Прежде всего стоит вспомнить, что это за фигура — Дональд Трамп. Соотечественнику трудно дать личностную характеристику американского застройщика Нью-Йорка 1980-1990-х годов. Однако представить себе отечественного застройщика в Москве, при мэре Юрии Лужкове, он вполне может.
Понимая эту особенность личности Дональда Трампа и его страсть к заключению сделок, можно рассматривать его, как политическую фигуру.
Его победа на выборах 2016 года была воспринята истеблишментом и «глубинным государством» США, как ошибка. Они начали предметно «копать» под него еще в период избирательной гонки, организовав операцию ФБР «Перекрестный ураган», часть сфабрикованных тогда материалов легла в основу расследования спецрокурора Роберта Мюллера, когда Дональд Трамп уже занял место президента.
Он сформировал свой кабинет, исходя из своего отношения к бизнесу — подбирая узких специалистов под решение конкретных задач. Поэтому потеря, из-за давления демократов, идеолога MAGA — Стивена Беннона не казалась ему тогда катастрофой. Чехарда в администрации Дональда Трампа в первый год его правления стала нормой.
Однако он уже за первый год своего правления изменил ход развития США и, возможно, человеческой цивилизации.
Многие уже забыли слоган «New world order» — новый мировой порядок, которым запугивали обывателей до появления Дональда Трампа.
Практически половина мира должны были стать безраздельной вотчиной Транснациональных корпораций под диктатом США. ТНК хотели использовать мощь США в своих целях, зафиксировав экстерриториальность американского правосудия по торговым сделкам, а полученную прибыль оставлять в офшорах.
Однако в первый же год своего президентства Дональд Трамп закрыл переговоры США по созданию Трансатлантического торгового и инвестиционного партнёрства (ТТIP) —соглашения о свободной торговле между Европейским Союзом и США, которое готовилось администрацией Барака Обамы с 2011 года, а прямые переговоры с Европой шли с 2013 года.
Корпоративное право США должно было стать наднациональным в торговых отношениях с Европой.
Также, Дональд Трамп вышел из Транстихоокеанского партнёрства (ТPP), которое готовилось к реализации с 2003 года и оформилось в 2016 году.
Таким образом, Дональд Трамп разрушил одну из главных идей формирования глобального мира начала 2000-х годов, но многие об этом не помнят или даже не знают. Просто представьте сколько времени, сил и средств было вложено в эти проекты, которые Дональд Трамп похоронил одним росчерком пера.
Примерное будущее, которое бы нас ожидало в этом проекте — это «мир корпораций», его ярко описывали авторы фантастики в жанре киберпанка.
Дональду Трампу удалось провести налоговую реформу, радикально снизив налог на прибыль юридических лиц с 35 до 21%, а также снизив налог на средства, которые возвращаются в страну от деятельности юрлиц за рубежом: до 15,5% — для наличных средств, а для безналичных — до 8% вместо 35%. Кроме того, для юридических лиц были введены налоговые вычеты на капитальные затраты.
Однако это было единственным большим его успехом в законодательном плане, законопроект на миллиард долларов для инфраструктурных расходов не прошел через Конгресс. Его принял Джо Байден через несколько лет.
Закрыть границу для мигрантов Дональд Трамп смог с помощью президентских указов, а часть стены на границе была построена из военного бюджета.
Начатая с Китаем торговая война не была доведена до конца. Сделка, заключенная с китайским правительством, по восстановлению паритета в торговом балансе, была сорвана пандемией COVID-19, а Джо Байден, вступив в должность, не стал настаивать на ее соблюдении.
Поэтому первое президентство Дональда Трампа не получится назвать полноценным «проектом» американских элит по формированию будущего.
Расследование спецпрокурора и импичменты скрутили ему руки не только на внешней арене, но и на внутренней. К концу пребывания на сроке, на фоне второго импичмента, большинство ставило крест на его политической карьере.
Однако его разворот республиканской партии к «рабочему человеку» не прошел бесследно, Дональд Трамп стал лицом этого движения и у истеблишмента партии осталось лишь два варианта: стать партией Дональда Трампа или быть партией, расколотой надвое, и распрощаться с шансами на власть.
Был выбран первый вариант, Дональд Трампа назначил своих людей на руководящие посты в партии и весь административный аппарат уже работал на его победу, а не плел интриги за его спиной.
Победа Дональда Трампа на президентских выборах в 2024 году вполне заслуженна, так как Джо Байден не сделал ничего положительного для роста уровня жизни американцев.
