Госкорпорации и ведомства впустую тратят средства госбюджета на оборонные исследования и разработки — полученные результаты не охраняются, а принятые на патентную охрану — не используются. Фактами растраты озаботилась прокуратура. Юрий Чайка направил в правительство письмо с просьбой провести ревизию всех оборонных исследований. Материалы уже проведённых проверок переданы в следственные органы, для решения вопроса об уголовном преследовании сообщают «Известия».
По данным следователей, ряд госкорпораций и ведомств игнорирует правила управления правами на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного и двойного назначения, в результате чего госбюджет терпит убытки. Проведённые проверки показали, что только на соответствующих заказах Минпромторга бюджет получил прямой ущерб в размере 1 млрд рублей.
Так, за последние несколько лет заключено более 200 госконтрактов на сумму порядка 95 млрд рублей — по ним было зарегистрировано 450 патентов, которые никак не воплотились в жизнь. Из 123 российских и зарубежных патентов на оборонные разработки, зарегистрированных ранее, лишь один коммерциализирован.
Чайка сообщил, что есть ряд изобретений, права на которые принадлежат Минобрнауки, но ведомство никак ими не управляет. В частности, Федеральное агентство по образованию до ликвидации в 2010 году заказывало мемристор на основе смешанного оксида металла за 3,5 млн рублей, 330 тыс. ушло на патентование за рубежом, но Минобрнауки, будучи правопреемником, отказывалось от предложений Роспатента управлять этими правами.
Кроме того, по ряду исследований на сумму 600 млн рублей подрядчики Минпромторга предъявляли к оплате патенты, заявки на которые были направлены в Роспатент до заключения госконтрактов. Речь, к примеру, о разработке новых технических решений, обеспечивающих ускоренное развитие авиационной и амфибийной техники для труднодоступных и малоосвоенных регионов России, Арктики, Антарктики, а также комплекса инновационных технологий и оборудования для механизации и автоматизации судокорпусного производства с применением крупногабаритного листа.
Прокуратура сообщает, что ситуация резко ухудшилась после того, как функции по охране интеллектуальной собственности государства были отобраны в 2012 году у ФГБУ «ФАПРИД», которое до 2012 года распоряжалось правами на всю продукцию военного назначения.
Подобная ситуация с патентованием и внедрением научных разработок военного и двойного назначения связана со стагнацией в области военной науки и её недофинансированием, уверен Михаил Кириллов-Угрюмов, директор по научной работе ЗАО «Военаудит». «23-летний период исчезновения военной науки не прошёл без последствий — сейчас выходят разработки 20–30-летней давности. Была безответственная экономия оплаты авторского труда. Авторы не поощряются, а изобретательская, рационализаторская деятельность ведётся слабо, потому что предприятия экономят каждую копейку. Для сравнения, скажем, американская подводная лодка «Вирджиния» по всей модернизации защищена 400 патентами, а наши модернизированные атомные лодки — ни одним», — отметил он. При этом, по его словам, патентование военных объектов с коммерческой точки зрения бессмысленно — они секретные, их нельзя продавать.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.