Всё самое важное
на одном сайте
В Контакте  Одноклассники  Telegram  Яндекс Дзен  Лента RSS

Конго как потенциальный покупатель российского «зонтика безопасности»


Конго как потенциальный покупатель российского «зонтика безопасности»
27 июля 2024
2 653
0
  Голосовало:  0

Ориентация России на выстраивание взаимовыгодных отношений со странами Глобального Юга давно стала генеральной внешнеполитической линией. Однако, среди контрагентов существуют особые случаи – одним из которых является Демократическая республика Конго, она же – ДРК. Эта республика с населением более 112 млн человек является четвертой по числу жителей страной Африки, но, несмотря на это, находится «в тени» своей соседки – Республики Конго с населением в 6,5 млн человек.

Внимания аналитиков ДРК обычно удостаивается в связи с перманентной политической нестабильностью, которая наблюдается с момента обретения страной независимости в 1960 году. Сразу после выхода из колониального статуса в регионе возник Конголезский кризис — различные районы страны пытались отделиться и провозгласить уже собственную независимость. В 1961 году был убит премьер-министр Патрис Лумумба, в результате военного переворота к власти пришёл знаменитый Мобуту Сесе Секо, правивший до 1997 года и переименовавший страну в Заир. Мобуту свергли в ходе очередной конголезской войны, которую назвали «Первой» — после неё Заир снова стал Демократической Республикой Конго.

В упомянутую войну были вовлечены армии Анголы, Бурунди, Руанды и Уганды. В 1998—2003 годах, во Второй конголезской войне, участвовали девять африканских государств: Ангола, Бурунди, Замбия, Зимбабве, Республика Конго, Руанда, Судан, Уганда и Южно-Африканская Республика (ЮАР). Этот конфликт унёс жизни более 5 миллионов человек.

Впервые после 1960 года мирный переход власти в ДРК состоялся в 2019 году – на выборах 2018 года победил Феликс Чисекиди, сменивший правившего с 2001 года Жозефа Кабилу. Однако, мирные выборы, несмотря на свою уникальность для ДРК, не означали возникновения мирной жизни на всей территории страны. С 2015 года в восточной части республики идёт конфликт в Киву, с 1998 года там более или менее активно действуют повстанцы, связанные с Бурунди, Руандой и Угандой.

Дополнительную сложность в любые попытки урегулирования конфликта собственным силами составляет то, что можно назвать «эхом прошлого». ДРК тесно связана с Руандой, на территории двух государств совместно проживают предки современных конголезцев и руандийцев - тутси и хуту. В 1910-е годы, когда колониальными Бельгией и Францией были произвольно прочерчены границы в регионе Великих Африканских озер, тутси и хуту были отрезаны от основного района своего проживания — Руанды, но сохранили с ней тесные родственные, языковые и, соответственно, политические связи.

Одной из примет колониализма была демаркация границ, никак не учитывающих фактические границы распространения племён – поэтому тутси в данный момент проживают на территориях ДРК, Руанды, Бурунди, Танзании и Уганды. Тутси сохраняют свою самоидентификацию, только во вторую очередь идентифицицируя себя со страной проживания. Именно это обстоятельство является одним из главных факторов конфликта в Киву – власти Руанды подчеркивают, что Киву - это исконная этническая территория племён, населяющих Руанду.

История конфликтов в ДРК исключительно сложна, до примирения различных политических группировок и племён ещё очень далеко, а экономический портрет страны во многом обусловлен зонами влияния различных сил.

Например, 27 июля 1998 года революционный лидер Лоран-Дезире Кабила заявил о высылке из Заира-ДРК работавших в нем иностранных военных и гражданских специалистов, представлявших в первую очередь руандийских тутси. Однако, к этому времени армейские чины и гражданские коммерсанты плотно заняли районы с полезными ископаемыми, и не собирались отказываться от получаемых доходов. В результате, в августе 1998 года против режима Кабилы вспыхнул очередной мятеж бывших соратников, который в дальнейшем перерос во Вторую конголезскую войну.

Противников Кабилы традиционно поддерживала Руанда, что спровоцировало активизацию иных тлеющих племенных конфликтов - на востоке ДРК возникли локальные племенные ополчения («Майи-майи»), далекие от вопросов политики и государственности, но готовые воевать с тутси и теми, кто за ними стоит. В ходе этого витка конфликта, в январе 2001 года был убит Лоран-Дезире Кабила, и руководство страной взял его сын, Жозеф Кабила.

Экономическая подоплека бесконечной войны в ДРК – природные ресурсы. На территории страны есть высокорентабельные месторождения меди, кобальта, бокситов, железной руды, колумбита-танталита и, что особенно привлекает различные группировки, золото и алмазы. О государственном контроле над разработкой полезных ископаемых и их вывозом можно говорить лишь условно: по некоторым подсчетам, 98% всего объема золота и алмазов, которые были вывезены из ДРК в Бурунди, Кению, Танзанию, Уганду и ЦАР, вывезли контрабандой. Ситуация осложняется тем, что некоторые крупные месторождения находятся на территории, которая оспаривается племенами и, как следствие, государствами. Чаще всего – Руандой.

В 2006 году при поддержке Руанды оформилась организация Национальный конгресс в защиту народа (НКЗН), объявившая своей целью представительство тутси в органах власти ДРК. С 2007 года НКЗН фактически взяла под контроль Киву – вместе с контрабандой полезных ископаемых. У хуту есть собственная военно-политическая группировка, ДСОР – она контролирует почти половину месторождений вольфрама и тантала, а также торговлю пальмовым маслом и марихуаной.

К настоящему моменту, ДРК не имеет никаких возможностей для стабилизации собственными силами. Демократическая республика Конго переживает одновременно все кризисы, с которыми может столкнуться государство – от недостаточной эффективности центральной власти до регионального сепаратизма, от отсутствия цельной экономической политики, отсутствия контроля над собственными ресурсами и криминально-трайбалистски-квазифеодальной раздробленности. Всё это крайне пагубно сказывается на ситуации в стране. Обстановку усугубляют эпидемии.

Нельзя даже говорить об инфраструктурной целостности страны – восточная ресурсная «кладовая» ДРК не имеет развитой дорожной связи с остальной частью страны.

Россия на примере многих стран в Африке подтвердила, что с ролью стабилизирующего фактора может справиться намного лучше, чем любые западные акторы. Не в последнюю очередь потому, что российский подход предполагает более справедливые и предсказуемые условия экономического сотрудничества.

В текущих условиях четвёртая по численности населения страна Африки может рассчитывать только на не-западные объединения – в первую очередь, это архитектура БРИКС. Скорее всего, стабилизация Демократической республики Конго потребует не только российских ресурсов. Наиболее очевидным компаньоном тут выглядит Китай, также заинтересованный в полезных ископаемых и обладающий достаточными финансовыми ресурсами, чтобы деятельно участвовать в различных инфраструктурных проектах.

Если ситуацию в ДРК удастся стабилизировать хотя бы немного – а с учетом низкой базы это может оказаться проще, чем кажется – то подобный результат будет прекрасным прецедентом, выводящим репутацию БРИКС на качественно-новый уровень.




Скачать файл:




Источник новости: https://russtrat.ru/analytics/26-iyul-2024-2056-12541

Голосовало: 0




Комментарии (0)
Добавить
[image-upload] [/image-upload] [allow-comments-subscribe]
{comments-subscribe}

[/allow-comments-subscribe]
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив