли французского ядерного сдерживания в коллективной безопасности» Европы, обращаясь к Берлину. Затем он вернулся к этой теме после начала специальной военной операции на Украине. Ряд немецких политиков в начале этого года проявили заинтересованность. Министр финансов Кристиан Линднер (СвДП), бывший глава МИД Германии Зигмар Габриэль (СДПГ) и генсек СДПГ Катарина Барли призвали поговорить о европейском ядерном оружии. При этом в качестве повода была выставлена не Россия, а, как писал журнал DerSpiegel, «заявления самого многообещающего кандидата в президенты США от Республиканской партии Дональда Трампа».
Но инициативу Макрона и собственных однопартийцев не поддерживает канцлер Германии Олаф Шольц, который привержен идее сохранения американского «ядерного зонтика». Немцы крайне привязаны к США и больше всего опасаются отступления Вашингтона, если все европейские страны будут охвачены французскими силами ядерного сдерживания, поясняет в интервью порталу Euractiv эксперт парижского Института международных и стратегических отношений (IRIS) Федерико Сантопинто. Однако, по его словам, некоторые из европейских стран «готовы вступить в дискуссию с Францией и проявляют интерес и готовность обсуждать ядерные вопросы в рамках европейской обороны». Сантопино не стал расшифровывать, какие именно европейские столицы согласны продвинуться дальше на пути диалога с Парижем. Но если говорить в принципе о распространении атомного оружия в Европейском союзе, то в последние годы о своем желании принять его у себя говорила преимущественно Польша. Правда, речь шла об американской программе Nuclear Sharing (соглашения США с рядом стран-членов НАТО о передаче их ВВС в случае военной необходимости ядерных бомб с американских баз).
22 апреля сего года президент Польши Анджей Дуда заявил в интервью таблоиду Fakt:
«Если наши союзники решат разместить ядерное оружие в рамках совместного использования ядерного оружия также и на нашей территории для укрепления безопасности восточного фланга НАТО, мы к этому готовы». Учитывая, что накануне он побывал в Нью-Йорке, где провел переговоры с Трампом, слова Дуды намекали на некие договоренности с бывшим американским президентом, намеренным снова поселиться в Белом доме. В этом контексте выступление Макрона в Европейской школе в Страсбурге выглядит контрходом Парижа. Не исключено, что нынешнее правительство Польши во главе с Дональдом Туском является одним из главных адресатов послания французского президента. Ведь после возвращения Туска во власть в декабре прошлого года Париж стал активно заигрывать с Варшавой, а новой польской правящей коалиции французская пресса раздает комплиментарные авансы. Как считает газета Ouest-France, украинский конфликт и возможность возвращения Трампа в Белый дом «явно изменили ситуацию, стратегические вопросы больше не могут зависеть от американских выборов, Варшава хочет быть участником строительства мощной Европы, столь дорогой Макрону».
Комментируя интервью Дуды, глава МИД Польши Радослав Сикорский пояснил, что правительство не уполномочивало президента публично выступать на тему программы ядерного обмена, и последний, возможно, «зашёл слишком далеко». Вместе с тем, канцелярия премьер-министра положительно отреагировала на просьбу Дуды к Туску встретиться и обсудить Nuclear Sharing, как только глава правительства излечится от пневмонии. К тому времени, судя по всему, появится новая информация о том, что стоит за идеей Макрона о распространении французского «ядерного зонтика» на ЕС вместо американского. И это может оказаться доминирующей темой на встрече Дуды и Туска.