Однако исчезновение в 2024 году около 10 миллионов избирателей демократической партии, по сравнению с 2020 годом, необъяснимо ни в каком виде, так как уровень явки остался почти прежним, а количество американцев, имеющих право голосовать, даже выросло за 4 года на 5 миллионов человек.
Это один из признаков того, что «второе пришествие» Дональда Трампа — это не ошибка, и не просто сговор руководителей некоторых корпораций, а предметная договоренность части американских элит о запуске нового проекта в США. Еще один признак — это закрытие всех уголовных дел, даже возбужденного прокурором штата Нью-Йорк.
Команда вновь избранного президента теперь говорит о перестройке системы госуправления еще громче, чем это было в ходе избирательной кампании. Тогда Дональд Трамп открестился от «Проекта 2025» о замене тысяч чиновников в Вашингтоне. Однако Рассел Воут, который называет себя христианским националистом и является одним из авторов «Проекта 2025», станет директором административно-бюджетного управления, которое будет консультировать DOGE — департамент эффективности правительства США, под руководством Илона Маска и Вивека Рамасвами.
Как они написали в Wall Street Journal, цель DOGE не только сокращение расходов, но и нормативной базы, которая была создана чиновниками в обход Конгресса, без варианта ее одномоментного возвращения следующим президентом США.
Принципиальный момент — это сокращение чиновников «по живому», если на это согласится Верховный суд США. Вероятно, такая «яростная реклама» государственной реформы — один из способов напугать откровенных сторонников демпартии и побудить их к увольнению.
Сейчас генеральный инспектор ЦРУ Робин Эштон и генеральный инспектор Управления директора национальной разведки Томас Монхайм, подали заявления об уходе. Однако, возможно, это лишь один из способов не передавать дела напрямую назначенцам Дональда Трампа, а лицам, временно исполняющим обязанности, назначенным еще старой администрацией.
Обозревая текущую команду Дональда Трампа, в глаза бросается яркой звездой Илон Маск. Очень быстро после победы на выборах он влился в семью и получил уровень «дяди». Теперь он появляется на публичных мероприятиях вместе с Дональдом Трампом и создается такое впечатление, что их связывает нечто большее, чем просто финансовые вложения Илона Маска в президентскую избирательную кампанию или суммы вложений куда больше, чем были озвучены публично.
В любом случае, СМИ уже подмечают влияние Илона Маска на формирование новой администрации Белого дома. Кроме того, один персонаж, с которым Илон Маск вступил в публичный конфликт, выбыл из команды Дональда Трампа — Борис Эпштейн отстранен от работы за вымогательство взяток с потенциальных кандидатов в президентский аппарат.
На второе место по значимости, я бы поставил Сьюзан Уайлс — первую женщину на должности главы администрации президента США. Она с 2016 года руководила избирательными кампаниями Дональда Трампа. Все, как в стане республиканцев, так и демократов отмечают ее профессионализм. Сам Дональд Трамп называет ее «ледяной леди», а те, кто работал в ее команде заверяют, что «примут за нее пулю», — как рассказал Карлос Трухильо, бывший посол США в Организации Американских государств, так как «она всегда заботилась о своих людях». Именно крепкой команды не хватило Дональду Трампу в первый срок, тогда глава администрации был уволен в течении полугода.
Следует отметить, что практически все назначенцы в новую администрацию лично преданы Дональду Трампу. Выбивается из этого порядка сенатор Марк Рубио, который был объявлен назначенцем на пост Государственного секретаря, он ярый антикоммунист и в сентябре он опубликовал 60-страничный доклад «Мир, созданный Китаем» с подробным анализом экономического потенциала Китая для организации эффективного противодействия ему со стороны США.
Это назначение — явный компромисс с истеблишментом республиканской партии. Однако учитывая, что вице-президентом был выбран Джей Ди Венс, то компромисс, не особо принципиальный, антикитайский тренд в США обозначился давно.
Особо следует обратить внимание на то, что первые назначенцы Дональда Трампа составляли «силовую вертикаль».
Конгрессмен Майкл Волц — на должность советника президента США по национальной безопасности, давно подстроился под риторику Дональда Трампа и голосовал против дополнительного пакета помощи на $61 миллиард для Украины.
Джон Рэтклифф, предложенный на пост директора ЦРУ, будучи конгрессменом, в 2018 году разоблачал фальсификацию доказательств о, якобы, сговоре предвыборного штата Дональда Трампа и России.
