Подписаться RSS 2.0 |  Реклама на портале
Контакты  |  Статистика  |  Обратная связь
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
   Чужой компьютер
  • Напомнить пароль?


    Навигация


    Важные темы

    Они испугались, задергались: пошли чередой несогласованные, алогичные, противоречащие друг другу


    Многополярный мир как лекарство от вампиров Провалившись в попытках открыть против России второй


    В первые часы после трагедии в «Крокус Сити Холле», где жертвами террористов, по данным на момент


    Противостояние Ансар Аллах с официально признанными властями так бы и шло, ни шатко, ни валко - но


    В Америке стали пугать детей бабайкой Си и бабайкой Путиным - вот не будешь жрать свои


    Реклама









    » Группа ядерных поставщиков (2007)

    | 16 октября 2015 | Армия и конфликты | | Просмотров: 1 076 | автор: MGM

    М. Пирогов

    Группа ядерных поставщиков (ГЯП) представляет собой неофициальное объединение стран, цель которого -содействие укреплению режима ядерного нераспространения путем установления контроля за передачей соответствующих материалов и технологий. По состоянию на 1 января 2007 года членами ГЯП являются 45 государств.

    Указанная организация, известная также как Лондонский клуб, была учреждена в 1975 году. База для последующей деятельности была заложена на встрече представителей стран - основных ядерных поставщиков (Великобритания, Канада. СССР, США, Франция, ФРГ, Япония), которая завершилась принятием ключевых принципов контроля за экспортом в ядерной сфере, именуемых в настоящее время руководящими принципами ГЯП.

    Этот документ предусматривает меры, которые регулируют условия поставок и процедуру передачи ядерных материалов, проведение консультаций, обмен информацией по вопросам, вызывающим "озабоченность" в плане ядерного распространения, и состоит из двух частей.

    Первая касается экспорта изделий, специально предназначенных для использования в ядерной области: ядерные материалы, ядерные реакторы и соответствующее оборудование, неядерные материалы для реакторов, станции и комплектующие для переработки и обогащения ядерных материалов, оборудование для производства топлива и тяжелой воды, технологии, связанные с перечисленной выше продукцией.

    Вторая часть регулирует экспорт товаров и технологий двойного назначения.

    Предусмотренные ограничения призваны обеспечить использование ядерных материалов и технологий (в том числе двойного назначения) исключительно на объектах, поставленных под гарантии МАГАТЭ, и воспрепятствовать возможному их нацеливанию на военные нужды.

    В дополнение к руководящим принципам был создан так называемый контрольный список, где подробно изложен перечень изделий, подпадающих под их действие.

    Руководящим органом ГЯП является ежегодный пленум, принимающий решения по всем вопросам. Рабочий орган - консультативная группа, в функции которой входит подготовка необходимых рекомендаций для рассмотрения на пленарном заседании.

    На ротационной основе пленум избирает страну-председателя. Помимо пленарных заседаний в течение пленарной недели она организует обмен информацией по актуальным вопросам нераспространения.

    Председательствующая страна на основании мандата, данного пленумом, представляет группу по вопросам внешнего взаимодействия, включая сотрудничество с различными международными организациям и со странами, не входящими в ГЯП.

    Это объединение не имеет ни секретариата, ни общего бюджета. Ежегодный пленум проводит государство-председатель. Заседания рабочей группы финансируются правительством Японии и проходят на базе постоянного представительства этой страны при международных организациях в Вене.

    Организация не осуществляет экспортный контроль в прямом его понимании. Решение о передаче ядерных материалов принимается государствами самостоятельно. Надзор за экспортом осуществляется исключительно на национальном уровне в соответствии с внутренним законодательством и с учетом руководящих принципов ГЯП.

    Благодаря постоянно проводимой работе по внесению в принципы изменений и дополнений существенно повышена их эффективность с учетом возникновения новых угроз в сфере распространения ЯО.

    Так, в декабре 2002 года приняты поправки, направленные на предотвращение возможного попадания ядерных материалов и технологий к террористам.

    При этом отмечено, что контроль за их экспортом - важный инструмент в борьбе с угрозой ядерного терроризма.

    В 2005 году на пленарном заседании в Осло с целью дальнейшего усиления контроля над экспортом ядерных технологий было решено принять положение о том, что наличие такового в принимающем государстве является критерием для разрешения поставок ядерных материалов, оборудования и технологий. Намечалось также активизировать процесс обмена информацией между государствами по всем аспектам и расширять контакты со странами-неучастницами и международными организациями.

