Подписаться RSS 2.0 |  Реклама на портале
Контакты  |  Статистика  |  Обратная связь
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
   Чужой компьютер
  • Напомнить пароль?


    Навигация


    Важные темы

    Следует понимать совершенно четко, что вся «либеральная» пресса, неважно РФ, Украины, Занзибара,


    Признание государственной воли народа, предельно ясно выраженной на выборах президента Белоруссии 9


    Великая держава – это объединение, которое сумело центростремительными силами победить


    фото: cdn.donald.pl Ситуация в Белоруссии требует ответа на ряд вопросов. И я сейчас постараюсь их


    Листаю ленту и прям у многих знакомых (российских) сердобольность по Белоруссии. Фоточки и видосики


    Реклама






    Добавить новость в:




    » Старые проблемы нового вида Вооруженных Сил

    | 28 апрель 2015 | Армия и конфликты / Армия и конфликты: Новость дня |

    Отработка в Министерстве обороны «дорожной карты» по созданию в Российской Федерации на основе слияния Военно-воздушных сил и Войск ВКО нового вида ВС – Воздушно-космических сил дает шанс решить значительную часть проблем борьбы с воздушно-космическим противником. Однако многие предложения по ликвидации известных недостатков организации эффективной борьбы с СВКН противника, по имеющимся сведениям, не учитываются. В связи с этим мы посчитали необходимым еще раз напомнить о существующих проблемах, путях их решенияи последствиях игнорирования.

    Основной является проблема разрушения централизованного управления единой системой ВКО страны и Вооруженных Сил. Назовем и другие: применение истребительной авиации (ИА), взаимодействие, безопасность «дружественного» огня своих средств противовоздушной обороны, отсутствие единых требований к средствам ВКО, информационная, автоматизация управления, подготовка специалистов и научного комплекса. Часть этих проблем сложилась в последние два десятилетия прежде всего из-за нерациональных организационных преобразований в Вооруженных Силах, часть возникла еще раньше.

    Ссылка на сложность одновременного управления отражением ударов СВКН и поражением объектов противника – уловка сторонников изоляции действий части сил ВКО

    Разрушение централизованного управления силами ракетно-космической и противовоздушной обороны произошло в 1998 году при ликвидации Войск ПВО как вида Вооруженных Сил. Образование в 2012-м Войск ВКО, направленное, казалось бы, на объединение систем РКО и ПВО, не только не решило эту проблему, но и одновременно разрушило единое оперативное руководство и единую ответственность за организацию и ведение вооруженной борьбы с силами воздушного нападения противника. При этом единая система ПВО страны и Вооруженных Сил РФ распалась на пять самостоятельных частей – на системы ПВО четырех военных округов и Войск ВКО. Решит ли эту главную проблему создание ВКС, зависит от их структуры, а также от задач, функций и прав, которые будут определены стратегическим и оперативным органам управления.

    Выбор командования

    Обратимся к истокам формирования предложений по созданию ВКС. При рассмотрении путей решения проблемы единого руководства ведением вооруженной борьбы с силами воздушно-космического нападения (СВКН) противника в качестве основного пути предлагалось создавать не вид Вооруженных Сил, а стратегическое воздушно-космическое командование (СВКК) – орган стратегического управления, подчиненный Генеральному штабу. СВКК должно иметь обязанности, ответственность и необходимые права по управлению применением всех войск (сил), ведущих борьбу с воздушно-космическим противником, вне зависимости от принадлежности их к виду или роду Вооруженных Сил, во всех формах военных действий, в том числе и стратегических. Такое командование может обеспечивать эффективную организацию борьбы с СВКН противника независимо от структуры Вооруженных Сил.

    Старые проблемы нового вида Вооруженных Сил
    Коллаж Андрея Седых

    Предложения по формированию Воздушно-космических сил были сформулированы как дополнение к созданию стратегического воздушно-космического командования или как альтернатива СВКК. При втором варианте ставилось условие, что главному командованию ВКС будут определены все задачи и права, которые обязано решать и которыми должно обладать СВКК, то есть предоставить главному командованию вида Вооруженных Сил функции не только административного, но и оперативного управления. Только тогда решается проблема централизованного оперативного руководства организацией и ведением вооруженной борьбы со всеми СВКН противника.

