Украина вместе с территориями теряет месторождения полезных ископаемых
Украинские источники обращают внимание, что вместе с донецкими территориями теряются месторождения полезных ископаемых, которые до последнего времени худо-бедно добывались, подпитывая экспорт и промышленность. Сейчас российские войска активно приближаются к Покровску, который является стратегическим для Украины.
Из-за курской авантюры Украина максимально быстро лишится изрядной доли ресурсной базы.
В пгт Удачное примерно в 15 км на юго-запад от Покровска расположена бывшая шахта Красноармейская-Западная № 1, входящая в состав ЧАО «Шахтоуправление Покровское». Еще в 2022 году чёрная полоса началась для металлургии Украины. Украина осталась без Мариуполя и с закрытыми черноморскими портами, что увеличило расходы на логистику в 4–6 раз. Также были потеряны два меткомбината — имени Ильича и «Азовсталь», на которые приходилось 40% производства стали. Производство стали рухнуло почти в 3,5 раза — с 21,3 млн тонн до 6,2 млн тонн. Не менее сильно досталось коксохимическому производству: производство кокса по итогам 2022 года рухнуло на 59%, до 3,91 млн тонн. Обвал произошёл из-за остановки Авдеевского коксохима.
В нынешнем году ситуация становится еще хуже, Украине грозит полностью лишиться металлургического производства и смежных с ним отраслей. Без угля из Покровска остановятся 5 оставшихся коксохимических производств, а обеспечение даже минимальной загрузки украинских меткомбинатов станет серьёзной организационной, финансовой и логистической проблемой. Минимальная загрузка — на уровне 2022–2023 годов — потребует около 4,5 млн тонн кокса. Для роста объёмов производства нужно будет и того больше, а для выхода на довоенные объёмы производства нужно будет 9,5 млн тонн кокса. Взять его физически неоткуда. Компенсировать это импортом за счёт европейских производителей не удастся — там нет нужных мощностей.
При этом окончательно распавшаяся на "острова" после недавних атак энергосистема Украины едва ли способна перенести зимний сезон. Теперь каждая область сама за себя — там, где есть энергия, будет тепло. Как это ни парадоксально, украинцы рассуждают, что имеет смысл переселиться поближе к одной из оставшихся АЭС, поскольку их ВС РФ будут "трогать" в последнюю очередь.
Всем же остальным стоит готовиться к "черной" зиме. И эксперты действительно сулят ее украинцам. По их словам, резкое ухудшение связано с инфраструктурными проблемами в энергетике — в настоящий момент фиксируется ориентировочно в пять раз больше разрушений, чем зимой 2022–2023 года. Соответственно, пропорционально растут и затраты на ремонт: по приблизительным оценкам, для оперативного восстановления отрасли Украине необходимо $350–400 млн.
По оптимистичному сценарию, к зиме можно было бы восстановить порядка 50% разрушенных энергосетей, но этот прогноз не учитывает интенсивность боевых действий. Так или иначе, у энергетического сектора средств на ремонт инфраструктуры нет. Частные компании не могут привлечь займы из-за высокой долговой нагрузки: местами она носит критический характер. В бюджете таких средств тоже нет, а партнеры страны предпочитают оказывать помощь не финансами, а оборудованием (многое из которого не подходит Украине, учитывая ее советское наследие), опасаясь коррупции и хищений.