    В настоящее время ситуация в Группе ядерных поставщиков характеризуется доминирующей ролью США, которых в различной степени поддерживают Великобритания, Канада, Австралия и другие партнеры. В целом западные страны по узловым аспектам деятельности ГЯП действуют консолидированно. Вместе с тем периодически со своей собственной позицией выступает Франция, реже - Германия. В вопросах, касающихся экспорта товаров двойного назначения, нередко особого мнения придерживаются Япония и Швейцария. Однако все государства - участники группы рассматривают ее деятельность в качестве одного из важных элементов международного режима нераспространения.

    Следует отметить, что ГЯП функционирует в условиях усиливающейся критики в ее адрес со стороны государств "третьего мира". Наиболее негативное отношение к этой организации демонстрируют Иран, Египет и ряд других стран, рассматривая ее как некое элитарное образование, искусственно ограничивающее доступ развивающихся государств к передовым технологиям. Группа воспринимается многими из них как запретительный механизм, препятствующий взаимовыгодному сотрудничеству в области мирного использования атомной энергии в нарушение статьи IV Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), которая предоставляет всем его участникам неотъемлемое право развивать исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях без какой-либо дискриминации.

    В свою очередь, Индия и Пакистан считают, что правила и процедуры ГЯП выходят за пределы разумных требований с точки зрения решения задач нераспространения.

    Отчасти в ответ на подобную критику, но главным образом исходя из собственных экономических интересов, в последнее время Соединенные Штаты выступают за развертывание полноформатного сотрудничества в мирной ядерной области с Нью-Дели. В частности, в рамках группы американская сторона предлагает два варианта действий: изменение руководящих принципов (что является достаточно сложной процедурой) либо специальное решение по Индии (более предпочтительный для Вашингтона сценарий).

    Одновременно среди большинства членов режима усиливается тенденция к максимальному ужесточению контроля за ядерным экспортом, распространению его на такие категории товаров, которые могут лишь чисто гипотетически иметь военное значение. При этом западные участники при лидирующей роли США добиваются принятия в рамках группы списка неблагонадежных стран, куда экспорт ядерных материалов и технологий был бы предельно ограничен, а "в идеале" вообще запрещен.

    Следует отметить, что за попытками Запада ужесточить требования контроля за поставками подобной "опасной" продукции в развивающиеся государства, являющиеся реальными или потенциальными партнерами РФ, нередко кроется стремление ограничить российское присутствие на соответствующих перспективных рынках.

    В последние несколько месяцев наиболее жесткие высказывания в указанном контексте звучат по вопросу иранского "ядерного досье". США настойчиво требуют "внимательно посмотреть" на политику участников ГЯП (главным образом России), которые продолжают сотрудничество с Тегераном, и определить, насколько эффективно осуществляется контроль за поставками в Иран ядерных товаров и технологий двойного назначения.

    Таким образом, динамика развития обстановки в Группе ядерных поставщиков характеризуется усложнением отношений между основными ее участниками, затрагивающими в том числе и интересы России. При этом, учитывая потенциал РФ как одного из ведущих ядерных экспортеров, следует иметь в виду, что от позиции России в ГЯП будет во многом зависеть ситуация, складывающаяся внутри нее и на мировом рынке соответствующих технологий, а также отношение к нам со стороны Запада и в других режимах экспортного контроля.



    Комментарии (0) | Распечатать | | Жалоба

    Источник: http://factmil.com/publ/obshhee/geopolitika/gruppa_jadernykh_postavshhikov_2007/119-1-0-789

    Голосовало: 0  
     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

     

    » Добавление комментария
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Код:
    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
    Введите код:

     


    На портале



    Наш опрос
    Считаете ли вы, что возрождение монархии в России возможно




    Показать все опросы

    Облако тегов
    Австралия Австрия Азербайджан Аргентина Армения Афганистан Африка БРИКС Балканы Белоруссия Ближний Восток Болгария Бразилия Британия Ватикан Венгрия Венесуэла Германия Греция Грузия ЕАЭС Евросоюз Египет Израиль Индия Ирак Иран Испания Италия Казахстан Канада Киргизия Китай Корея Латинская Америка Ливия Мексика Молдавия НАТО Новороссия Норвегия ООН Пакистан Польша Прибалтика Приднестровье Румыния СССР США Саудовская Аравия Сербия Сирия Турция Узбекистан Украина Финляндия Франция Чехия Швеция Япония

    Политикум пишет









    Реклама

    Популярные статьи














    Главная страница  |  Регистрация  |  Добавить новость  |  Новое на сайте  |  Статистика  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2014-2023 Politinform.SU Аналитика Факты Комментарии © 2023
    Top.Mail.Ru