Ряд ведущих федеральных изданий сегодня продолжил тему принятия Госдумой поправок в законы, повышающие ответственность за экстремистскую деятельность. На страницах газет политики и эксперты дают оценку этим поправкам и объясняют причины их появления.
«Российская газета» пишет, что в Госдуму внесен пакет поправок, ужесточающих законодательство обэкстремизме и нежелательных организациях. Один из законопроектов содержит запрет на участие в думских выборах тех, кто причастен к деятельности экстремистской или террористической организации. А смежные поправки призваны поставить заслон для участия россиян в зарубежных тренингах, которые проводят нежелательные в стране организации.
Пакет законопроектов подготовили депутаты от всех фракций, входящие в Комиссию по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России.
Один из документов вводит временный запрет избираться в Госдуму для россиян, причастных к деятельности экстремистских или террористических организаций. Учредители и руководители таких структур не смогут стать кандидатами в течение пяти лет, а рядовые участники - в течение трех лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации. Последнее коснется и лиц, финансировавших таковые.
Цель - поставить заслон для прихода в парламент руководителей, участников и спонсоров таких структур, заявил журналистам глава комиссии Василий Пискарев. Введение таких ограничений для лиц, придерживающихся крайних взглядов, оправдано с учетом особого статуса депутата, считает он. Ведь речь идет о воззрениях, основанных на идеологии радикализма, ксенофобии, религиозной нетерпимости, о людях, "допускающих в своих воззрениях нарушение закона, вплоть до совершения терактов и ведения партизанской войны".
Одновременно члены комиссии внесли в ГД законопроект, направленный на противодействие проникновению в Россию нежелательных организаций и блокирование их попыток оказывать деструктивное воздействие на ситуацию в стране. В случае поддержки инициативы будет введено уголовное наказание за участие в деятельности таких структур, которые базируются за рубежом. Суд может назначить штраф в размере от 300 до 500 тысяч рублей либо лишить нарушителя свободы на срок от одного года до четырех. А за руководство нежелательной организацией за решетку могут отправить на срок от двух до шести лет.
Как объяснил Пискарев, структуры, о которых идет речь, занимаются проведением тренингов для российских граждан за рубежом. "Выпускники таких курсов по возвращении в Россию пытаются организовывать незаконные акции, устраивать беспорядки, пропагандировать наркотики и вовлекать несовершеннолетних в дестабилизирующую деятельность, - заявил парламентарий. - В поле зрения комиссии находится около десяти таких центров и более сорока их выпускников".
«Ведомости» пишут, что по сути закон в случае его принятия будет действовать и в отношении людей, которые были связаны с такой организацией в то время, когда она еще не была признана судом экстремистской или террористической, т. е. он имеет обратную силу. В отношении учредителей и руководителей организации поражение в пассивных избирательных правах будет действовать, если они занимали свои должности в течение трех лет до момента вступления в силу решения суда о запрете деятельности такой организации. Аналогичный срок для прочих участников организации, ее работников и иных причастных к ее деятельности лиц (например, тех, кто перечислял ей деньги) — один год.
Что касается срока поражения в правах, то учредители и руководители такой организации не смогут быть избраны депутатами Госдумы в течение пяти лет после признания ее экстремистской или террористической, другие причастные к ее деятельности лица — в течение трех лет. Таким образом, в случае, например, с ФБК ее учредитель Алексей Навальный, а также, в частности, директор Иван Жданов смогут принять участие в выборах в Госдуму не раньше 2026 г., т. е. для них может оказаться закрытой и следующая выборная кампания.
Депутаты также предложили добавить к запретам, которые ранее налагались на нежелательные организации (их список составляет Генпрокуратура вместе с МИД), такие как запрет на распространение материалов и запрет на участие в таких организациях за пределами России российских граждан, российских юридических лиц и лиц без гражданства. В пояснительной записке соответствующие поправки обосновываются тем, что депутаты установили факты прохождения россиянами тренингов «по влиянию на избирательные кампании, организации массовых беспорядков, несанкционированных политических акций». На этих тренингах, уверены авторы законопроекта, также учат антироссийским информационным акциям и «формированию в российском обществе терпимости к употреблению наркотических средств путем пропаганды их употребления». Этим же законопроектом депутаты хотят добавить еще один квалифицирующий признак для признания организации нежелательной: оказание иностранной или международной организацией посреднических услуг при проведении операций с деньгами или иным имуществом для деятельности, которая представляет угрозу конституционному строю России.