    При создании СВКК или придании главному командованию ВКС таких же функций управления обеспечивается возможность организации эффективной борьбы с СВКН противника независимо от структуры Вооруженных Сил, в том числе сосредоточения усилий для борьбы с воздушно-космическим противником всех имеющихся войск и сил в границах любого военного округа (театра военных действий); согласования действий всех имеющихся в Вооруженных Силах войск и сил ВКО на обороне объектов и группировок войск (сил), имеющих наибольший приоритет в каждый период военных действий, например на обороне объектов СЯС; согласования действий оборонительных и ударных сил и средств для дезорганизации управления СВКН противника и уменьшения их возможностей по нанесению последующих ударов; согласования борьбы со средствами воздушного нападения и противодействия обеспечивающим их космическим системам.

    При предоставлении новому главному командованию ВКС только административных функций управления могут быть разрешены лишь частные проблемы разработки единых требований к средствам ВКО, подготовки специалистов и научного комплекса. Такую предпосылку создает ликвидация подчиненности различных военных вузов и научно-исследовательских учреждений двум независимым командованиям вида и рода войск Вооруженных Сил и нахождения в них одних и тех же образцов вооружения и военной техники. Раздробленность же системы ВКО сохранится и основные проблемы борьбы с воздушно-космическим противником решены не будут.

    Некоторыми авторами и должностными лицами предлагается третий вариант решения проблем борьбы с воздушно-космическим противником, который состоит в централизации управления действиями только части сил ВКО государства, то есть обособлению действий этих сил от действий ударных войск (сил), а также от действий войск (сил) ПВО сухопутных войск и флотов. Для этого предлагается образовать вид Вооруженных Сил – Войска ВКО путем изъятия из объединений ВВС и ПВО дивизий ПВО и образования объединений ПВО с автономными формами военных действий. Данное предложение обосновывается тем, что нельзя на один орган управления возлагать функционально несовместимые задачи управления отражением удара СВКН противника и поражением его объектов на земле и море.

    Старые проблемы нового вида Вооруженных Сил
    Фото: ИТАР-ТАСС

    Однако этот вариант несостоятелен. Во-первых, после всех сокращений сил ПВО страны осталось «34 зенитных ракетных полка, из которых треть сосредоточена под Москвой» («ВПК», № 49, 2013). Этим составом сил задачи обороны необходимых объектов самостоятельно решить нельзя. В то же время количество войск (сил) ПВО военных округов и флотов в границах некоторых военных округов больше, чем в дивизиях ПВО. Однако привлечь часть из них хотя бы для обороны объектов страны и в том числе стратегических ядерных сил от разоружающего глобального удара СВКН противника будет невозможно, так как согласно предложениям они должны защищать от ударов воздушного противника свои группировки войск военных округов и сил флотов. Во-вторых, образование новых объединений ПВО потребует значительного увеличения численности органов управления силами авиации и ПВО, что является самостоятельной проблемой.

    Ссылка на сложность одновременного управления отражением ударов СВКН и поражением объектов противника – хитрая уловка авторов изоляции действий части сил ВКО. Эту сложность они не доказывают, а выдвигают как постулат. На самом деле вопросы одновременного управления такими действиями отработаны и теоретически, и частью практически в рамках фронтовых, воздушных и стратегических операций. К примеру, одновременным решением множества фронтовых задач управлять сложно, но возможно – проверено практикой, в том числе Великой Отечественной войны.

    Для эффективного управления войсками, силами и средствами с принципиально разными свойствами необходимо правильно распределить задачи между командными инстанциями различного уровня. Для управления борьбой с СВКН противника методы распределения этих задач между командными инстанциями различного уровня разработаны. В них должен быть положен трехэтапный подход последовательного формирования стратегических, оперативных, а затем тактических способов действий войск, сил и средств.

    Основная задача органов управления на стратегическом уровне должна состоять в оценке угроз из воздушно-космической сферы, распределении оборонительных (ВКО) и ударных (авиации, РВ и А, флота) войск (сил) и их ресурса по районам ответственности военных округов (ТВД) и определении задач непосредственно подчиненным силам (дальней авиации и др.). В мирное время и угрожаемый период такие задачи может решать и Генеральный штаб, но он не имеет специфических средств и должностных лиц для отслеживания воздушно-космической обстановки в реальном масштабе времени. Поэтому в силу скоротечности военных действий в воздушно-космической сфере нужен специальный орган управления действиями войск, сил и средств, ведущих борьбу с СВКН противника, оснащенный специфическими средствами автоматизации и укомплектованный подготовленными должностными лицами. Это главный фактор необходимости предоставления главному командованию ВКС функций оперативного управления в случае, если СВКК не будет создано.

