Подписаться RSS 2.0 |  Реклама на портале
Контакты  |  Статистика  |  Обратная связь
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
   Чужой компьютер
  • Напомнить пароль?


    Навигация


    Важные темы

    Эти две организации некоторое время назад провели своего рода командно-штабную игру, точнее,


    Когда наша оппозиция приводит в пример США как идеал успешного развития, она многого не


    Действительно, этот мир мы уже повидали. И много чего в нем. Но вот некоторые вещи, которые


    Так заявил в четверг в Сочи Путин. СНВ-3 осталось жить чуть больше года – срок его действия


    При всем желании разделить Китай и Россию, оторвать их друг от друга, чтобы по заветам Бжезинского


    Реклама






    Добавить новость в:




    » Российский кризис и трудовые мигранты из стран Центральной Азии

    | 10 февраль 2015 | Аналитика |

    Вопрос о том, как кризис российской экономики скажется на постсоветских государствах Центральной Азии, беспокоит многих. Остановка экономического роста в России и сокращение активности в ряде секторов экономики, включая строительство и торговлю, может очень болезненно сказаться на положении выходцев из стран-экспортеров рабочей силы. В 2013 году отношение суммы переводов трудовых мигрантов в РФ составили в Таджикистане — 46,2% к ВВП, в Узбекистане — 13,9% и в Киргизии — 29,5%. Очевидно, что прекращение денежных переводов из России лишит доходов многие семьи региона, а возвращение безработных мигрантов домой — вряд ли добавит родным государствам социально-политической стабильности. Некоторые комментаторы даже прогнозируют превращение лишившихся работы выходцев из Центральной Азии в наемников и их массовый отъезд в Ирак, Афганистан и Сирию.

    Попытаемся понять, насколько эти угрозы близки и реальны? Статистика 2014 года показали достаточно высокую адаптивность мигрантов к экономическим переменам. Переводы в Киргизию вопреки начавшимся экономическим трудностям за первые 9 месяцев 2014 года выросли почти на 7,5%, в Таджикистан — практически не изменились (сокращение на 5%). Серьезно пострадали только семьи выходцев из Узбекистана, переводы в адрес которых сократились на 17,5%. Впрочем, в этом случае мог сказаться запрет на выезд граждан из республики за рубеж без новых биометрических паспортов, введенный 1 июля, который мог задержать на родине для оформления документов многих мигрантов.

    Несомненно, что падение курса рубля декабре 2014 — январе 2015-го теперь более заметно сказывается на заработках мигрантов, которые конвертируются в доллары при международных переводах. Кроме того, рост цен на потребительские товары затронул и Россию, и стран ближнего зарубежья, где отмечается падение курсов национальных валют.

    Однако едва ли не большей проблемой, чем макроэкономическая динамика, для мигрантов стали субъективные процессы в экономике России. Прежде всего, сказываются новые правила трудоустройства мигрантов, действующие с 1 января. Во-первых, речь идет о резком повышении цен на трудовые патенты для иностранных рабочих, например, в Москве стоимость такого документа достигла 4 тыс. рублей в месяц против 1,2 тыс. до реформы. Во-вторых, речь идет о сдаче экзамена по русскому языку и некоторым другим дисциплинам, знание которых должно облегчить мигрантам адаптацию в рамках российского общества. Однако на практике сдача экзамена может потребовать обучение на специализированных курсах, что также подразумевает новые затраты.

    По оценкам представителей узбекской диаспоры Санкт-Петербурга, выполнение поставленных условий местными мигрантами потребует первоначальной выплаты в 30 тысяч рублей и 3 тысяч на пролонгацию патента ежемесячно с каждого человека. При среднем заработке в 25 тысяч рублей, заявленном тем же источником, государственные сборы могут оказаться довольно обременительными для иностранцев.

    Вероятны также проблемы и на «низовом» уровне. Опыт кризиса 2009 года показывает, что бизнес и бюджетные организации будут пытаться оптимизировать расходы за счет неквалифицированной рабочей силы, в первую очередь — мигрантов. В 2014-м работодатели к этому повороту событий начали готовить еще до наступления острой фазы кризиса, в результате сокращенных рабочих-мигрантов во многих сферах коммунального хозяйства достаточно быстро заменяется техника. Как писал один московский блоггер: «Еще месяц назад снег под окнами у нас, скребя лопатами, убирали десять гостей из Средней Азии. С тех пор половина уволилась из-за кризиса, и теперь уборка снега выглядит так: один таджик ходит со снегоуборочной шайтан-машиной, а четверо стоят, опершись на лопаты, и снимают его на смартфоны».

    Подобная быстрая механизация возможна не во всех сферах, однако взятие курса на нее вполне реально. Напомним, еще в 2013 году власти России под влиянием общественного беспокойства проблемой трудовой миграции предприняли массовую чистку страны от нелегальных мигрантов. Тогда, по данным ФМС, было выслано более 60 тысяч человек, а число иностранцев, которым запрещен въезд в страну, достигло 420 тыс.. В 2014-м общественное раздражение против нелегальной миграции сократилось, однако её потенциальная опасность для межнационального мира стала очевидной и вопрос о ее минимизации вошел в число приоритетных.

    Наконец, при сокращении рынка труда выходцам из Центральной Азии труднее отстаивать свои позиции в тех или иных секторах экономики. Их смычка и лоббистские позиции традиционно слабее, чем у «старых диаспор» Южного Кавказа, которые обладают огромным влиянием на рынках труда Центральной России. В последнее время ситуация также осложняется притоком большого числа беженцев с территории Украины.

