Героическая защита Родины от немецко-фашистких захватчиков вошла в историю Великой Отечественной войны как одна из самых ярких страниц стойкости, отваги и патриотизма советского народа. И ни один раз мы слышали или читали об этом, и каждому понятно, что в первую очередь говорится о взрослых защитниках Отечества, но были и дети. Какова их судьба? Чем они жили, что переживали и чувствовали?
Во время Великой Отечественной войны всем детям и подросткам пришлось в один миг повзрослеть на тысячу лет, встать в один строй со взрослыми. Вместе с ними дети перенесли страшные муки и трагедии осажденного Ленинграда. Они смотрели смерти в лицо, видели горькие слезы потерь, терпели голод и холод, слышали свист и разрывы снарядов и бомб, стоны умирающих и просящих о помощи. У них было детство, опаленное той страшной войной.
…Замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде осталось более 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. Приближение фронта угрожало их жизням, юных ленинградцев хотели уберечь в первую очередь, стремились укрыть от бомбежек и кошмаров, которые происходили вокруг. Вопрос о спасении детей специально рассматривался Советским правительством. Всесторонняя и трепетная забота о детях в тех тяжелых условиях была характерной чертой всех ленинградцев, она давала им особую силу, поднимала их на труд и на бой, потому что спасти детей можно было только отстояв город и преодолев все трудности, что встречались им на пути.
Уже через семь дней после начала Великой Отечественной войны произошла первая школьная эвакуация, когда всем учащимся раздали списки с необходимыми вещами, назначили ответственных учителей и распределили по группам. Удивительно то, что все происходили без паники, а спокойно и организованно. Дорога была не из легких. Тридцать дней без горячей пищи были суровым испытанием, особенно для детей.
Тем временем, в закрытом Ленинграде был жуткий голод. Семьи, оставшиеся в городе, погибали от холода и голода. С 13 ноября 1941 года норма выдачи хлеба населению была снижена, дети получали по 150 г хлеба в день. А через неделю, когда прекратилось движение по Ладожскому озеру, и в блокадный Ленинград перестали поступать продукты,скудный обед был значительно уменьшен. Все население стало получать самую низкую норму хлеба за всё время блокады - 250 г на рабочую карточку и 125 г - на все остальные. Да и что это был за хлеб… Он на 75 % состоял из ржаной обойной муки, на 10% из пищевой целлюлозы, на 10% из жмыха, на 2 % из обойной пыли, на 2% из выбойки из мешков и на 1% из хвои. Формы для выпечки хлеба смазывались соляровым маслом, ибо другого в блокадном Ленинграде не было.
Из воспоминаний воспитателей детского сада: “Больно было видеть детей за столом. Суп они ели в два приёма, вначале бульон, а потом всё содержимое супа. Кашу или кисель они намазывали на хлеб. Хлеб крошили на микроскопические кусочки и прятали в спичечные коробки. Хлеб дети могли оставлять как самую лакомую пищу и есть после третьего блюда. Они наслаждались тем, что кусочек хлеба ели часами, рассматривая этот кусочек, словно какую-нибудь диковину”.
Вслед за голодом в Ленинград пришли другие беды, ведь как известно, беда не приходит одна. В конце ноября ударили невероятные морозы. Ртуть в термометре приближалась к отметке - 40 градусов. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, население осталось без воды. Топливо заканчивалось. Перестали работать электростанции и во всем городе «дворцов» погас свет, а некогда уютные квартиры покрылись изморозью. В конце марта 1942 года вспыхнула эпидемия холеры, брюшного и сыпного тифа. Горожане не сдавались и вели привычный образ жизни.
Ленинградский городской комитет партии и городской Совет депутатов трудящихся приняли решение о продолжении обучении детей. В конце октября 1941 года 60 тысяч школьников приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ и домохозяйств, а с 3 ноября в 103 школах Ленинграда за парты сели более 30 тысяч учащихся старших классов. Общее число детей, приступивших к занятиям в блокадном городе, составляло менее четверти довоенного количества ленинградских школьников. Несмотря на истощение и постоянный страх за свою жизнь, дети вносили свой посильный вклад в дело защиты родного города, умело совмещали учебные занятия и общественную работу.
Обессиленные дети блокадного Ленинграда напоминали птенчиков, выпавших из гнезда, ведь они были истощены и беззащитны. Но маленькие “птенчики”, потеряв своих родных, утратив радость к жизни, все равно не сдались! Каждый день они боролись за глоток воздуха и за свое место под солнцем. Война соединила детей и боевой фронт, кровь, смерть, голод и жестокую борьбу за жизнь. Тяжкая ноша свалилась на их совсем хрупкие плечи, но даже в этом адском огне страданий и боли они вели себя как настоящие герои.