«Инвестируйте или умрете», — под таким драматическим заголовком итальянская газета Giornale поместила статью о бурных спорах в Евросоюзе вокруг опубликованного доклада о состоянии экономики ЕС, составленного по заказу Брюсселя бывшим главой европейского Центробанка и экс-главой правительства Италии Марио Драги.
В этом документе, опубликованном в минувший понедельник, Драги указывает, что Европа должна увеличить государственные инвестиции до 800 млрд евро (почти на 900 миллиардов долларов) в год в такие сектора, как технологии и оборона в ответ на растущую обеспокоенность по поводу отставания экономики континента от экономики США и Китая. Этот вызов для Европейского союза является «экзистенциальным», уверен Марио Драги. «Инвестируйте или умрете» — такой совет дает лидерам Европы автор доклада, отмечает Giornale.
Если Европа не сможет эффективно конкурировать и, в свою очередь, обеспечивать своим людям безопасность и процветание, считает Драги, «она потеряет смысл своего существования». Но для достижения целей, указанных в его докладе, Европейскому союзу необходимы дополнительные ежегодные инвестиции в размере до 800 млрд евро ($884 млрд), что эквивалентно примерно 4,5% валового внутреннего продукта Европейского союза в прошлом году. Для сравнения, инвестиции в рамках Плана Маршалла с 1948 по 1951 год были эквивалентны примерно 1,5% экономического производства Европы.
Ситуация осложнилась в последние годы тем, отмечается в документе, что «Китай становится все более закрытым, к тому же мы потеряли нашего главного поставщика дешевой энергии, Россию». Переориентация европейской энергетики с трубопроводных поставок на СПГ потребовала определенных усилий, став хотя и кратковременным, но шоком, который также не способствовал ускорению экономики Евросоюза. Одним из направлений ближайших экономических реформ в ЕС предлагается сделать более активное развитие безуглеродной и малоуглеродной энергетики и дальнейшее снижение зависимости экономики ЕС от поставок энергии и сырья извне. Еще одним направлением реформ должно стать улучшение доступности инвестиций для развития в ЕС высоких технологий, венчурных фондов и стартапов.
В докладе отмечается, что Европа зависима от внешнего мира, импортируя 40% сырья и передовых технологий, причем «половина этого импорта поступает из стран, с которыми она не имеет стратегических связей», — и эту зависимость скоро не преодолеть. Еще больше зависимость ЕС в сфере обороны и безопасности — почти четыре пятых закупок в области обороны приходятся на поставщиков из стран, не входящих в Евросоюз (две трети — на США).
При этом Европа не готова многократно наращивать инвестиции в оборону, а Вашингтон больше не может выступать «зонтиком безопасности» для нее, так как все больше концентрируется на Тихоокеанском регионе и конкуренции с Китаем.
И вот — cамое главное: а где найти эту огромную сумму — 800 млрд евро для спасения промышленности Европы? Это даже для авторитетного Марио Драги, которого в свое время, когда он энергично спасал от долгов Италию, окрестили «Супер-Марио», невероятно сложная задача. Ведь дискуссия об этом может спровоцировать конфликт, который, как считает Giornale, «рискует дезинтеграцией ЕС, а не его перезапуском».
«Говорить об инвестициях и, следовательно, об общем долге для их финансирования в Германии, переживающей полную рецессию, — пишет газета, — все равно, что говорить о веревке в доме повешенного. Не случайно первый комментарий к докладу Марио Драги исходит от министра экономики Германии Кристиана Линднера. "Германия не согласна", — выпаливает либеральный министр, выступающий за немецкую политику жесткой экономии, через три часа после презентации доклада Драги. Парадокс, если учесть, что тот, кто попросил Драги об анализе, была президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен... Еще более поразительный парадокс, если учесть, что Германия сегодня является главной жертвой своей собственной политики контроля расходов. Однако отношение не меняется. Бездействие подтверждается практикой, с помощью которой правительство социал-демократа Олафа Шольца пыталось заблокировать назначение итальянских комиссаров, превратив Комиссию ЕС в своего рода неизменный номинационный офис», — отмечает Giornale.
Таким образом, доклад Драги рискует еще больше расколоть Европейский Союз, а не воссоединить и перезапустить его. Фактически Германия готова возглавить восстание «бережливых», то есть таких стран, как Австрия, Голландия, Дания, Швеция, Финляндия и страны Балтии, которые считают долговые инвестиции финансовым кощунством и настаивают на сдерживании европейского бюджета как можно больше. Среди немногих, готовых поддержать Драги, оказались Италия и Франция, попавшие в июне в группу семи стран, подвергнутых процедурам контроля за чрезмерным дефицитом. В Париже первым, кто примет вызов Берлину, вероятно, станет премьер-министр Мишель Барнье. Недавно назначенный, но уже ветеран европейских проблем, Барнье сталкивается с соотношением дефицита к ВВП в 5,6% и бюджетом, который должен быть закрыт к 1 октября. Таким образом, доклад Драги и сомнение в европейских правилах могут представлять собой спасательный круг, за который следует держаться, чтобы избежать процедур чрезмерного дефицита. Но времена трудные, а врагов много, констатирует Giornale.
