Подписаться RSS 2.0 |  Реклама на портале
Контакты  |  Статистика  |  Обратная связь
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
   Чужой компьютер
  • Напомнить пароль?


    Навигация


    Важные темы

    Вообще ситуация бредовейшая. Но факт: Турбина переплюнула старушку Нэнси Пелоси, устроившую


    За последние пятьсот лет Европейская Цивилизация смогла ограбить всю планету. Северную, Южную


    Спустя пять месяцев после начала Россией специальной военной операции на Украине многие, даже


    В последнее время в нашей блогосфере набирает популярность мнение, что Америкой, Соединёнными её


    Ситуация в США обостряется значительно быстрее, чем могли бы предположить лидеры Демократической


    Реклама






    Добавить новость в:




    » «Нефтяная игла» как переход к структурным изменениям в российской экономике

    | 3 апрель 2015 | Экономика и финансы |

    Мы часто слышим выражение «нефтяная игла». Еще чаще мы сталкиваемся с мнением, что это одна из главных проблем экономики России. Сегодня, когда цена на нефть на мировых площадках упала настолько, что об этом стали судачить даже бабушки у подъездов пришло время разобраться с нефтяной промышленностью России и этой самой «нефтяной иглой». Итак.

    Нефтяная игла

    Британцы из TNK ВР отводят нефти 54 года, именно на столько по их мнению осталось у мира запасов. Если говорить конкретно о нас, то черного золота России хватит на вдвое меньший срок — двадцать три, двадцать четыре года. Обращаясь к цифрам, обратим внимание, что только за 2012 г. за рубеж отправили 211,5 млн из 511 млн т добытой в России нефти, иными словами — 41%, если сравнивать с «народным достоянием», то есть газом – его экспортировали лишь 17%. Если посмотреть данные Федерального казначейства и разделить нефтяные и газовые доходы государства, то получится, что налоги на нефть приносят в казну примерно в 3–4 раза больше денег, чем поступления от газа, — вот вам и «нефтяная игла».

    Сейчас, когда цена на нефть колеблется в районе 55$ за баррель встает вопрос: много ли мы теряем? Что ж, если исходить из того, что средняя себестоимость нефти в стране 33 доллара включая налоговое бремя, то 55 — не кажется смертельной цифрой. Вице-президент ОАО «НК «Роснефть» Виктор Ишаев бодрится, что ««Роснефть» выдержит цену на нефть и в 30 долларов за баррель, оговариваясь, что при таких ценах компания не сможем формировать в том же объеме свои платежи в бюджет РФ, как при цене 70 долларов. Скажем, что аналогичная ситуация и с другими крупными игроками, на которых приходится около 90% всей добычи нефти и конденсата в России: помимо «Роснефти», которая в марте 2013 г. закрыла сделку по приобретению ТНК-ВР, в результате чего стала крупнейшим мировым производителем нефти и контролирует около 37% добычи нефти в России, это ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР, «Сургутнефтегаз», «Группа Газпром» (включая «Газпром нефть»), «Татнефть», «Башнефть», «Русс Нефть». Компания «Славнефть» контролируется «Газпром нефтью». Наконец, и это, пожалуй, главное — рубль не является пока свободно конвертируемой валютой, а значит и экспортировать нефть за рубли мы не можем. Наша нефть и нефтепродукты торгуются в долларах США, в результате чистая прибыль зависит от курса американской валюты. Когда курс скачет, как сейчас, то даже при сохранении объемов добычи и транспортировки — в рублевом эквиваленте мы начинаем терять, возможно даже говорить об убытках в таком случае. Говорить о зависимости всей российской экономики от экспорта нефти и нефтепродуктов в данном случае излишне.

    Вот мы и приходим к тому, что: Россия имеет зыбкое положение, не обладая значимыми запасами нефти, чтобы диктовать условия другим странам. Высокая степень зависимости экономики России от экспорта нефти, составляющего около 50% всего ВВП страны, ставит под удар будущее страны, а отсутствие существенных статей дохода еще более усугубляет положение. Имеет место значимое отставание эффективности и технологичности производства по многим показателям.

