Я думаю, что не только каклы, но и многие товарищи внутри России не в курсе, что уже в октябре 2011 года производство основных видов автомобильного топлива в России превысило потребности рынка, что позволяет нашему государству создавать значительные его запасы (до 30% на НПЗ и ПНПО) и поставлять бензин и дизтопливо на экспорт.
За период с января по август 2015 года в нашей стране произведено 26,3 млн тонн бензина, что на 3,6% больше, чем за аналогичный период 2014 года.
По словам Александра Новака, министра энергетики, «где-то за рамками 2017 года резервы по производству бензина относительно прогнозируемого спроса будут значительными. Крупные компании планируют ввести установки вторичной переработки нефти, обеспечивающие производство компонентов автобензина, в 2017-2018 годах. Это позволит обеспечить стабильный профицит автобензина высокого экологического класса в размере около 20% от объемов потребления и поставлять его на целевые рынки стран Западной Европы, то есть замещать поставки сырья на поставки продукции с высокой добавленной стоимостью».
Конечно, справедливости ради, стоит отметить, что за прошедший год стоимость бензина, согласно статистике «Яндекс.Котировки», только выросла. Например, в Москве А-95 стоил в сентябре 37 рублей — против 36 рублей в декабре прошлого года. Подорожание на 3% за 10 месяцев — это, конечно же, натуральная паника и «мы все умрём».
Значительная часть от стоимости бензина в России – это налоги. По разным оценкам, у нас их доля в розничной цене бензина от 56% до 65%. А, например, в США доля налогов в цене бензина равна всего 16%. Но это не делает бензин в США дешевле, что легко высчитать арифметическим путем: при стоимости галлона (3,79 литра) в $2,79 и 66,9 рублей за доллар (по данным Московской биржи на 8 часов вечера 15 сентября) получается, что 1 литр бензина в США стоит 49 рублей 25 копеек. И это цена за бензин Regular — то есть не только не 95-й (он в США называется Super), а даже и не 92-й — в США Regular это примерно А-90 по европейским стандартам.
Причем Россия – далеко не рекордсмен по доле налогов в стоимости бензина. Так, во Франции налоги равны 57,9%, в Великобритании – 59,7%, Германии – 60,6%.
И теперь пришло время развенчать главный миф – «в России очень дорогой бензин, дороже, чем за границей». Это далеко не так. Среди стран Европы цена на автотопливо у нас самая щадящая, по ней мы занимаем аж 33 место (видно из инфографики). К примеру, в Нидерландах стоимость литра АИ-95 равна 104 рублям, Великобритании — 102, Норвегии (между прочим, стране, которая также является экспортером нефти) – 98.
Вот так и выходит, что история о дорогом Российском бензине – миф. Более того, цена бензина в России в два раза дешевле средней стоимости литра бензина в мире.