    Основная задача органов управления на оперативном уровне также должна состоять в прогнозе количества и состава СВКН противника на направлениях (в районах ответственности дивизий ПВО) их действий, в определении задач и порядка действий ударных сил и средств по поражению объектов СВКН противника на земле и море и распределении сил и средств ВКО по направлениям (районам ответственности дивизий ПВО), а также в распределении ресурса сил и средств по решаемым задачам.

    Рациональность распределения войск, сил, средств и их ресурса на стратегическом и оперативном уровнях будет зависеть от применения математических методов и моделирования. В частности, обосновать необходимое количество выделяемых для маневра в регионы и районы оборонительных и ударных сил и средств для отражения различных вариантов нападения СВКН противника возможно только на основе решения оптимизационных задач по максимизации предотвращенного ущерба обороняемым войскам и объектам (ущерба группировке СВКН противника) и с помощью моделирования. Такие задачи и модели необходимо внедрять в разрабатываемые комплексы средств автоматизации управления войсками (силами).

    В тактическом звене управление ударными и оборонительными силами осуществляется раздельно. В группировках сил ВКО необходимо перейти на автоматизированное и частично автоматическое (при борьбе с баллистическими ракетами и гиперзвуковыми летательными аппаратами) управление в общей системе, объединяющей средства ПВО и РКО, то есть осуществлять целераспределение, выдавать целеуказания всем средствам ВКО и наводить истребители общим комплексом средств автоматизации. Планирование действий ударных сил авиации, ракетных войск и артиллерии, флота заключается в их распределении для поражения объектов СВКН, других объектов и группировок войск противника, определении порядка и маршрутов (для авиации и крылатых ракет) действий. В настоящее время эти процессы автоматизируются.

    Перечисленные задачи управления вполне решаемы.

    Как лучше, а не как всегда

    Проблема применения истребительной авиации в существующей структуре системы ВКО состоит в снижении общего уровня теории и практики при повышении роли ИА в общей системе ВКО и усложнении управления ею. Основной фактор, вызвавший данную проблему, – изъятие ИА из состава соединений ПВО. Большую часть задач, возлагаемых на ИА, командования соединений ПВО реально отрабатывать не могут, так как в их подчинении истребителей нет, отсутствуют штатные органы управления истребителями, нет и ответственности за подготовку и безопасность экипажей. Данная проблема при формировании ВКС может быть решена только в случае, если в соединениях ПВО ввести в состав органов управления штатные структуры по управлению истребительной авиацией, вернуть в их состав хотя бы по одной авиационной части ИА и готовить ее исключительно для эффективного решения всего комплекса задач ПВО, в перспективе – ВКО. Прежде всего это касается авиационных частей, вооруженных самолетами МиГ-31, которые многоцелевыми делать не вполне рационально. Также необходимо восстановить учебно-научный комплекс подготовки кадров и разработки способов действий многоцелевой авиации в системе ВКО. Без выполнения данных мероприятий задача эффективного применения ИА в системе ВКО решена не будет.

    Проблема взаимодействия и безопасности авиации от «дружественного» огня – одна из сложнейших, что подтверждает опыт локальных войн и оперативной подготовки. В частности, в действиях российских войск по принуждению Грузии к миру от своих зенитных средств пострадала половина потерянных самолетов. Данная проблема, а также проблема эффективного управления силами и средствами ВКО разных видов ВС может быть решена только в случае восстановления в полном объеме территориального принципа построения системы ВКО и при разработке нового Положения об организации и поддержании взаимодействия по ВКО в ВС РФ.

    Восстановление территориального принципа построения системы ВКО на стратегическом уровне обеспечит создание СВКК или придание главному командованию ВКС таких же, как у СВКК, функций управления. Для обеспечения единства управления войсками (силами) ВКО на оперативном уровне необходим возврат к зонам и районам ПВО (на перспективу – к зонам и районам ВКО) – оперативно-стратегическим и оперативно-тактическим объединениям. Районы ВКО могут делиться на тактические территориальные формирования, например сектора или локальные группировки ПВО (ПВО-ПРО). Зоны, районы ВКО и локальные группировки ПВО (ПВО-ПРО) должны иметь единые органы управления. При делегировании им прав по управлению всеми войсками и силами ВКО (кроме сил и средств, располагающих противокосмическим потенциалом), находящимися в границах ответственности, независимо от их принадлежности к различным видам ВС, родам войск или ведомствам, появляется возможность при недостатке войск, сил и средств в объединениях, соединениях, частях видов ВС сосредоточивать их усилия для последовательного и одновременного решения общих задач.

    При централизованном управлении, как показывают исследования, общая эффективность действий может повышаться за счет комплексирования и согласования действий разновидовых и разнородных войск и сил ПВО (ВКО) в 1,4–1,6 раза. Также появляется возможность значительно повысить безопасность авиации от огня своих средств ПВО.

