В условиях санкционной войны, развязанной Западом против России и Беларуси, особое значение приобрели вопросы продовольственной безопасности, которая является, без преувеличения, базисом суверенного экономического развития. Формирование совместной политики двух стран в этой сфере — одно из приоритетных направлений. Москва и Минск создают общие правила в агропромышленном комплексе, чтобы он работал как единое целое в интересах всего Союзного государства.
И Беларусь, и значительная часть территории России находятся в зоне так называемого рискованного земледелия, то есть там, где издержки на сельское хозяйство оказываются повышенными, а вот его эффективность и рентабельность — низкими. Сегодня эти недостатки в значительной степени компенсируются современными технологиями. Тем не менее изначальная суровость природно-климатических условий накладывает на отрасль свой отпечаток.
После распада СССР агропромышленный комплекс (АПК) обеих стран столкнулся с рядом серьезных трудностей и вызовов.
Во-первых, едва ли не основная часть плодородных земельных угодий осталась в составе Украины. А учитывая прозападный курс, который официальный Киев избрал практически с момента обретения независимости, налаживать кооперацию с ним и для России, и для Беларуси оказалось затруднительно.
Во-вторых, мощный удар был нанесен по сельскохозяйственному машиностроению. Многие производства попросту прекратили свое существование. В результате в АПК, как и во многих других отраслях, начала формироваться зависимость от западных поставщиков, активно проникавших на рынок стран постсоветского пространства.
В целом либеральные подходы, господствовавшие в 1990–2000-х годах, игнорировали и недооценивали тему продовольственной безопасности.
Считалось, что любую продукцию — как машины, так и продовольствие — можно легко закупить на международном рынке, и ни к чему тратить усилия на такие нерентабельные вещи, как сельское хозяйство в зонах рискованного земледелия. Следствием становилось засилье иностранных продуктов, зачастую весьма скверного качества, а то и вовсе опасных для здоровья. Неслучайно одними из символов «лихих 90-х» стали «ножки Буша» и спирт «Рояль».
В России подобный недальновидный подход продержался едва ли не до самого 2014 года. Несмотря на общую стабилизацию и более строгую регламентацию продовольственного рынка в 2000-е, доля иностранных товаров по-прежнему оставалась велика. Польские яблоки, азербайджанские помидоры, для гурманов — французские сыры и испанский хамон.
Все это создавало видимое изобилие. Вместе с тем широкое присутствие на рынке зарубежной продукции тормозило развитие собственного агропромышленного комплекса, когда отечественные производители оказывались попросту задавлены зарубежными конкурентами.
Возвращение Крыма в состав России и последовавшая за этим первая волна западных санкций стали своеобразным холодным душем, показавшим, что продовольственный суверенитет — это вопрос национальной безопасности.
В Беларуси ситуация развивалась принципиально иным образом. Уже с середины 1990-х был взят курс на защиту и поддержку национального агропромышленного комплекса. Это касалось как непосредственно сельского хозяйства, так и сельскохозяйственной техники.
Республика сохранила собственное производство тракторов, комбайнов и других агрегатов, а белорусская пищевая продукция успешно завоевывала не только внутренний, но и российский рынок. При этом благодаря сочетанию цены и качества местные продукты успешно конкурировали с иностранными — украинскими, польскими и другими.
На сегодняшний день Россия остается основным рынком сбыта для белорусского аграрного экспорта. Бренд «Сделано в Беларуси» завоевал особую популярность и любовь среди россиян, многие из которых зачастую предпочитают его по умолчанию.
Вместе с тем ситуация на продовольственном рынке Союзного государства меняется.
Долгое время белорусские продукты в России практически не имели конкуренции со стороны российских производителей. Сегодня последние стремительно развиваются, постоянно вводя в строй новые мощности, а очередные пакеты западных санкций, запущенные после начала СВО, буквально придали им второе дыхание. Это означает, что у белорусского бизнеса не получится почивать на лаврах былых заслуг и придется встраиваться в остро конкурентную среду на российском рынке.
Вот почему создание общих правил и равных условий в агропромышленном комплексе Союзного государства является важнейшей задачей. Это позволит выстроить здоровый баланс конкуренции и кооперации и избежать многочисленных конфликтов и недоразумений.
А таковые, к сожалению, случаются. Россия и Беларусь уже пережили несколько «продовольственных войн», когда на те или иные виды белорусской продукции вводилось эмбарго на российском рынке из-за обвинений в ненадлежащем качестве или реэкспорте санкционных (в основном польских) товаров под собственной маркой. Впрочем, аналогичные запреты и ограничения нередко испытывали на себе и российские производители на территории республики.
Сегодня, когда Москва и Минск совместно противостоят давлению и угрозам со стороны коллективного Запада, важно, чтобы подобные ситуации больше не повторялись, а агропромышленный комплекс работал как единое целое в интересах всего Союзного государства.
Кроме того, нельзя забывать, что развитие АПК затрагивает и другие отрасли экономики. Рост производства сельскохозяйственной продукции влечет за собой создание новых рабочих мест в аграрном секторе, а также в других высокотехнологичных сферах: машиностроение, генетика, селекция, химическая промышленность. Тем самым открываются новые сферы для развития российско-белорусского сотрудничества.
Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.