Подписаться RSS 2.0 |  Реклама на портале
Контакты  |  Статистика  |  Обратная связь
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
   Чужой компьютер
  • Напомнить пароль?


    Навигация


    Важные темы

    Подавляющему большинству россиян уже окончательно понятно, что война, во всей её совокупности,


    Мы – военная империя. Так всегда было и так всегда будет. Этот факт надо просто принять как


    Операция Z - первый залп титанической борьбы: спустя три десятилетия после падения СССР и 77 лет


    Встретился очередной ролик со Скоттом Риттером — американским военным экспертом. И в этом интервью


    "Тайна Путина" Это ощущение "тайны" сопровождало Путина с самого начала его президентства.


    Реклама






    Добавить новость в:




    » Почему Запад атакует Эрдогана и Алиева?

    | 11 июнь 2015 | Аналитика |
    Станислав Тарасов

    Фото: kaspixeber.az Фото: kaspixeber.az

     

    Большая политика состоит из событий глобальных (значение которых не сразу становится очевидным), больших, маленьких и совсем малозаметных. Каждое из них имеет причину и следствие, а когда оно укладывается в какую-либо логическую цепочку, это сразу наводит на определенные размышления. В данном случае речь идет об информационно-политической атаке со стороны Запада в отношении двух тюркских государств — Турции и Азербайджана, характер взаимодействия между которыми определяется формулой «одна нация — два государства». Тут не всё однозначно, поскольку Азербайджан, состоящий из бывших персидских ханств, выводит почему-то свою «общую историю и общие ценности» из Турции, а через неё, как заявлял азербайджанский президент Ильхам Алиев, и «всего тюркского мира». Но это публично. Как утверждает турецкая либеральная газета Hurriyet со ссылкой на опубликованные WikiLeaks документы, Алиев не раз негласно подвергал жесткой критике внешнюю политику турецкой Партии справедливости и развития (ПСР), квалифицируя её как «наивную» и «ошибочную». Тем не менее, Анкара, как член НАТО и государство, которое на протяжении ряда лет ведёт диалог с Брюсселем по интеграции в Евросоюз, объективно в отношении Баку выступала с позиции «старшего брата» — закавказского продолжения Турции.

    То, что два тюркских государства могли стать сообщающимися «геополитическими артериями», сулило немалых выгод. И вызовов. Как ни крути, но Турция, по сравнению с Азербайджаном, имеет более глубокие демократические традиции. Выступая в начале сентября 2014 года на закрытии Всемирного экономического форума премьер-министр Ахмет Давутоглу говорил, что Анкара «защищала и продолжит защищать демократию на Ближнем Востоке, брошенную Европой на произвол судьбы» и такую же миссию готова выполнять «на Балканах, Кавказе, Черном море вместе взятых». Поэтому природа политических режимов в Турции и в Азербайджане, где оппозиция вообще не представлена в парламенте, усложняла картину, особенно в ситуации, когда президент Турции Реджеп Эрдоган стал дрейфовать в сторону авторитарного стиля управления страной, а не наоборот, ведя своего азербайджанского коллегу Алиева в сторону демократии. Результатом всего этого стало, с одной стороны, сближение Баку с Анкарой, а с другой — дрейф представительских систем двух стран в разном направлении. Они как бы поменялись местами. Правящая ПСР внедряла во внутренней политике так называемый «умеренный исламизм», тогда как Азербайджан взял на вооружение лозунги кемализма — национализм и светскость. В этом смысле у Баку, по сравнению с Анкарой, теоретически оказывалось больше шансов вступить на путь европейской интеграции. Однако…