Пит Хегсет, корреспондент канала FOX News, майор в запасе Национальной гвардии США, давний сторонник движения MAGA, предложен на пост главы Пентагона.
Назначение Тулси Габбард, которая вышла из демократической партии и стала поддерживать Дональда Трампа, на пост директора Национальной разведки уже не выгладит супер скандально, хотя она заявляла о прямой ответственности США за развязывание конфликта на Украине.
Кандидатура губернатора Южной Дакоты Кристен Ноем на пост министра внутренней безопасности получается весьма органичной. Она давняя преданная сторонница Дональда Трампа, которая целиком и полностью разделяет его убеждения.
Получилась накладка с выдвижением Метта Гетца на пост министра юстиции, после поднятого в СМИ «грязного белья» его похождений с несовершеннолетними, и, хотя в уголовном деле было отказано в 2023 году, он взял самоотвод.
Заменой ему выбрана бывший генпрокурор штата Флорида Пэм Бонди, которая в 2020 году была одним из адвокатов Трампа, во время его первого процесса по импичменту (в связи с звонком Зеленскому), и акцентировала внимание на наличие доказательств коррупции в семье Байденов.
Ее компетенций хватит, чтобы разгрести часть «завалов». Кроме того, Дональд Трамп назначил заместителями министра юстиции своих адвокатов, которые защищали его по делу о «штурме Капитолия 6 января», Тода Бланша и Эмиля Бове.
Таким образом, вся «силовая вертикаль» занята людьми, которые лично верны Дональду Трампу и поддерживали его политику даже тогда, когда это несло для них угрозу их карьере.
По сути, Дональд Трамп действительно готовится воевать с внутренними врагами его политики.
Не стоит сомневаться, даже внутри «deep state» есть симпатизанты его политике, которые могут слить заготовленные документы на конкурентов. Соответственно, раскрытия фактов коррупции в США вполне можно ожидать, на первых порах работы новой администрации. Однако станет ли такая работа системной — это зависит от того, смогут ли назначенцы Дональда Трампа реально изменить систему госуправления.
В том, что Дональд Трамп сможет разрушить часть системы, у меня сомнений не возникает, но сможет ли он создать из разрушенного что-то новое и полноценно функционирующее — это зависит не столько от него, как от надэлитных групп, которые вложились в него, как в проект трансформации США — если он таковым является.
Нельзя не упомянуть назначение Дональдом Трампом на пост министра финансов Скотта Бессента, который прославился в 1990-х годах, когда делал ставки против британского фунта и японской иены.
В 2011 году Скотт Бессент был нанят Джорджем Соросом на должность главного инвестиционного директора его фонда Soros Fund Management. Четыре года спустя он основал свой собственный фонд Key Square Capital Management и вернул Джорджу Соросу сумму, взятую на развитие этого бизнеса.
Скотт Бессент призвал к «постепенному введению пошлин» против Китая, в интервью CNBC в начале ноября. Также выразил недовольство стоимостью юаня, сославшись на исследование его фирмы, показывающее, что китайская валюта недооценена.
«Они провели большую внутреннюю девальвацию, сократили рабочую силу, списали недвижимость — очень похоже на то, что произошло с европейцами в 2011-12 годах», — сказал он на конференции в июне. Опыт валютный войн у Скотта Бессента есть и, похоже, он готов его применить.
Скотт Бессент известен, как сторонник использования криптовалют, и он высказался в поддержку создания национального биткоин-резерва США. В одном из интервью он заявил: «Криптовалюты — это свобода, и криптоэкономика никуда не денется».
Основной кандидат Дональда Трампа на пост председателя Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) — Тереза Гуди Гильен обещает криптовалютам режим максимального благоприятствования от SEC. Само это назначение — еще один повод для всплеска стоимости криптовалют.
Также, Дональд Трамп ведет переговоры с представителями индустрии криптовалюты о целесообразности создания должности ответственного по криптовалюте, как пишет Bloomberg.
«Возможно, мы выплатим $35 трлн криптовалютой. Я напишу небольшую бумагу о выделении 35 трлн в криптовалюте, и все — у нас нет долга», - сказал Дональд Трамп на одном из мероприятий по сбору средств в начале ноября.
Идея трансформации биткоин-резерва в средство оплаты госдолга США, действительно обсуждается некоторыми сторонниками MAGA, но официальных заявлений по этому поводу пока не было.
