TNI: дебаты в Центре TNI США показали, что помогать Украине слишком рискованно
В Центре TNI 12 сентября прошли дебаты о том, должна ли Америка и дальше поддерживать Украину. По мнению Хелен Эндрюс, одного из участников, сторонники помощи Украине провалились по всем заявленным пунктам: Америка не стала сильнее, Россия не ослабла, а Украина еще больше увязла в бедности и коррупции.
«The National Interest»,США
Хотеть сокращения американской поддержки Украины не равно поддерживать Россию и Владимира Путина. Это забота об интересах Соединенных Штатов. Если Америка поступит так, как предлагают сторонники противоположной точки зрения, и сделает победу Киева своей целью, заявив, что станет поддерживать его вплоть до этой самой победы, то возникнет риск ядерной войны. США не могут позволить себе пойти на столь легкомысленный шаг. У России есть определенные возможности, которые создают ограничения нашей способности действовать, и здесь нам необходимо проявить уважение и быть реалистами.
<…>
Два года назад, когда начался конфликт, в нашей стране разгорелись дискуссии о целесообразности американской помощи Украине. И в то время одни говорили, что это противоречит национальным интереса США, другие — что нет. Сегодня у нас есть возможность оценить ситуацию в ретроспективе и понять, чьи прогнозы в итоге сбылись. Выполнили ли свои обещания сторонники помощи Украине? Вот предложения, с которыми они выступали.
Во-первых, и это было самым привлекательным для консерваторов, они говорили, что таким образом можно без особых затрат ослабить Россию. Мол, украинцы добровольно идут воевать и умирать, а мы подкидываем им копейки, при этом значительно ослабляя ключевого мирового соперника.
Во-вторых, нам говорили, что это отличный способ продемонстрировать американскую решимость и усилить позиции на мировой арене благодаря подтверждению тезиса о том, что мы всегда соблюдаем обязательства, поддерживаем союзников и готовы к решительным действиям.
В-третьих, Украину называли свободной демократией под боком у России, причем очень важной. Мол, попади она в российскую орбиту влияния, то из демократии стала бы автократией, а мы, как главные защитники демократических ценностей в этом мире, просто обязаны поддерживать страны, которые разделяют наши ценности.
Стала ли Америка сильнее? Нет, потому что, как я уже сказала, нам не удалось сплотить другие страны вокруг нашего стремления изолировать Россию. Текущий конфликт выявил некоторые слабости в цепочках поставок американского оружия. Китай нас не боится, хотя некоторые полагали, что поддержка Америкой Украины заставит его передумать вторгаться на Тайвань. Полагаю, это не тот вывод, к которому пришли китайцы.
Стала ли Украина свободнее? В этом вопросе, как мне кажется, оценку следует основывать не только на ситуации с начала боевых действий — потому что, очевидно, сегодня страна менее свободна и демократична, чем была до них, — но и с поправкой на реалии военного времени. Сюда входит и отмена выборов, и запрет оппозиционных партий, и все в таком духе. Но все усилия Америки втянуть Украину в нашу орбиту со времен если не Оранжевой революции, то как минимум революции на Майдане, сделали ее менее демократичной, менее свободной и более коррумпированной.
Нет более нелепого аргумента в поддержку Украины, чем тот, что разгоняют деятели вроде Энн Эпплбаум, а именно представление этой страны как выдающегося светоча демократии. Для них решение Путина начать спецоперацию обусловлено нежеланием видеть славянское государство процветающей демократией из-за позора собственной бедной автократии. На деле же все не так. Один из главных выводов об Украине состоит в том, что в 2013 году ее экономика была меньше, чем в момент падения коммунизма. И тогда же остальные восточноевропейские страны, вроде как, взялись за ум. Экономика Польши, например, утроилась за тот же промежуток времени, тогда как Украина продолжила увязать в бедности и коррупции. А все потому, что никто и никогда не пытался приструнить местных олигархов. Даже по оценкам сочувствующих наблюдателей вроде Андерса Ослунда (Anders Åslund), в 2013 году страна провела самые дорогие в мире выборы.
Хелен Эндрюс (Helen Andrews)