В Армении к 9 мая развернулся невиданный по меркам последних лет антиправительственный протест. По различным оценкам, в Ереване на центральной площади собрались от 60 тыс. до 70 тыс. человек.
Формально триггером, запустившим этот процесс, стала сдача Азербайджану нескольких сёл в Тавушской области Армении.
Важно понимать, что этот «территориальный спор» не имеет ровным счётом никакого прямого (то есть территориального) отношения к Арцаху (так армяне называют многострадальный Нагорный Карабах) или к Сюнику, где также нередки приграничные стычки и конфликтные ситуации. Регион Тавуш находится совершенно в другой части Армении. Это важно.
Важно и то, что впервые протест возглавил человек, не принадлежащий ни к одной конкретной политической силе или военному клану. Речь о тавушском архиепископе Баграте Галстаняне, который, несмотря на позицию своего начальства, влился в стихийно созданное движение «Тавуш во имя Родины».
Признаться, при написании этого текста я, как автор, оказался в довольно абсурдной ситуации. Это требует пояснения, и я считаю необходимым его сделать, так как это позволит более точно отразить картину происходящего в армянском обществе. Дело в том, что с архиепископом Багратом я знаком лично и имею крайне высокое мнение о нём как о человеке, об армянине и о мужественном защитнике своей Веры и Отечества. Однако параноидальные настроения в существенной части армянского общества, интерпретируемая на все лады шпиономания, созданная откровенно манипуляционным путём русофобия (или точнее — путинофобия), а также внутриполитическая истерия, спровоцированная сначала карабахским провалом 2020-го и доведённая до крайности трагедией 2022-го (а потеря Арцаха — это трагедия, для очень многих болезненная и личная, для меня, к слову, тоже), может превратить любое моё положительное высказывание о святейшем Баграте в медвежью услугу.
Грубо говоря, любая комплиментарная формулировка с моей стороны сегодня в армянском обществе запросто приобретает интерпретацию в духе «раз про него пишут русские военкоры, значит, за ним стоят Кремль и ГРУ». Ну а абсурд заключается в том, что если не писать вообще ничего и, например, промолчать, то интерпретация почти с 100%-ной вероятностью рискует быть ровным счётом такой же — «раз русские военкоры молчат о нём, значит, точно — Кремль и ГРУ».
Говорю это безо всякой иронии: ситуация совсем не смешная. Уровень недоверия как к внутренним элитам, так и к любым внешним игрокам в Армении настолько сильно зашкаливает, что даже ярые сторонники движения «Тавуш во имя Родины» самым изощрённым и мнительным образом пытаются углядеть за святейшим Багратом чью-то невидимую руку, начиная от русских спецслужб, далее включая французскую разведку (если не изменяет память, Баграт Галстанян, прежде чем его назначили епископом в Тавуш, одно время служил в Канаде), и заканчивая традиционно англосаксонскими товарищами.
Пробуют также найти за ним тот или иной армянский клан, того или иного олигарха или структуру. Любая подобная «находка» чревата дискредитацией народного протеста и дальнейшим возлежанием Пашиняна во власти.
Именно поэтому я сознательно держу дистанцию практически со всеми своими армянскими друзьями, дабы не плодить дополнительную мнительность и не оказывать медвежью услугу по-настоящему народному восстанию против проазербайджанского беспредела, развёрнутого нынешним армянским политикумом.
Если же спросить меня честно, что я думаю о том, кто стоит за святейшим Багратом, — клянусь, не имею ни одного инсайда и опираюсь исключительно на собственную интуицию и наблюдения: армяне настолько сильно истосковались по настоящему лидеру, по лидеру со стержнем внутри, который готов отдать не на словах, а на деле свою жизнь и всего себя за Армению, человека, который искренен и бескорыстен, что рано или поздно такой лидер должен был появиться. По-настоящему народный.
Святейший Баграт именно такой и есть — для него нет интересов США, Европы, России, Ирана, для него есть только Армения. Именно поэтому его репутация чиста. Именно поэтому у армянского народа наконец-то появился шанс самостоятельно решать свою судьбу.