    В Турции прошли парламентские выборы. Впервые за 13 лет нахождения у власти ПСР, собрав около 40% голосов избирателей, столкнулась не только с необходимостью формирования коалиции, но и приказала долго жить проекту Эрдогана по превращению Турции в президентскую республику. Телеканал CNN TÜRK, размышляя об использовании на этих выборах так называемого административного ресурса, высказал предположение, что ПСР в принципе могла провести фальсификацию результатов выборов, довести до 50,1% свой результат, что позволило бы сохранить однопартийное правительство, но не осуществить конституционный сценарий. В таком случае Давутоглу, как и прописано в Конституции, пользуясь властными полномочия главы кабинета, со временем выходил бы из-под «тени Эрдогана». Однако президент предпринял неожиданный маневр. Как утверждает центристская турецкая газета Yenicag, по ходу кампании он заявил об отсутствии в Турции «курдского вопроса», обеспечив таким образом прохождение в парламент возглавляемой Селахаттином Демирташем прокурдской Демократической партии народов (ДПН), которая набрала 12,9% голосов, оттянув на себя часть электората правящей ПСР и оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП). В результате перед премьером сейчас поставлена сложная задача по созданию коалиционного правительства. Смысл возникшей турбулентности в турецкой политике сводится к тому, что главным «разводящим» остается Эрдоган, хотя по Конституции на него возложены представительские функции, тогда как Давутоглу теряет заметную часть властных полномочий, а политическая устойчивость его кабинета будет зависеть от других партий: ПСР с 40,86% голосов и Партия националистического действия (ПНД) с 16,29% голосов могут сформировать новое правительство.

    Интересно вот ещё что. НРП, которую относят к светской оппозиции кемалистского типа, получила 24,96% голосов. Меньше, чем в 2011 году. Тем не менее некоторые западные аналитики сочли, что парламентские выборы в Турции в целом соответствовали евростандартам. Как писало французское издание Slate.fr, «турецкие избиратели дали урок демократии старушке-Европе, так как произошедшее делает невозможным непомерное усиление роли президента, к которому стремится основатель Партии справедливости и развития президент Эрдоган». А это немало для страны, где было три государственных переворота (1960, 1971, 1980), так называемый постмодернистский переворот (1997) и еще несколько попыток насильственной смены власти после утверждения у руля ПСР в 2002 году. В такой ситуации в ЕС должны были дождаться формирования нового парламента и правительства для тесного сотрудничества с ними. Но именно в этот момент Европарламент (ЕП) на пленарной сессии в Страсбурге принимает резолюцию по Турции с оценкой «прогресса страны в области реформ в 2014 году», критикуя систему правосудия и ситуацию со СМИ, а также упоминая принятую в апреле резолюцию ЕП с призывом к Анкаре признать Геноцид армян в Османской империи в 1915 году и решить курдскую проблему. При этом, сообщил турецкий министр по делам ЕС Волкан Бозкыр, «ссылка на реакцию ЕП по событиям 1915 года была внесена в документ в последнюю минуту». МИД Турции назвал резолюцию «неприемлемой, односторонней и далекой от объективности», хотя очевидно, что таким образом Брюссель посылает сигналы Анкаре — он перестает воспринимать ПСР и её лидеров «как мусульманский вариант европейской христианской демократии» и делает ставку на «проевропейские» силы, которые стремятся сохранить «светскую суть» турецкого государства. Так выстраивается первый водораздел — светская Турция против исламского реванша. Второй водораздел: курдский. На днях в Диярбакыре в ходе перестрелки погибли три члена НДП. К сожалению, события такого рода в юго-восточных вилайетах Турции не редкость. Однако Демирташ неожиданно заявил, что «Турция стоит на пороге гражданской войны, а руководство страны не обращает внимания на эту опасность». Это откровенный намек на то, что Анкара может скоро получить «свой Карабах».

