В конце 80-х годов морской спецназ США начал искать замену своему подводному аппарату доставки Mk.8 SDV (SEAL Delivery Vehicle – средство доставки морского спецназа). Среди прочих кандидатов рассматривался проект продвинутого подводного аппарата с силовой установкой замкнутого цикла CCES (Closed-Cycle Energy Source) от компании Perry Offshore. В то время Perry считалась признанным лидером в сфере строительства глубоководных подводных лодок, обычно используемых для подводного строительства и спасательных операций на больших глубинах. Несомненно, самый успешный производитель миниподлодок для гражданского применения, например разведки месторождений нефти (даже если вы никогда не слышали о них), а также создатель успешного подводного спасательного аппарата британского флота Vickers VOL-L1 (прадедушка L5).
Как правило, средства доставки боевых пловцов SDV (SEAL Delivery Vehicle или Swimmer Delivery Vehicle) были подводными аппаратами открытого типа, у которых отсек экипажа не был герметизирован и заполнялся водой, поэтому пассажиры должны были все время находиться в водолазных костюмах. Морской спецназ искал для себя «сухой» подводный аппарат закрытого типа со шлюзовой камерой, поскольку необходимо было держать пловцов в тепле с целью выполнения более продолжительных задач. Позднее эти требования в конечном счете привели к проекту продвинутой системы доставки боевых пловцов Advanced SEAL Delivery System (ASDS) (будет описана в отдельной статье).
Так случилось, что компания Perry уже имела подобный проект и должна была установить в нее продвинутую силовую установку.
Оригинальная иллюстрация
Проект подводного аппарата с движителем замкнутого цикла Closed-Cycle Energy Source (CCES) был одним из двух проектов компании Perry, которые были относительно похожи за исключением разных энергоустановок. Аппараты имели по сути сигаровидную форму с остроконечными носами и очень плавными обводами с компоновкой кормы в стиле подводной лодки. Экипаж располагался в носовой части, в средней части находилась шлюзовая камера для пловцов с люком перехода в передний отсек. В кормовом отсеке располагался двигатель, полностью герметизировавшийся во время проведения операций. Аварийные/входные люки были установлены вровень с крышами всех трех отсеков. Шлюзовой отсек имел основной люк в днище, он служил входом/выходом во время выполнения задач, а также соединительным узлом с подлодкой-носителем, что конструктивно очень напоминало спасательный аппарат. Это позволило бы перевозить его подлодкой без сухой навесной палубы (она была бы слишком большой!), но здесь имелся один недостаток, заключающийся в том, что в SDV нельзя было ни войти, ни выйти пока он находится на дне.
Вариант CCES, судя по обозначению, мог бы иметь движитель, работающий на двигателе с пропаном высокого давления, использующий жидкий кислород в качестве окислителя и гелий в качестве разбавителя. Это конечно высокотехнологичная система, которая позволила бы получить невероятную дальность плавания 300 морских миль (550 км). Недостатком подобной новой технологии была ее неотработанность, шумность (как для дизельного двигателя традиционной подводной лодки необходимы были резиновые демпферы) и потребность в криостатной установке для удерживания газа в жидком состоянии.
Характеристики
Длина: 10,6 метра (половина длины аппарата ASDS!) Ширина: 1,8 метра Скорость: 10 узлов (невероятно быстро) Рабочая глубина: 150 метров Глубина перевозки (без экипажа, на подлодке-носителе) 390 метров Водоизмещение: 17 тонн Дальность плавания: 300 морских миль Экипаж: 2 человека и 8 боевых пловцов Грузоподъемность: более 400 кг
Второй вариант был менее рискованным и имел меньшую стоимость, поскольку источником энергии служили свинцово-кислотные аккумуляторы с глубокой разрядкой. Этот вариант имел похожую конструкцию за исключением удлиненного кормового отсека, соответственно общая длина увеличилась до 13 метров. Скорость осталась также 10 узлов, но дальность плавания у этого вариант составляла «всего» 100 морских миль. Электродвигатель также подразумевал меньшую шумность, чем шумность установки CCES, работающей на пропане.
Проект по замене средства доставки постепенно перешел из эпохи Холодной войны в эпоху потепления 90-х и в конечном итоге привел к постройке одного аппарата подводного Advanced SEAL Delivery System (ASDS). Он был гораздо больше и слишком «авантюрным». После того как аппарат пострадал от пожара в 2008 году, он был списан. Его место с тех пор заняли средства доставки закрытого типа меньших размеров, созданные британскими и итальянскими конструкторами.
ASDS «верхом» на подлодке USS Greenville (SSN 772). Нереализованный проект аппарата CCES-SDV мог бы крепиться подобным образом, но был бы в два раза меньше
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.