Российская компания добивается возможности предустанавливать свои приложения на устройства, работающие на Android
Компания «Яндекс» подала заявление в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на предмет проверки нарушения Google российского антимонопольного законодательства. Согласно заявлению, проблема использования американской компанией своего уникального положения в сфере мобильных операционных систем для продвижения несвязанных с операционной системой сервисов обсуждается уже давно. Google владеет ОС Android, на которой работает большая часть мобильных устройств в мире. А доступ к ключевым компонентам платформы, в частности к магазину приложений Google Play, без которого практически невозможно продавать устройства на Android, производители могут получить только на условиях Google. В результате Google может ставить любые ограничения - вплоть до запрета на сотрудничество с конкурирующими сервисами, говорится в заявлении «Яндекса».
«Мы считаем, что у производителей должен быть выбор - какой поиск по умолчанию будет установлен на их смартфонах и планшетах, и вообще какие сервисы им предустанавливать. Установка сервисов для пользователей не должна быть связана с предоставлением Google Mobile Services и Google Play. И уж тем более компания Google не должна запрещать предустановку приложений конкурентов», - говорит директор по связям с общественностью «Яндекса» Очир Манджиков. По его словам, именно поэтому встал вопрос о необходимости отделить операционную систему Android от поиска Google и других пользовательских сервисов. «В 2014 году Google запретила предустановку всех сервисов «Яндекса» на мобильных устройствах наших давних партнеров Fly, Explay и Prestigio. Велика вероятность, что Google продолжит такую практику», - предупреждают в «Яндексе».
В российской компании считают, что сервисы для пользователей - такие как поиск, карты, почта и т. п. - необходимо отделить от операционной системы Android.
«Яндекс» должен был давно обратиться в ФАС с таким требованием, считает владелец Liveinternet Герман Клименко. «Причем обращаться в регулирующие органы следовало не только по поводу проблем с Android, но и по вопросам привилегированного положения Google на российском рынке рекламы. Согласитесь, странно, что отечественная компания платит с этой деятельности налоги, а американская нет. Ведь нельзя же, например, открыть иностранный банк в России и собирать деньги населения без лицензии ЦБ, а Google можно зарабатывать на рекламе, не неся при этом практически никакой инфраструктурной нагрузки, - пояснил он «Эксперт Online». - Однако в «Яндексе» считают плохим тоном жаловаться на западных партнеров, но и их, похоже, допекло. Что впрочем, неудивительно: если на web-поле «Яндекс» еще способен конкурировать с Google, то в мобильных приложениях ситуация складывается явно не в пользу российской компании».
Партнер Data Insight Федор Вирин не берется прогнозировать, каким будет решение ФАС в этом споре. «Яндекс» хочет предустанавливать свои приложения на устройства, работающие на Android. Техническая возможность для этого есть, но Google, для которой российская компания – один из самых сильных конкурентов в мире, естественно всячески препятствует этому. Это бизнес, борьба за долю рынка, и сложно сказать, чью сторону примут регулирующие органы», - говорит он.
ФАС обещает принять решение по заявлению «Яндекса» в течение месяца, после проведения проверки указанных в нем фактов. Между тем «Яндекс» также участвует в расследовании Еврокомиссии, которая изучает ситуацию с доминированием Google на Android. Основанием для этого антимонопольного разбирательства стала жалоба альянса Fair Search (в него входят, в том числе, Microsoft, Nokia, Oracle).
ЕК изучает три основных направления дела. Одно из них – «связывание» сервисов Google и требование о размещении приложений компании на лучших местах на первом экране. То есть производители устройств обязаны предустанавливать поиск Google на всех Android-устройствах по GMS-лицензии (Google Mobile Services), получение которой необходимо производителям для установки на устройствах магазина приложений Google Play (неотъемлемой частью экосистемы Android). Кроме того, в соответствии с требованиями GMS, все приложения и сервисы Google должны размещаться в наилучших позициях на первом экране устройства.
Другое направление – «принуждение» производителей устройств к выпуску девайсов только с GMS, как набором приложений и сервисов. Для получения GMS-лицензии производители должны подписывать, в частности, Mobile Application Distribution Agreement (MADA). В соответствии с данным соглашением, производителям запрещено выпускать устройства, которые не содержат GMS.
Также ЕК отмечает, что Googlе переносит все больше важных для производителей компонентов операционной системы (например, in-app purchase, push-нотификации) из открытого Android в пакет приложений и сервисов GMS. Для получения лицензии GMS производителям необходимо подписать договор с Google, в соответствии с которым производители обязуются предустанавливать весь GMS целиком и лишаются права предустанавливать сервисы и приложения, конкурирующие с сервисами Google.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.