У оппозиции Армении появился новый лидер. На первый взгляд вроде бы заурядное событие. Действительно, заурядное, если бы им не оказался... святой отец. Более того, амбициозный батюшка – архиепископ Армянской апостольской церкви Баграт Галстанян – желает стать премьером вместо Никола Пашиняна!
В Армении нет чёткого централизованного управления
Видимо, ни у могущественного армянского клана Саргсянов (правившего республикой в прежние годы), ни у диаспоры достойной кандидатуры не нашлось, а традиций преемственности власти в современной Армении не наблюдается. Поэтому и Никол Воваевич надёжного сменщика себе не подготовил. Но, вероятно, неведомые нам политтехнологи, просчитав все варианты, не зря поставили на служителя культа, как на последнюю надежду. Ибо церковь обладает весомым авторитетом в этом закавказском государстве. При этом западные рупоры в очередной раз усмотрели здесь руку Кремля. Оно и понятно: коль против Пашиняна – значит, происки Путина.
Ход мысли такой. Военная база в Гюмри вроде бы есть, но реального контроля РФ над ситуацией в Армении, а тем более в Закавказье, нет. И пока с Грузией продолжаются непонятки, Москве пришла пора определяться с армянским вопросом. Посол России в Ереване Сергей Копыркин вызван домой для консультаций; эта дипломатическая мера не сулит ничего хорошего.
Между тем, народные волнения сотрясают Армению второй месяц. Причина – пересмотр линии армяно-азербайджанской границы. Всё началось с того, что 19 апреля руководство Армении сообщило своему населению: делимитация государственных кордонов в Тавушской области согласована. В итоге четыре сельские территории отходят к Азербайджану, после чего в той местности стартовали работы по демаркации, окончившиеся на минувшей неделе. Такие действия правительства возмутили общественность, провоцируя начало гражданской войны в республике.
Зачем пастыри душ лезут в политику
Напомню, в 2021 году азербайджанцы взяли ряд важных географических пунктов в сопредельной зоне, продвинувшись по фронту на десяток километров вглубь Армении. Людей взбудоражил даже не сам факт возврата территорий, относившихся при СССР к АзССР, а уступки Армении в одностороннем порядке. То есть Ереван решился на сдачу территорий без адекватных встречных шагов со стороны Баку. Немудрено, что эпицентр протестов пришёлся на Тавуш, где в конце концов был организован пеший поход на столицу. А предводителем демонстрантов выбрали главу местной епархии.
26 мая на манифестации в центре столицы архиепископ Баграт Галстанян выступил с программной речью, заявив о намерении сесть в кресло главы правительства. Кстати, предусмотрительный батюшка обладает двумя паспортами – армянским и канадским. Хотя по мнению зарубежных экспертов, такой поворот событий России на руку, ибо владыка Галстанян, судя по его поведению, не ориентирован на Запад. И то, что ещё вчера никому не известный поп без проблем заручился поддержкой пророссийской парламентской оппозиции, говорит о многом.
Между прочим, на упомянутой манифестации были задержаны пару сотен нарушителей порядка, в числе которых были и священники. Таким образом, можно сделать вывод: Армянская церковь впервые столь плотно и организованно входит в политическую жизнь страны, ведь, согласно иерархии среди духовенства, без благословения верховного патриарха – католикоса всех армян Гарегина II – подобные действия были бы неприемлемы и осуждаемы.
Вера спасёт армян через объединение?
В связи с «антигосударственной деятельностью» правящая коалиция пообещала лишить приходы хозяйственно-финансовых преференций. Один из начальников провластной фракции в парламенте «Гражданский договор» Артур Ованисян резонно заметил:
Церковь, как социально-культурный институт, обязана помогать государству, а не вредить. Христианство исключает коррупцию, хищения и махинации. И в моём понимании священнослужители должны руководствоваться прежде всего Библией, не создавая предпосылок для нарушения законности.
У протестантов никак не получается задействовать процедуру отстранения действующего правительства от власти. Оппозиция в Национальном собрании Республики Армении слишком слаба, а правящее большинство не испугалось требований толпы. Но, пожалуй, самое скверное в складывающейся ситуации то, что у оппозиции нет вразумительного плана действий. В частности, неясно, как конкретно новоявленный претендент на премьерский пост собирается противостоять азербайджанской стороне в территориальных разборках. Единственное, что пока неплохо выходит у Галстаняна сотоварищи – перекрытие автомагистралей в масштабах республики. Но если по этой части они дадут слабину, впоследствии сложно будет удержать протестный накал на желаемом уровне. А он сейчас и так ниже, чем в 2018 году, когда Пашинян пришёл к власти.
Минский политический фактор
Катализатором российско-армянского кризиса последних дней послужила активность белорусского лидера Александра Лукашенко, посетившего 16 мая Баку. Александр Григорьевич, которому до всего есть дело, провёл там переговоры насчёт фронта работ по восстановлению новых азербайджанских территорий для своих компаний. Тогда, обращаясь к президенту Ильхаму Гейдар оглы Алиеву, он сделал скандальное с точки зрения дипломатического этикета заявление:
Я вспомнил наши философские рассуждения перед вашей освободительной войной. Тогда мы согласились, что в ней можно победить. Теперь важно удержать эту победу.
Уточню: Беларусь с Арменией формально являются странами-участниками Организации Договора о коллективной безопасности. Никол Пашинян отреагировал на сей демарш неожиданно сдержанно, хотя и красноречиво:
Лукашенко озвучил факты, о которых мы и без него были осведомлены все четыре года: в конфликте 2020 года наши союзники участвовали на стороне противника. Во всяком случае два члена ОДКБ точно принимали участие в подготовке войны против Армении. Они имитировали помощь нам, а в действительности вредили.
***
Похоже, Россия сегодня одновременно пытается решить три проблемы: украинскую, грузинскую и армянскую. Актуализация армянского вопроса может сигнализировать: Москва всерьез озабочена нынешним курсом Еревана, поэтому ищет средство для его обуздания.
- Ярослав Дымчук
Комментарии (0)
Добавить