Начиная совещание по развитию портовой инфраструктуры Азово-Черноморского бассейна, президент России Владимир Путин отметил, что при этом преследуются как оборонные цели, так и экономические, что не менее важно.
«Конечно, приоритетное внимание всегда уделяем Министерству обороны и интересам оборонного ведомства, но исходим из того, что при всём при том мы должны не только не забывать, мы должны помнить о том, что всё-таки основа основ – это экономика, развитие экономики», — заявил Владимир Путин.
Командующий Черноморским флотом Александр Витко сообщил главе государства о ходе строительства пункта базирования подводных лодок в Новороссийске. Он заявил, что здесь будут размещены подводные лодки с крылатыми ракетами дальностью более полутора тысяч километров.
«С возвращением Крыма в состав Российской Федерации актуальность данного пункта базирования не уменьшилась в связи с тем, что корабли НАТО постоянно присутствуют в Черном море, и планируется создание военно-морской базы в акватории Черного моря», — рассказал Александр Витко.
Командующий также напомнил, что из Новороссийска осуществляются воинские морские перевозки в Крым и в Сирию.
«Подводные лодки, которые здесь будут базироваться, имеют крылатые ракеты большой дальности, и скрытность выхода подводных лодок из пунктов базирования в Новороссийске на порядок выше, чем в Севастополе», — сказал Витко.
На вопрос президента, какой дальности эти ракеты, Витко ответил:
«Более полутора тысяч километров».
По его словам, строить пункт базирования подводных лодок в Севастополе нецелесообразно, поскольку в этом случае не останется маневра для грузовой части порта.
«Это ракеты Калибр-ПЛ, улучшенный вариант «Сlub-S», приспособлены для строящихся для Новороссийской базы шести подводных лодок 636-й серии, — пояснил «Эксперт Online» Игорь Коротченко, главный редактор журнала «Национальная оборона». – Базу для подводных лодок строили давно для расширения присутствия скрытых военных объектов в Черном море».
В полутора тысячах километров от Российской границы расположены страны Восточной Европы, входящие в НАТО – Болгария и Румыния. Калибром-ПЛ могут перевооружить и атомные подводные лодки. Сейчас строятся подлодки 877-й серии «Палтус», серии 636.3 «Варшавянка» и атомная подводная лодка проекта 885 «Ясень».
«Это вполне логично наращивать присутствие подводных лодок на фоне присутствия кораблей НАТО в Черном море и не только поэтому, — пояснил «Эксперт Online» Александр Хромчихин, замдиректора Института политического и военного анализа. Это стратегические планы, они были известны давно. Тем более ракета Калибр-ПЛ способна поражать наземные цели».
Пирсовая зона Новороссийского порта вмещает восемь подводных лодок, планируется к ним добавить еще семь. Сейчас Черноморский флот имеет 173 корабля и судна. Вновороссийской базе базируется 51 корабль и судно, к 2020 году будет находиться 61
«До 2020 года планируется поступление более 80 кораблей и судов. С учетом списаний к 2020 году в состав Черноморского флота (войдет) 206 кораблей и судов», — сказал Александр Витко.
Строительство базы для подводных лодок планируется закончить в следующем году.
Российские порты увеличили грузооборот
В последние годы в России интенсивно расширяется портовая инфраструктура, стартовали проекты по созданию крупных логистических узлов мирового уровня, в том числе на юге России в Краснодарском крае.
«Все это стимулы для роста конкурентоспособности отечественной экономики, для появления новых, успешных компаний и предприятий, ключ к укреплению позиций России как важного звена глобальных транспортных маршрутов, — сообщил Владимир Путин. — Отмечу, что объём грузопотоков, проходящих через морские порты России, несмотря на непростую экономическую конъюнктуру на мировых рынках, растёт, и растёт уверенно».
В прошлом году грузооборот портов увеличился на 4%, а за полугодие 2014-го — 6,4% процента и превысил 412 миллионов тонн. Ожидается, что к концу года перевалка составит 600 млн тон. Это увеличение отмечается и за счет юга страны, за счёт Каспийского, Дальневосточного регионов, и на севере и портов Арктической зоны. Более трети всего этого объёма приходится на порты Азово-Черноморского бассейна, где объем перевалки грузов за восемь месяцев вырос на 10,8 процента (без учета Крыма и Севастополя). По суммарному грузообороту морских портов Азово-Черноморский бассейн занимает второе место после Балтийского. Здесь действует 17 морских портов, и наибольшую долю занимает порт Новороссийск – свыше 65 процентов обрабатываемых грузов.