    Теперь о Баку. На Азербайджан обрушился шквал западной критики относительно нарушения прав человека и норм демократии. В ответ власти приняли решение о прекращении деятельности Бакинского офиса Координатора проектов ОБСЕ. Как пишет бакинский портал Haqqin. az со ссылкой на дипломатические источники, «причину ликвидации Бакинского офиса надо искать в США», которые «хотят сменить власть в Азербайджане, как это было на Украине и в Грузии». Конечно, Азербайджан, как и большинство государств на постсоветском пространстве никак не назовешь «заповедником демократии», но раньше Запад относился к бакинскому режиму значительно терпимее. Теперь же, говорит заместитель министра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов, «мы наблюдаем непрерывные попытки отойти от строгой системы межгосударственных отношений в рамках ОБСЕ и превратить её в гибкую „резиновую“ структуру, игнорирующую права, интересы и позиции суверенных государств, с вовлечением в орбиту деятельности ОБСЕ разного толка неправительственных организаций, подвизающихся на ниве бесконечной критики „неугодных“ кому-то стран». Парадокс состоит в том, что Запад не перестает разыгрывать «карту» Баку, выстраивая или поддерживая альтернативные российским проекты по экспорту углеводородов в Европу. Правда, политолог Расим Мусабеков успокаивает своих земляков, считая, что в «структурах ЕС готовятся сотни разных политических документов, о которых забывают через неделю», что «отношения с Западом следует оценивать по энергетическим проектам, и здесь нет никаких симптомов того, что Евросоюз дистанцируется от нас». Возможно, так оно и есть. Но стоит напомнить, что усиление критики в адрес Азербайджана началось незадолго до открытия в Баку Европейских игр. В этой связи любопытно звучит объяснение ситуации, высказанное Мусабековым: «Возможно, поэтому, когда нам действительно нужна политическая поддержка, в частности, по справедливому урегулированию нагорно-карабахского конфликта, Евросоюз и другие партнёры не проявляют большой заинтересованности». Так вырисовывается интригующая геополитическая комбинация. Запад демонстрирует, что авторитарный стиль правления президента Турции Эрдогана ведет к фрагментации Турции через курдских фактор, а авторитарный стиль правления Алиева в Азербайджане отделяет его от решения карабахской проблемы по своему сценарию. И в первом, и во втором случаях Запад открыто определяет контуры «постэрдогановской Турции» и «посталиевского Азербайджана».

    В последние годы Эрдоган и Алиев пытались лавировать между центрами силами, особенно первый, который начал дистанцироваться от Запада и решать собственные геополитические проблемы, поддерживая курс на развитие торгово-экономических отношений с Москвой через отказ от антироссийских санкций. Что касается Алиева, то в целом он проводил прозападный курс, активно защищал американские и европейские энергетические и другие стратегические интересы в Закавказье. Однако, как пишет в Guardian проживающий ныне в Великобритании азербайджанский политолог Мурад Гасанлы, «подобная политика не привела к решению самой главной проблемы страны — нагорно-карабахского конфликта». Приведём его слова: «Международные правозащитные организации стремились повысить осведомленность об ухудшении ситуации в течение 2014 года, но официальная критика Баку оставалась сдержанной… События на Украине за последний год подчеркнули отсутствие формального и явного признания азербайджанской территориальной целостности и суверенитета со стороны США, как в случае с Киевом». Гасанлы считает, что «любые угрозы со стороны Вашингтона в новой постукраинской реальности не имеют особого веса и лишь укрепляют позиции пророссийски настроенной части правящего истеблишмента, которая неустанно напоминает обществу о том, что произошло с Грузией в 2008 году».

    Вот почему предстоящая в Баку встреча президента России Владимира Путина со своими коллегами Алиевым и Эрдоганом на открытии Европейских игр приобретает не только символическое значение. Так уж получается, что в современном мире спорт стал шагать рядом с политикой.


    Добавить новость в:





    Ключевые теги: Азербайджан Турция

    Комментарии (0) | Распечатать | | Жалоба

    Источник: http://regnum.ru/news/polit/1932719.html

    Голосовало: 0  


    Или через КИВИ кошелёк

     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

     

    » Добавление комментария
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Код:
    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
    Введите код:

     


    На портале



    Наш опрос
    Какое будущее по вашему мнению ждет ДНР и ЛНР




    Показать все опросы

    Облако тегов
    Австралия Австрия Азербайджан Аргентина Армения Афганистан Африка БРИКС Балканы Белоруссия Ближний Восток Болгария Бразилия Британия Ватикан Венгрия Венесуэла Германия Греция Грузия ЕАЭС Евросоюз Египет Израиль Индия Ирак Иран Испания Италия Казахстан Канада Киргизия Китай Корея Латинская Америка Ливия Мексика Молдавия НАТО Новороссия Норвегия ООН Пакистан Польша Прибалтика Приднестровье Румыния СССР США Саудовская Аравия Сербия Сирия Турция Узбекистан Украина Финляндия Франция Чехия Швеция Япония

    Реклама



    Фито Центр











    Популярные статьи

    Главная страница  |  Регистрация  |  Добавить новость  |  Новое на сайте  |  Статистика  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2014-2021 Politinform.SU Аналитика Факты Комментарии © 2021