    Информационная проблема и проблема автоматизации управления обусловлены значительным отставанием Вооруженных Сил РФ от ряда потенциальных противников в развитии систем связи, разведки, информационного обеспечения принятия решений и планирования действий в воздушно-космической сфере. При создании ВКС решение данных проблем видится в объединении опытно-конструкторских работ по созданию автоматизированных систем управления ВВС и Войск ВКО. При этом должно быть обращено первоочередное внимание на принятие специальных организационно-технических мер по расширению возможностей получения требуемой информации и по обеспечению ее необходимой автоматизированной обработки на имеющемся заделе по моделированию действий сил и средств авиации и ВКО на основе технологии информационно-моделирующей среды ВС РФ, разработанной ОАО «Научно-производственное объединение «Русские базовые информационные технологии».

    Проблема разработки единых требований к средствам ВКО, кроме нахождения одних и тех же образцов вооружения и военной техники в виде и роде войск Вооруженных Сил, имеет еще один аспект, состоящий в недостаточности выдвигаемых требований к интеграции средств ПВО и особенно РКО для обеспечения эффективной борьбы с гиперзвуковыми и другими летательными аппаратами. Целесообразно эти требования усилить.

    Таким образом, при формировании нового вида Вооруженных Сил – Воздушно-космических сил значительная часть проблем борьбы с воздушно-космическим противником может быть решена, если будут приняты следующие меры:

    • одновременно с созданием ВКС формируется СВКК с обязанностями, ответственностью и необходимыми правами по управлению применением всех войск (сил), ведущих борьбу с воздушно-космическим противником вне зависимости от принадлежности их к виду или роду ВС, или главному командованию ВКС придаются такие же, как у СВКК, функции управления;
    • территориальный принцип построения системы ВКО восстанавливается в полном объеме (для сил и средств, обладающих противокосмическим потенциалом, – только на стратегическом уровне);
    • создается общая автоматизированная система управления авиацией и всеми силами и средствами ВКО на основе глобальной информационной системы, комплексы средств автоматизации которой обеспечивают формирование стратегических, оперативных и тактических способов действий авиации, сил и средств ВКО при решении различных задач;
    • в дивизии ПВО возвращаются части ИА, в состав их органов управления вводятся соответствующие штатные структуры;
    • разрабатывается новое Положение об организации и поддержании взаимодействия по ВКО в ВС РФ;
    • создаются реальные системы информационного обеспечения (разведки и предупреждения), поражения и подавления ВКО путем интеграции систем ПВО и РКО и предъявления новых интегральных требований к средствам ПВО и РКО;
    • вводятся специальности и организуется подготовка специалистов по профилю ВКО, восстанавливается учебно-научный комплекс подготовки кадров и разработки способов действий многоцелевой авиации в системе ВКО.

     

    Если эти условия не будут обеспечены, то соответствующие проблемы борьбы с воздушно-космическим противником не будут решены. Просто получится очередное мероприятие по известному принципу «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда».

    Владимир Барвиненко,
    заслуженный деятель науки РФ,доктор военных наук, профессор
    Юрий Аношко,
    доктор военных наук, профессор


    Комментарии (0) | Распечатать | | Жалоба

    Источник: http://vpk-news.ru/articles/25023

    Голосовало: 0  


    Или через КИВИ кошелёк

     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

     

    » Добавление комментария
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Код:
    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
    Введите код:

     


    На портале



    Наш опрос
    Какое будущее по вашему мнению ждет ДНР и ЛНР




    Показать все опросы

    Облако тегов
    Австралия Австрия Азербайджан Аргентина Армения Афганистан Африка БРИКС Балканы Белоруссия Ближний Восток Болгария Бразилия Британия Ватикан Венгрия Венесуэла Германия Греция Грузия ЕАЭС Евросоюз Египет Израиль Индия Ирак Иран Испания Италия Казахстан Канада Киргизия Китай Корея Латинская Америка Ливия Мексика Молдавия НАТО Новороссия Норвегия ООН Пакистан Польша Прибалтика Приднестровье Румыния СССР США Саудовская Аравия Сербия Сирия Турция Узбекистан Украина Финляндия Франция Чехия Швеция Япония

    Реклама



    Фито Центр











    Популярные статьи

    Главная страница  |  Регистрация  |  Добавить новость  |  Новое на сайте  |  Статистика  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2014-2020 Politinform.SU Аналитика Факты Комментарии © 2020