В свете угрозы введения налога на прокат иностранного кино (если точнее, то отмены освобождения от налога) народ и "народ" зашевелился. Статья на "любимую" многими тему окупаемости российского кино.
За всю историю российского кинематографа с 1992 года по 19 июля 2015 года в кинотеатральный прокат вышло 1 389 отечественных картин, в том числе и копродукция с другими странами. Из них только 81 лента стала прибыльной или окупилась после показа в наших кинотеатрах. Сегодня отечественные продюсеры кивают на доходы после продаж своих фильмов на ТВ или за рубеж. Но ТВ платит сейчас небольшие деньги за показ российского кино, несопоставимые с их производственными бюджетами. А про зарубежный прокат отечественных картин все СМИ сообщают столь редко, что это становится «событием дня» в культурной сфере нашей страны. И продаются наши ленты за рубеж, где выходят, в основном, на видео или на том же ТВ, за «смешные» суммы. Так что российские продюсеры, а на самом деле «посредники между госденьгами и производством», мягко говоря, говорят неправду, когда сообщают, что их «великий фильм» продан за миллионы долларов более чем в 100 стран мира.
Всего лишь 10 картин, снятых при господдержке, стали прибыльными (из 1 024, то есть менее 1%). В производстве остальной 71 прибыльной российской ленты государство участия не принимало, хотя за последние 20 лет «выложило» на поддержку национального кино более $2.5 млрд. «Первой ласточкой» стал боевик 2005 года «Бой с тенью», в бюджет которого ($3.5 млн) Федеральное агентство по культуре и кинематографии РФ вложило $1 млн, и фильм А.Сидорова окупился в прокате, собрав $7.2 млн, то есть в 2 раза больше своего производственного бюджета (половину из этой суммы забрали кинотеатры).
Вместо вышеуказанной организации государство решило создать в 2009 году Фонд Кино (ФК), поддерживающей национальное кино. При этом положительные результаты этой поддержки стали видны только два года спустя, когда драма «Духless» (бюджет - $3 млн), профинансированная в том числе и ФК, стала прибыльной, собрав в октябре 2011 года $13.36 млн. В ноябре того же года боевик «Бой с тенью 3D: Последний раунд» (бюджет - $6.2 млн) заработал $13.65 млн. А в декабре хитом (сборы - $27.98 млн) стала ретродрама, «поддержанная» ФК (бюджет - $12 млн), «Высоцкий. Спасибо, что живой» П. Буслова.
Следующий блокбастер (бюджет - $13.7 млн) от государства, который окупился в прокате, пришёлся на апрель 2012 года, когда спортивная драма «Легенда №17» (сборы - $29.3 млн) вытесняла из репертуара наших кинотеатров даже голливудскую продукцию, продлевая фильму Н. Лебедева «прокатную» жизнь и «делая» кассу. В 2013 году самой рентабельной (сборы - $25.53 млн при бюджете $1.3 млн) картиной за всю историю российского кино стала комедия «Горько!». Зачем ФК поддерживал финансово и её сиквел 2014 года «Горько!-2» (бюджет - $2.6 млн, сборы - $13.25 млн), никому не известно. То же самое можно сказать и о комедии того же года «Кухня в Париже» (бюджет - $2.3 млн, сборы - $14.04 млн), когда с момента её запуска было ясно, что она станет прибыльной.
Ну, и наконец, в 2015 году две картины, которые прифинансировало государство в лице ФК, окупились в нашем прокате. Это и так понятный прокатный хит, мультфильм «Три богатыря: Ход конём» (сборы - $17.1 млн при бюджете $3.5 млн) и также потенциальный «герой кассы», драма «Духless 2» (сборы - $8.04 млн при бюджете $4 млн).
Когда наш зритель дождётся следующей прибыльной ленты, на производство которой государство выделило деньги налогоплательщиков, не знает никто. Даже может быть, уже никогда, так как цель у ФК и Минкульта не снять хорошее российское кино, а «поддержать» финансово национальную киноиндустрию. На плаву? И какой ценой?..
Сергей Лавров для kinodata.pro
Обратите внимание:
1) Прибыль отечественных фильмов считается исключительно в долларах, хотя по идее деньги выделяются в рублях;
2) Предположительно тут учитывается только прибыль от продажи билетов без учета продакт-плеймсента и прочего;
3) Отдельно стоит продажа кино на телевидение. Бывали случаи, что фильм, по сути снимающийся для телевидения, в урезанном виде выпускали в кинотеатры, а потом пускали полную версию на ТВ.
Относительно НДС - ИМХО Голливуду будет пофиг, неамериканские иностранные фильмы (которых в прокате и так немного) практически исчезнут из кинотеатров. В кинотеатрах цены на билеты взлетят, начнётся оптимизация "эффективными менеджерами".
Также непонятно, включат-ли в НДС продажу на DVD и Blu-Ray и онлайн-кинотеатры.