«Грузовая база рассчитана в соответствии с прогнозом социально-экономического развития до 2030 года, стратегией развития отраслей промышленности – топливно-энергетической, нефтехимической, металлургической, угольной и других, программой развития транспортной системы, — доложил президенту министр транспорта Максим Соколов. — И ожидаемое увеличение суммарного грузооборота морских портов к 2030 году сегодня можно оценить в цифре порядка 400 миллионов тонн в год. Таким образом, к 2030 году общий оборот может достигнуть 1 миллиарда тонн в год».
Порт Тамань позволит конкурировать за крупнотоннажные суда
В последнее время мировая тенденция по обработке и транспортировке морских грузов предполагает использование крупнотоннажных судов, что серьёзным образом позволяет снизить себестоимость перевозки и обеспечить конкурентоспособность на мировых рынках. Крупнейшие страны — экспортеры сегодня стремятся создавать соответствующую инфраструктуру, позволяющую принимать такие крупнотоннажные суда с глубинами в 20 и даже 22 метра.
Российские порты не могут предоставить такую услугу.
«У нас столь глубоководных портов и терминалов нет, за исключением, может быть, Восточного на Дальнем Востоке, Приморска в Балтийском регионе и здесь, в Новороссийске, – терминал «Шесхарис», а также Усть-Луга, но в любом случае Балтийский регион ограничен глубиной Датских проливов. И такое положение естественным образом снижает конкурентоспособность именно наших, российских портов по сравнению с портами юго-восточной Азии и Южной Америки», — заявил максим Соколов.
Глубины порты Азовского моря и Крымского полуострова не превышают десятиметровой отметки, а максимальные глубины в акватории порта Новороссийск, у причалов, предназначенных для обработки именно сухих грузов, составляют примерно 13,5 метра. В то же время даже наши ближайшие порты-конкуренты на территории Украины – Одесса, Ильичёвск и Южное – достигают глубин 20 и 21 метра. Это позволяет им принимать большие суда, класса «панамакс» и «кейпсайз» особенно.
Ожидается, что дефицит грузопотока сухих портов к 2030 году составит порядка 140 миллионов тонн.
«Поэтому увеличение мощности портов Азово-Черноморского бассейна должно быть чуть выше, чтобы снимать пиковые нагрузки в летний период. И мы считаем, что такая мощность должна быть к 2030 году создана в размере 170 миллионов тонн в год, — говорит Соколов.
Для устранения дефицита Минтранс представил проекты группы компаний «ОТЭКО» на Таманском полуострове и в Новороссийске. Речь идет о терминалах, которые развиваются в порту Тамань. Они ориентированы на обслуживание казахстанских грузов – порядка 40 миллионов тонн, включая нефть и нефтеналивные грузы, а также руду, серу и уголь.
Самым крупным в Азово-Черноморском бассейне глубоководного и защищённого порта является проект развития сухогрузного района порта «Тамань». Он предусматривает строительство глубоководного порта на территории 850 гектаров с глубинами практически до 20 метров, рассчитанного на обслуживание судов до 180 тысяч тонн, с волнозащитными сооружениями. То есть этот порт будет ещё и гаванью для судов, которые могут терпеть во время шторма бедственное положение.
В рамках проекта планируется строительство терминалов для обработки различных навалочных грузов – зерна, железнорудного сырья, минеральных удобрений, серы и контейнеров, а также объектов железнодорожной и инженерной инфраструктур. К 2025 году их грузооборот составит порядка 94 миллионов тонн.
Общий объём инвестиций в проект оценивается в 200 миллиардов рублей. За счёт средств федерального бюджета финансируется 76 миллиардов.