    Наконец, высокая себестоимость добычи и переработки нефти, складывающаяся из таких факторов как: затраты на разведку месторождения, затраты на извлечение сырья из недр, затраты на транспортировку и хранение, затраты на амортизацию и прочее, делает невозможным извлечение большей выгоды.

    Присовокупим сюда пресловутые санкции и получим, что падение экспорта нефти в РФ уже в 2015 году ожидается на 4%, в 2016 году — на 6%, в 2017 году — на 8% по сравнению с уровнем, заложенным в действующим законе о федеральном бюджете на 2014-2016 годы и проекте бюджетной стратегии до 2017 года, это официальная позиция Минфина, а значит в действительности все может быть еще хуже

     

    Начнем с очень простого постулата (но только не для российского обывателя, который смотрит телевизор) — для любой развитой экономики мира дешевая нефть это очень хорошо. Странно, правда? Ан нет. США и Китай перерабатывают нефти в два, два с половиной раза больше, чем производят — у нас ровно противоположенная картина. Продукты нефтепереработки стоят на мировых рынках в разы дороже сырой нефти. Но для переработки нужны НПЗ (нефтеперерабатывающие заводы). Основными видами продукции НПЗ являются бензины, дизельные и реактивные топлива, нафта, масла и ряд других видов топлива, включая мазут. По данным компании «Альянс-Аналитика», выход мазута в российской нефтепереработке в 2012 году составил 29% объема переработанной нефти, автобензина — 14,3%, дизельного топлива — 27,8%. Для сравнения: в США выход бензина составляет более 46%, дизельного топлива — 27%, мазута — всего 4%. Что, собственно, не удивительно, ибо все крупнейшие НПЗ были построены до 1991 года, правда с 2005 года в нефтепереработку инвестировано порядка 1 трлн рублей, но этого все равно катастрофически мало. В основе российской нефтепереработки лежат 28 НПЗ, большинство из которых было создано

    в период с 1950 по 1986 год. Хотя за постсоветский период количество НПЗ в России увеличилось с 27 до 42, вновь построенные объекты представляют собой примитивные атмосферные колонны, предназначенные для получения газойля и нафты, которые впоследствии используются для собственных нужд компаний в качестве моторных топлив.

    В настоящее время по мощностям и объему переработки нефти Россия занимает третье место в мире после США и Китая. В 2012 г. суммарные производственные мощности по первичной переработке нефти в России несколько снизились и составили 279 млн тонн, что отчасти связано с началом активной модернизации установок и выводом мощностей по производству топлива ниже класса Евро-3. На фоне этого в 2012 г. значительно вырос объем первичной переработки нефти (на 10 млн тонн) и достиг максимального значения за последние 20 лет – 265,8 млн тонн, что привело к историческому максимуму загрузки установок по первичной переработке нефти (95%). В нефтепереработке используются первичные и вторичные процессы переработки. Качество нефтепродуктов после первичной переработки низкое и небезопасное для окружающей среды. Для облагораживания продукции первичной переработки, а также для обеспечения максимального выхода светлых нефтепродуктов, обеспечивающих минимальное воздействие на окружающую среду, на современных заводах широко применяются процессы вторичной переработки нефти. Основное ядро вторичных процессов формируется вокруг четырех процессов: каталитического крекинга, каталитического риформинга, гидроочистки и коксования. Процесс каталитического крекинга используется в переработке газойля (тяжелого дистиллята) для получения бензина, дизельного и печного топлив; гидроочистка – для удаления серы; каталитический риформинг – для повышения октанового числа бензина и установки коксования – для переработки мазута с получением более легких светлых нефтепродуктов и нефтяного кокса. Наш рынок по нефтепродуктам — это Европа. В Европе максимально можно продать дизельного топлива 100 млн.т. Углублять переработку можно, только если будем строить установки гидрокрекинга. В Европе ужесточаются требования к мазуту по содержанию серы. Бункерное топливо – наша палочка выручалочка, но к 2015 году Европа тоже собирается добиться снижения содержания серы в нем, а мы такой мазут выпускать не можем. То есть это означает, что мы теряем рынок мазута. Если мы не будем строить установки гидрокрекинга, то тяжелое положение в нефтепереработке сохранится, и действительно встанет дилемма: перерабатывать нефть на наших «полу-керосинках» или все-таки продавать сырую нефть. Здесь важно понимать, что в структуре выпуска нефтепродуктов в России продолжает доминировать производство тяжелых и средних фракций, прежде всего мазута и дизельного топлива. В 2012 г. доля дизельного топлива в структуре производства нефтяных топлив и масел составила около 35,2%, мазута топочного – 37,6%, бензина автомобильного – 19,3%, прочих нефтепродуктов (авиационного бензина, авиакеросина, масел и др.) – 7,9%. При этом доля высокооктанового бензина (92 и 95) в общем объеме производства автомобильного бензина выросла с 89,5% в 2011 г. до 92,6% в 2012 г. Увеличение объемов переработки нефти обусловлено, прежде всего, ростом спроса на автомобильный бензин и авиационный керосин. Так, производство бензинов выросло на 4,1% – до 38,2 млн тонн и приблизилось к уровню 1990 г. Производство авиационного керосина за год выросло более чем на 10% и составило около 10 млн тонн. Вместе с тем произошло незначительное сокращение выпуска дизельного топлива: с 70,6 млн тонн в 2011 г. до 69,7 млн тонн в 2012 г. Несмотря на вводимые пошлины на экспорт темных нефтепродуктов, продолжилось наращивание объемов экспорта мазута, что способствовало росту производства мазута на 1,6%.