Наконец, еще один законопроект, которым предлагается внести поправки в ст. 284.1 Уголовного кодекса РФ (осуществление деятельности нежелательной организации), разделяет ответственность за руководство нежелательной организацией и участие в ней. Уголовное наказание за участие в такой организации будет следовать после наложения административного взыскания, максимальное наказание — лишение свободы на срок от года до четырех лет. А вот к руководителям нежелательных организаций депутаты предлагают сразу применять меры уголовного преследования — вплоть до лишения свободы на срок от двух до шести лет. Кроме того, если сейчас человек, который добровольно прекратил участие в такой организации, освобождается от уголовной ответственности, то с принятием поправок это будет возможно только если он «активно способствовал раскрытию и расследованию преступления».
Опрошенные «Ведомостями» политики, представляющие разные лагеря и взгляды, солидарны в том, что эти поправки направлены прежде всего на то, чтобы блокировать даже гипотетическое участие в выборах в Госдуму членов и сторонников ФБК и других организаций Навального. Его соратник Леонид Волков написал в связи этим в Facebook: «[Раньше уже была] масса «законов против Навального», но такого еще не было <…> Жертвовал хотя бы копейку в ФБК в течение последнего года — тебе нельзя баллотироваться в Госдуму. Работал координатором штаба Навального в течение последних трех лет — тебе нельзя баллотироваться». При этом, по его мнению, технологию «умного голосования» (когда соратники Навального указывают, кого из кандидатов-одномандатников поддержать на выборах) эти запреты не затронут, поскольку оно как раз и «придумано для ситуации, когда наших кандидатов не допускают».
Фактически законопроект касается всех, кто в течение года имел даже косвенное отношение к ФБК, соглашается политик Дмитрий Гудков: «Не зря в нем прописаны не только четкие действия, которые фиксируются и могут стать поводом для отстранения от выборов, — например, предоставление денежных средств, которое проводилось людьми официально, — но и размытые — к примеру, оказание «иной помощи» организации». По его мнению, доказательством оказания «иной» помощи может стать даже участие человека в акции, среди организаторов которой были сотрудники ФБК.
Старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Константин Добрынин говорит, что основной вопрос к законопроекту — даже не в ограничении избирательных прав задним числом, которое, по его оценке, выглядит «смелой правовой новацией и явно противоречит ст. 54 Конституции». Главное, по мнению Добрынина, что инициаторы поправок своеобразно воплотили «теорию о позитивной уголовной ответственности, которая заключается в том, что гражданин заранее знает о мере ответственности за деяние и позитивно от него воздерживается».
Законопроект нарушает базовый принцип российского права — недопустимость ответственности без вины, объясняет Добрынин: «Каким образом, по мнению авторов законопроекта, рядовой менеджер или линейный сотрудник, не имеющий доступа к бухгалтерии компании, ее финансовым потокам и не принимающий решений по вопросам деятельности компании, должен прийти к выводу, что он работает в экстремистской организации? Вопрос риторический, поскольку, по смыслу законопроекта, даже если сотрудник пришел к такому выводу и немедленно уволился из организации, даже если он работал в ней один день и ничего не успел сделать, он все равно будет ограничен в избирательных правах на долгие годы».
Некоторые из опрошенных «Ведомостями» экспертов считают, что такая ситуация создает возможности для выборочного судебного прессинга в отношении кандидатов во время предвыборной кампании. Политюрист Антон Тимченко отмечает, что инициатива «снятия» того или иного кандидата с выборов может исходить от разных инстанций — в зависимости от стадии избирательного процесса. На стадии регистрации - это избирком, уточняет он: из федерального списка кандидатов гражданина, у которого отсутствует пассивное избирательное право, исключает Центризбирком, одномандатника — окружная комиссия. «Если же информация о том, что гражданин относится к числу лиц, перечисленных в законопроекте, выяснится уже после регистрации, то зарегистрировавший его избирком аннулирует свое решение. Либо такого кандидата «снимут» в судебном порядке — по инициативе комиссии или конкурента по избирательной гонке», — отмечает Тимченко.
Сомнений в том, что закон примут и он вступит в силу до начала выборов в Госдуму, нет, уверен политюрист Антон Рудаков. По его словам, «принимая во внимание развитие государственных цифровых систем, получение списка транзакций и списка жертвователей [запрещенным организациям] технически не сложная процедура». Интереснее, по его мнению, вопрос о том, оставят ли такие ограничения только для кандидатов в Госдуму или после обкатки новации кандидаты на региональном уровне будут секвестироваться таким же образом.
Между тем, именно на региональном уровне электоральные успехи сторонников Навального пока заметнее всего — в 2020 г. поддержанные «умным голосованием» кандидаты выиграли в ряде заксобраний и гордум. В гордуму избрались даже люди, непосредственно связанные со структурами Навального, — например, координатор его Томского штаба Ксения Фадеева и сотрудник штаба Андрей Фатеев, писала «Русская служба Би-Би-Си». А на выборах в горсовет Новосибирска победил руководитель регионального штаба политика Сергей Бойко.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.