
Как вы, наверняка, уже слышали – американский стратегический БПЛА Global Hawk, наводивший у берегов Севстополя ракеты ATACMS на пляж Севастополя – куда-то подевался. А как же это вышло, а кто же это сделал?
Собственно, вся история о Глобал Хоке проста, как мычание – его никто не сбивал. Потому что сбитием является сознательное применение оружия, закончившееся уничтожением воздушной цели. Этого ничего не было. Просто около Глобал Хока пролетел российский МиГ-31, выполнявший учебное задание. В результате этого пролета Глобал Хоку чо-та поплохело, он удалился со снижением в сторону моря и в конце концов, как говорят, сел где-то в Румынии. После чего уже не летал.
Причинами такого прискорбного летного инцидента является то, что США не согласовывают с РФ время, маршрут и эшелон полетов своих разведчиков. Поэтому сверхзвуковой перехватчик МиГ-31 запросто может столкнуться с американским БПЛА – в результате наш самолет потерпит крушение, и это будет квалифицироваться как нападение на самолет ВВС РФ, “казус белли” и всё такое прочее.
Телеграмм-канал chervonec_001 пишет:
Я могу лишь добавить, что прохода было два. На разных скоростях. И все получилось лишь со второго раза, когда разогнались до 2.3М. Это первый подобный случай в истории авиации, насколько мне известно. На таких высотах и скоростях никто, никого, никогда не “встречал”.
МиГ-31 был выбран, как единственный самолёт из всего парка, стоящего на вооружении ВКС, который может выполнить эту задачу на такой высоте (около 16 км). Летчик и штурман МиГ-31 получили по “Ордену Мужества”.
После такого случая НАТОвцы поменяли тактику – прислали уже не БПЛА, а английский RC-135 С ЭКИПАЖЕМ, и он наводил английские Storm Shadow (то есть они даже не шифруются – американцы дают целеуказание американским ракетам, а британцы – британским). Борт прикрывали 4 истребителя, причем два из них летели демонстративно, а ещё два прятались за RC-135.
Российские истребители были невдалеке, типа наблюдали. После того, как у британских истребителей кончилось топливо, они отвалили, и разведчик стыдливо улетел с ними под румынский берег.
То есть теперь они боятся.
Причем американцы стали очень осторожны, они уже не нарываются, как англичане. Сегодня самолёт радиоэлектронной разведки RC-135W Rivet Joint ВВС США побоялся приближаться к Крыму, и работает над Румынией, не пересекая её береговой линии. Летать над Черным морем американцы больше не хотят, ибо нуегонафиг.
RQ-4 Global Hawk — американский стратегический разведывательный беспилотный летательный аппарат. Разработан американской компанией Teledyne Ryan Aeronautical, дочерним предприятием Northrop Grumman. Первый полёт совершил 28 февраля 1998 года с авиабазы ВВС США в Калифорнии.
Является самым большим по размерам и массе серийным БПЛА в мире. Его длина — 13,3 метров (у U-2 — 19 м, у F-15/16 — 19,5/15 м), размах крыльев равен примерно 35 метров (у U-2 — 31 м, у F-15/16 — 13/9,5 м), взлётный вес приближается к 15 тоннам. Ценник актуальной модификации Block 30 составлял $215 млн на 2011 год. Час полёта стоит 31 К$ (на бумаге стоимость полётов удалось снизить до 24 К$ за час – но это при условии, что аппарат летает до полной выработки керосина в баках).
В январе 2012 года ВВС США прекратили закупку RQ-4 Global Hawk. Принятые на вооружение ранее аппараты запланировано перевести в резерв. Причиной такого решения стало их дорогостоящее обслуживание, значительно превышающее затраты на эксплуатацию пилотируемых Lockheed U-2 (да-да, старичков имени Пауэрса достали со свалки, подшаманили и снова начали применять для разведки – а чо делать, у США нет денег на такие дорогие аппараты, как Глобал Хок).
Global Hawk оснащён интегрированной системой наблюдения и разведки HISAR (Hughes Integrated Surveillance & Reconnaissance). Это упрощённая и более дешёвая версия комплекса ASARS-2, разработанного фирмой Hughes для модернизации разведывательного самолёта Lockheed U-2.
Комплекс включает радар SAR/MTI, а также оптический и инфракрасный сенсоры. Все три подсистемы могут работать одновременно, а их данные обрабатываются единым процессором. Цифровые данные могут передаваться на землю в режиме реального времени в пределах прямой видимости или через спутниковый канал со скоростью до 50 Мбит/с.
Радар с синтезированной апертурой изготовлен фирмой Raytheon (Hughes) и предназначен для работы в любых погодных условиях. В нормальном режиме работы он обеспечивает получение радиолокационного изображения местности с разрешением 1 метр. За сутки может быть получено изображение с площади 138 тыс. км² на расстоянии 200 км. В точечном режиме («spotlight» mode), съёмка области размером 2 х 2 км, за 24 часа может быть получено более 1900 изображений с разрешением 0,3 м.
Дневная электронно-оптическая цифровая камера изготовлена компанией Hughes и обеспечивает получение изображений с высоким разрешением. Датчик (1024 x 1024 пиксел) сопряжён с телеобъективом с фокусным расстоянием 1750 мм. В зависимости от программы есть два режима работы. Первый — сканирование полосы шириной 10 км. Второй — детальное изображение области 2х2 км.
Изображения, получаемые с радара и ОЭ/ИК-сенсоров, обрабатываются на борту БПЛА и передаются на наземную станцию в виде отдельных кадров. Наземная станция собирает из кадров изображения и подготавливает их для дальнейшего использования.
Интересно, что в первой версии (Block 10) было построено 7 БПЛА, которые все были списаны в 2011 году, но летают по сей день (например, борт 04-2021, борт 42015). Причины – нет больше денег на более новые. Некоторые из этих аппаратов каннибализированы на запчасти для поддержания в летном состоянии парочки оставшихся.
Block 20 — увеличены грузоподъёмность и размах крыла (до 39,8 м), дальность полёта сократилась до 8700 морских миль. Число произведенных неизвестно.
Block 30 — версия официально принята на вооружение ВВС США в августе 2011 года. К середине июня 2011 года в ВВС США было поставлено 12 комплексов, всего планировали купить 31 – но не купили. Решили ждать Block 40, у которого мультиплатформенный радар MP-RTIP. Но с ним какие-то трудности.
RQ-4E Euro Hawk — немецкая модификация RQ-4, созданная американской корпорацией Northrop Grumman и Европейским авиакосмический концерном EADS, за основу был взят Global Hawk Block 20, на который приделали немецкое разведывательное оборудование SIGINT. Немцы хотели сделать 5 таких аппаратов. 14 мая 2013 года официально сообщено о прекращении программы.