    В результате роста спроса на автомобильный бензин и керосин, а также наращивания объемов экспорта низкокачественных нефтепродуктов рост переработки (3,6%) оказался выше роста добычи нефти (1,3%), что привело к увеличению доли перерабатываемой в стране нефти до уровня более 51,3%. Несмотря на ускоренный рост производства бензина и авиационного керосина, глубина переработки нефти снизилась с 70,8% в 2011 г. до 70,5% в 2012 г., что существенно ниже уровня многих развитых и развивающихся стран (85%).

    В 2000-е гг. значительная часть дизельного топлива и мазута стала поступать на экспорт по ценам ниже цен сырой нефти, что привело к повышенному спросу на них на международных рынках, возобновился быстрый рост средних и тяжелых дистиллятов. Соотношение экспортных пошлин на нефть, темные и светлые нефтепродукты не стимулируют изменение структуры выпуска продуктов российских НПЗ. В 2013 г. по-прежнему было более выгодно экспортировать мазут и дизельное топливо (как полупродукты) для переработки в странах-реципиентах, чем наращивать объемы глубокой переработки нефти внутри страны, при этом цена и качество российского бензина не выдерживают конкуренции с европейской продукцией. Основная часть производимого в России автомобильного бензина поставляется на внутренний рынок, в то время как более половины дизельного топлива и около 78% мазута экспортируются. Примерно на 40% надо увеличивать выход дизельного топлива, но существует понимание того, что Европа никогда не пойдет на то, чтобы из России получать только дизельное топливо. Больше 70 млн. т. мы в Европе не продадим, европейцы не допустят, чтобы мы стали монополистами на этом рынке. Будет наблюдаться умеренный рост производства бензина, если мы будем строить нормальные установки каталитического крекинга. Необходимо избавляться от мазута где-то до 13 млн.т, тогда как сегодня мы выпускаем мазута более 60 млн.т.