Анализ, сделанный Драги, является результатом годичного исследования причин кризиса конкурентоспособности в Европе и послужит руководством для политиков в Брюсселе, которые вскоре соберутся, чтобы определить следующий пятилетний стратегический план для 27 государств-членов блока.
«Дело в том, — пишет New York Times, — что условия, которые способствовали процветанию континента, существенно изменились после пандемии коронавируса и вторжения России в Украину. Дешевый российский газ больше недоступен, а цены на энергоносители резко выросли. Эти цены прошли пик, но европейские компании по-прежнему платят за электроэнергию в два-три раза больше, чем американские, говорится в отчете».
В то же время, отмечает NYT, рост и инвестиции ЕС отстают от показателей США и Китая — двух крупнейших экономик мира, которые вкладывают многомиллиардные средства в развитие своих технологических и экологически чистых отраслей. Европа столкнулась со слабым спросом на свой экспорт, особенно со стороны Китая, и ее позиции в передовых технологиях, таких как искусственный интеллект, снижаются: только четыре из 50 крупнейших технологических компаний мира являются европейскими. Почти треть основанных в Европе «единорогов» или компаний стоимостью более 1 млрд долларов, которые были основаны в период с 2008 по 2021 год, переместили свои штаб-квартиры за границу, в основном в Соединенные Штаты.
Не менее пессимистические прогнозы в отношении Запада — не только Европы, но и Соединенных Штатов, — делают за океаном. Крупнейший американский предприниматель, миллиардер Илон Маск предупредил о том, что Америка «стремительно банкротится». США становятся банкротом из-за процентных платежей по государственному долгу, заявил он в понедельник в подкасте All-In, запись которого опубликована в соцсети X*.
«Америка стремительно банкротится», — сказал бизнесмен, подчеркнув, что процентные платежи по госдолгу США превысили оборонный бюджет страны. А одна из причин финансового краха США — непомерные военные расходы. «Бюджет Министерства обороны — это очень большой бюджет. Это один триллион долларов в год», — отметил Маск.
И что же в итоге? А то, что эпоха доминирования англосаксов в мире заканчивается. 500-летний цикл превосходства Запада подходит к концу. Одним из западных государственных деятелей, кто первым отметил это, стал президент Португалии Марселу Ребелу де Соуза.
«После выборов в США, кто бы ни победил, будет другой мир. Позиция России и растущих Южной Африки, Бразилии и Турции не будет прежней. Индии — тоже. Мы находимся в начале нового исторического цикла», — пишет на страницах газеты Cumhuriyet Мехмет турецкий аналитик Али Гюллер.
Да, это новая реальность, начинается новый исторический цикл. Азия поднимается, выступая лидером глобального Юга. Поэтому при анализе политических и экономических событий необходимо учитывать этот факт… Ситуация такова: центр торговли и экономики сместился с Атлантики на Азиатско-Тихоокеанский регион, а сейчас еще смещается и центр политики. Формируется новый многополярный мир.
По мнению Cumhuriyet, господству Запада уже появилась альтернатива. Глобальный Юг, шаг за шагом, бросает вызов порядку, созданному глобальным Севером (Атлантикой) ради собственного мирового господства. В свою очередь, атлантические державы в попытке предотвратить данный процесс вводят санкции, организуют госперевороты и покушения, захватывают резервы, крадут нефть, развязывают войны…. И вот БРИКС — одна из важнейших организаций, продвигающих новый миропорядок. БРИКС преследует две основные цели: демократизация, как международных отношений, так и мировой финансовой системы. Иначе говоря, это не порядок, при котором крупные страны принимают решения и реализуют их, а порядок, при котором решения принимаются и реализуются все большим количеством государств на равноправной основе. В этой связи БРИКС пытается дать странам глобального Юга право голоса в международных делах и, к примеру, выступает за расширение Совета Безопасности ООН. Организация развивает сотрудничество по противодействию финансовой системе, основанной на господстве доллара, наращивает торговлю с использованием национальных валют и в противовес Международному валютному фонду и Всемирному банку предлагает Новый банк развития. Таким образом, эра глобального Севера/Запада подходит к концу и начинается эра глобального Юга/Востока, делает вывод аналитик турецкой газеты. Экзистенциальный кризис Запада становится неизбежным.
И на этом фоне понятно, что для отвлечения внимания населения Запада от надвигающегося кризиса, его элитам нужна война. Запад, потерявший свою гегемонию, сделает всё, чтобы конфликт на Украине продолжался как можно дольше. Об этом заявил американский миллиардер Дэвид Сакс в социальной сети X.
Со слов Сакса, цель западных стран — бесконечный конфликт. Миллиардером в качестве доказательства приведена разработка плана, согласно которому оружие западных государств будут отправлять Украине и в случае избрания Дональда Трампа новым президентом США, даже вопреки его желанию остановить поставки.