    В 2014 году украинские мигранты были преимущественно выходцами с Донбасса, имели среднее профессиональное образование и рабочую специальность, что обычно позволяло избежать их прямой конкуренции с мигрантами из центрально-азиатских государств, претендовавших на места в менее престижных сегментах. Однако новая волна украинских иммигрантов, уклоняющихся от мобилизации, января-февраля 2015-го исходит из сельской местности западных регионов Украины, в среднем обладает более низкой квалификацией, поэтому может обострить ситуацию на рынке неквалифицированной рабочей силы.

    Правда, пока стратегические изменения в сфере занятности по экономическим или политическим причинам еще не начались. По статистике ФМС, число въезжающих в страну мигрантов уже резко сократилось, но на январь 2015 года общая численность граждан Таджикистана и Киргизии, находящихся в России, мало изменилась в сравнении с прошлым годом. Сообщается, что численность киргизских мигрантов достигла 544 тыс. человек, что на 20 тысяч больше, чем в прошлом году, Таджикистана — 999 тысяч (-20 тыс. человек или 2% от общей численности). Более серьезно пострадал опять-таки только Узбекистан, чья диаспора в России сократилась на 100 тысяч, однако нужно признать, что с учетом общей численности мигрантов из этой страны, оцениваемой ФМС в 2215 тыс. человек, реальное сокращение составило лишь около 4%.

    Это связано с тем, что, как ни странно, реакцией мигрантов на кризис далеко не всегда становится отъезд на родину даже уход в «тень». Несмотря на введение сверхвысоких цен на трудовые патенты довольно большое число иностранных рабочих пытаются пройти официальную регистрацию. По данным ФМС Москвы, число таких заявлений от мигрантов в январе 2015 года достигло 1300 в день. Во многом такое положение дел обусловлено традиционным нежеланием мигрантов покидать российский рынок труда, несмотря на все трудности. Опыт 2009 года показывал, что более 61% мигрантов, лишившись в ходе кризиса работы, не решались покинуть страну и вернуться на родину. Большинство соглашались на худшие условия труда и низкую зарплату, выезжали на поиск работы в другие регионы России, перебивались случайными заработками, чтобы только не покидать страну пребывания. Большинство вернувшихся на родину выбирали эту стратегию, исключительно планируя «переждать» тяжелые времена за счет накоплений или взятия денег в долг. Найти новую работу на родине или в других зарубежных государствах рассчитывали единицы.

    Как будет развиваться ситуация в этот раз — во многом зависит от глубины российского экономического кризиса и дипломатических усилий стран Центральной Азии. Необходимо напомнить, что Киргизия уже сейчас входит в ЕАЭС, согласно договору о создании которого может добиваться от России более либерального отношения к своим трудовым мигрантам. В ближайшие годы перспективы вступления в Экономический Союз рассматривает и Таджикистан, который уже сейчас может просить поддержки Москвы через механизмы взаимодействия в рамках ОДКБ.

    «За гранью» пока остается Узбекистан, вышедший из Договора о Коллективной Безопасности и демонстрирующий сдержанное отношение к евразийским интеграционным проектам. Однако явный разворот узбекской политики во второй половине 2014 года, который отмечают многие наблюдатели, может быть связан именно с желанием максимально защитить интересы собственных граждан, работающих в России.

    Вообще не исключено, что механизмы евразийской интеграции станут определяющим фактором в управлении миграционными потоками в СНГ. Вероятно, преференциальный доступ на рынки труда России будут иметь именно выходцы из стран-членов ЕАЭС, причем привлекать на работу их могут в ущерб государствам-донорам рабочей силы, проводящих менее дружественную политику в отношении России, как, например, Грузия или Украина. В случае успешной реализации подобной стратегии миграционная политика Москвы может окончательно превратиться в один из инструментов политического влияния на постсоветском пространстве.

    Однако окончательное оформление подобной системы дело не одного года, и пока следует говорить о более близких и понятных перспективах трудовых мигрантов из Центральной Азии в России. Прогнозируя ситуацию, важно не спешить с негативными оценками. Ситуация совершенно не обязательно будет развиваться по той же схеме, что и в 2009-м. На февраль 2015-го ситуация в сфере экономики демонстрирует едва ли не лучшие показатели, чем в тот же период предыдущего кризиса. Кроме того, нужно помнить, что экономическим фоном начинающегося года должны стать крупные инфраструктурные проекты в Казахстане, Таджикистане и самой России, что может несколько сократить негативные социальные последствия от сокращения занятости среди трудовых мигрантов.



    Комментарии (0) | Распечатать | | Жалоба

    Источник: http://www.regnum.ru/news/polit/1893385.html

    Голосовало: 0  


    Или через КИВИ кошелёк

     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

     

    » Добавление комментария
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Код:
    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
    Введите код:

     


    На портале



    Наш опрос
    Считаете ли вы, что возрождение монархии в России возможно




    Показать все опросы

    Облако тегов
    Австралия Австрия Азербайджан Аргентина Армения Африка БРИКС Балканы Белоруссия Ближний Восток Болгария Бразилия Британия Ватикан Венгрия Венесуэла Германия Греция Грузия Дания ЕаЭС Евросоюз Египет Израиль Индия Ирак Иран Испания Италия Казахстан Канада Киргизия Китай Корея Латинская Америка Ливия Мексика Молдавия НАТО Новороссия Норвегия ООН Пакистан Польша Прибалтика Приднестровье Румыния СССР США Саудовская Аравия Сербия Сирия Турция Узбекистан Украина Финляндия Франция Чехия Швеция Япония

    Реклама



    Фито Центр











    Популярные статьи

    Главная страница  |  Регистрация  |  Добавить новость  |  Новое на сайте  |  Статистика  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2014-2019 Politinform.SU Аналитика Факты Комментарии © 2019