Отдельно стоит упомянуть Тома Хомана, назначенного на должность главы пограничной службы. Он недавно заявил что, если мэр Денвера Майк Джонстон готов сесть в тюрьму, но сохранить статус «города убежища для нелегалов», то он его посадит, так как предоставление убежища нелегалам нарушает закон.
Многим в США до сих пор не верится в массовые депортации, которые обещает Дональд Трамп, однако они действительно будут. Без протестов это не обойдется, что явно скажется на рынке труда и фондовом рынке вообще, уже в рамках 2025 года. Однако еще одна налоговая реформа Дональда Трампа должна смягчить движение на рынках.
Сейчас пока трудно спрогнозировать все четыре года президентства Дональда Трампа, но нужно понимать, что это его последний срок и заискивать перед избирателем ему не нужно.
Мы сможем понять, является ли Дональд Трамп полноценным проектом по трансформации США, если ему удастся провести реформу госаппарата и его в этом поддержит Верховный суд. Еще это можно будет определить по проведению полноценного аудита Пентагона.
Контрольный срок для Дональда Трампа — это 2026 год и промежуточные выборы в Конгресс. Демпартия может забрать большинство в Конгрессе из-за завалившейся экономики, а это вполне возможно, судя по общемировым трендам, и тому, что ФРС играет против Дональда Трампа.
В ходе предвыборной кампании 2024 года сотрудники Федеральной резервной системы 92% политических пожертвований направили демократам – писал портал Axios. Снять главу ФРС Джерома Пауэлла до 2026 года Дональд Трамп тоже не сможет.
Подводя итог, я бы хотел заметить, что некоторые демократы заявляли, что ничего страшного для них в победе Дональда Трампа нет. В свою первую каденцию он показал, что не способен ничего организовать и им просто опять придется его переждать.
Тут можно привести аналогию с водителем автомобиля на автобане, где дорога идет только прямо. Казалось бы, от смены водителя направление движения не изменится, демократам просто придется пересесть на пассажирское кресло и расслабиться.
Однако Дональд Трамп еще не сел за руль, а уже ставит в автомобиль механическую коробку переключения передач вместо привычной автоматической и собирается провести иную модернизацию.
Кроме того, автобан уже закончился, и США придется выбирать путь сразу на нескольких мировых развилках и перекрёстках, куда вернуться будет уже нельзя. Некоторые из пассажиров демпартии приедут к конечному пункту назначения уже никому не нужными.
Это не трудно понять по поднявшейся волне политиков-националистов в мире, который сейчас принято называть «популистами». Даже четырех лет правления Дональда Трампа будет достаточно, чтобы этот тренд укрепился, а продвижение ЛГБТК+ и «зеленой повестки», как принципа государственной политики ушло в прошлое.
Причем, основная причина даже не в личности американского президента, а в исторической цикличности, когда после провала либерального политического порядка народ жаждет твердой руки, США лишь зададут тон «нормальности» этого тренда в мире.
Конечно, часть элит демократов не собирается сидеть сложа руки. Губернатор Калифорнии Гэвин Ньюсом и губернатор штата Нью-Йорк Кэти Хокул объявили юридическую войну Белому дому Дональда Трампа. Губернатор штата Иллинойс и Колорадо объявили о совместной программе по юридическому сопротивлению новой администрации.
Тренд на переформатирование полномочий между федеральным центром и штатами обозначался при любом исходе выборов 2024 года. Если бы победила Камала Харрис, то о подобном заявили бы штаты Техас и Южная Дакота.
США будут трансформироваться в любом случае, а от Дональда Трампа зависит дойдет ли эта трансформация до этапа гражданской войны. Если он провалится, то с 2026 года в США будет крайне деструктивная политическая обстановка, которая может привести к гражданским столкновениям в 2028-м.
Однако, если Дональд Трамп — это действительно полноценный проект по трансформации США, который поддерживается надэлитными группами, то можно ожидать, что в 2028 году новым президентом США станет Джей Ди Венс и республиканская партия обеспечит себе будущее на долгие года.
Пока же следует пожелать Дональду Трампу без проблем пройти инаугурацию 20 января и пережить первую половину 2025 года, так как в этот срок сохраняется смысл на его убийство, пока он не запустил свои реформы.
Обострение отношений между Западом и Россией уже обеспечено администрацией Джо Байдена и на момент публикации этой статьи еще явно не пик, но будущее развитие событий, в этом плане, целесообразнее рассмотреть в моем традиционном прогнозе на следующий год. Эта публикация и так уже вышла весьма объемной.