«Но при этом почти половина из этих средств, порядка 40 миллиардов рублей, занимают средства, которые мы реализуем в рамках строительства Керченского перехода через Керченский пролив в качестве подходных путей к Керченскому мосту, — говорит Максим Соколов. — Это порядка 40 километров как двухпутной электрифицированной железной дороги, так и четырёхполосной автомобильной дороги первой категории, выходящей к Керченскому проливу. Таким образом, строительство этих подходных путей и наличие портов Тамань – как одного, так и другого – увеличит эффективность использования создаваемой инфраструктуры».
Проект сухогрузного района порта Тамань находится в высокой степени готовности: разработана в полном объёме проектная документация, есть заключение государственной и экологической экспертизы, получены все необходимые разрешения. Также со всеми потенциальными грузоотправителями, а это 10 российских крупнейших компаний, таких как Global ports, UCL, «Металлоинвест», «Кузбассразрезуголь», СУЭК и ряд других, заключены соглашения совместно с правительством Краснодарского края по реализации инвестиционных проектов в порту Тамань.
Крымские порты модернизируют
Владимир Путин предложил уточнить планы развития портов в связи с присоединением Севастополя и Крыма.
«Существующие и перспективные портовые терминалы Крыма и Краснодарского края должны дополнять друг друга, при этом следует максимально использовать преимущества и сильные стороны каждого порта, каждого логистического комплекса. В этой связи надо посмотреть, какие мощности лучше развивать в Крыму и какие – в Краснодарском крае», — поставил задачу Владимир Путин.
Предстоит также детально просчитать планы модернизации и развития самих крымских портов максимально эффективно загрузить их и вписать в транспортную систему Российской Федерации.
Речь идет о портах Керчи, Феодосии, Ялты, Севастополя и Евпатории. Их суммарный грузооборот в 2013 году составил всего лишь 11 миллионов тонн. И эти порты тоже все расположены в центре селитебных зон.
«Для того, чтобы они могли отвечать современным требованиям, необходимо как минимум выполнить мероприятия по комплексной модернизации причалов с учётом увеличения прогнозных нагрузок, заменить то оборудование, которое сегодня находится в портах. Это предусмотрено в нашей утверждённой Правительством федеральной целевой программе социально-экономического развития Республики Крым и Севастополя до 2020 года в общем объёме 6,2 миллиарда рублей», — говорит Максим Соколов.
Он отметил, что необходимо учитывать возможность применения санкций.
«Такая вероятность, к сожалению, существует, и это снижает инвестиционный интерес в настоящее время к портам Крымского полуострова, хотя, безусловно, в перспективе они имеют достаточно высокий потенциал», — сказал Соколов.
Особенно это порты, которые расположены в районе Керченского пролива в городе Керчи. Они сегодня работают с высокой загрузкой, обслуживая Керченскую переправу, которая, несмотря на повышенные нагрузки в летний период, всё-таки справляется со своей задачей. Но помимо этого существует и прямое железнодорожное сообщение как в грузовом, так уже с этого года и в пассажирском варианте.
«Это то, что я говорил вначале: нужно их с учётом реалий вписывать в нашу транспортную систему, понимать, где и что должно быть расположено, в том числе я имею в виду судостроительные мощности и так далее, — отреагировал Владимир Путин. — То есть не нужно подвергать их опасности, каким-то неправовым действиям со стороны наших партнёров. Мы легко впишем это в нашу инфраструктуру, в наше судостроение и в судоремонт и загрузим целиком».
Порты Крымского полуострова, где используется оборудование 50-60-х годов, значительно устарели.
«Нельзя сказать, что они убиты, разбиты, разрушены, — сообщил ИТАР-ТАСС исполняющий обязанности министра транспорта республики Анатолий Цуркин. — Устарела инфраструктура, используются старые технологии. Например, для того, чтобы использовать большое количество контейнеров, нужен скоростной кран грузоподъемностью 40 тонн, а у нас он 20 тонн. Есть и железнодорожные, подъездные пути, но все это 50-х и 60-х годов».
По словам Цуркина, в портах планируется строительство контейнерных терминалов, в том числе зерновых, и элеваторов. Приоритетом является модернизация портов Керчи — переправы, торгового и рыбного с 15-ю причалами и порта Феодосии.
«Также это строительство дополнительных причалов, чтобы мы могли принимать суда большей вместимости», — добавил Цуркин.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.