    Резюмируя В России в последние годы наметилась обнадеживающая тенденция как по наращиванию объемов переработки нефти, так и по дальнейшему увеличению выхода светлых нефтепродуктов. Если в 2005 г. средняя глубина переработки по стране составляла 71,6%, то к 2030 г. намечается довести ее до 89,4%. В плане уровня глубины нефтепереработки лидирует «Башнефть» с высоким показателем 86%, к которому призывает Министерство энергетики. Практически все нефтяные компании стремятся выйти на уровень в 85%, который достичь очень трудно. Соответственно, по отношению доли вторичных или углубляющих процессов к первичным Россия в разы отстает от ведущих стран мира. По затратам энергии она тоже находится в тяжелом положении по сравнению с ведущими странами. Среди наиболее крупных по объему переработки нефти является строительство НПЗ в Нижнекамске (Татарстан) мощностью 7 млн т в год для переработки высокосернистой нефти. Завод был пущен в эксплуатацию в 2010 г. Выработка моторных топлив на этом заводе будет соответствовать «Евро-4» и «Евро-5», удовлетворяющим самым жестким экологическим требованиям. После 2015 г. намечается строительство НПЗ в Приморском крае мощностью 20 млн т в год. На этом НПЗ планируется довести глубину переработки нефти до 93%, что будет соответствовать достигнутому уровню на НПЗ в США. В среднесрочной перспективе намечается также строительство НПЗ в Ленинградской области мощностью 12 млн т в год. При этом нецелесообразно слепое копирование западных норм, перенесение европейского техрегламента на нашу территорию, — зачем нам в мало населенных регионах (например Крайнего Севера) Евро-5? В стране имеется 40 млн. единиц автотранспортных средств, которые стоят на учете в базе данных ГИБДД, из них 34 млн. – это легковые машины и 6 млн. — грузовики и легкие коммерческие автомобили. Из этих 34 млн. единиц техники 58% по двигателю — ниже норм Евро-2. Если мы возьмем грузовики, картина будет еще страшней — 84% ниже этих норм.

    Наибольший рост объемов переработки нефти показывает компания «Татнефть» благодаря началу эксплуатации в 2011 г. и полной загрузки мощностей в 2012 г. завода «ТАНЕКО». Тестовая переработка нефти на заводе, мощностью около 7 млн тонн в год, началась осенью 2011 г., в декабре того же года НПЗ вышел на рабочую мощность. Благодаря новому заводу общая переработка «Татнефти» выросла более чем в 3 раза: с 2,2 млн тонн в 2011 г. до 7,2 в 2013 г., обеспечив тем самым более половины прироста первичной переработки нефти в России.

    Кроме «Татнефти» значительный прирост перерабатываемой нефти показала «Группа Газпром» (4,5%, или 1,9 млн тонн), прежде всего за счет проведенной модернизации и увеличения выпуска автомобильных бензинов на 14,5% на Омском НПЗ. Среди независимых крупных нефтеперерабатывающих заводов значительный рост объемов переработки нефти был отмечен на Афипском НПЗ и в ОАО «Орскнефтеоргсинтез». Так, благодаря завершению очередного этапа реконструкции Афипского НПЗ в конце 2011 г. компания смогла существенно нарастить объем первичной переработки нефти: с 3,9 млн тонн в 2011 г. до 5,8 млн тонн в 2013 г. После продажи компанией «РуссНефть» пакета акций «Орскнефтеоргсинтеза» в июле 2011 г. завод показывает высокие темпы роста переработки.



    Комментарии (0) | Распечатать | | Жалоба

    Источник: http://imperiya.by/economics.html?id=25011

    Голосовало: 0  


    Или через КИВИ кошелёк

     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

     

    » Добавление комментария
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Код:
    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
    Введите код:

     


    На портале



    Наш опрос
    Чем вы готовы пожертвовать ради России в противостоянии с Западом?




    Показать все опросы

    Облако тегов
    Австралия Австрия Азербайджан Аргентина Армения Афганистан Африка БРИКС Балканы Белоруссия Ближний Восток Болгария Бразилия Британия Ватикан Венгрия Венесуэла Германия Греция Грузия ЕАЭС Евросоюз Египет Израиль Индия Ирак Иран Испания Италия Казахстан Канада Киргизия Китай Корея Латинская Америка Ливия Мексика Молдавия НАТО Новороссия Норвегия ООН Пакистан Польша Прибалтика Приднестровье Румыния СССР США Саудовская Аравия Сербия Сирия Турция Узбекистан Украина Финляндия Франция Чехия Швеция Япония

    Реклама



    Фито Центр











    Популярные статьи

    Главная страница  |  Регистрация  |  Добавить новость  |  Новое на сайте  |  Статистика  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2014-2021 Politinform.SU Аналитика Факты Комментарии © 2021