Подписаться RSS 2.0 |  Реклама на портале
Контакты  |  Статистика  |  Обратная связь
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
   Чужой компьютер
  • Напомнить пароль?


    Навигация


    Важные темы

    Главная беда США и ее шестерок заключена в том, что никто из них до сих пор не осознает всей


    уверенность в собственном превосходстве сыграла с американским политикумом злую шутку. Вместо


    Повторю ещё раз для тех, кто обвиняет автора в незнании экономики, что В ТОЙ геополитической,


    Некогда в состав России и Финляндия входила, и Аляска, и Средняя Азия – и Калифорния едва русской


    Реальность преподнесла сюрприз, русские не захотели быть молчаливыми статистами и начали менять


    Реклама






    Добавить новость в:




    » Крым — не помеха во взаимоотношениях Турции с Россией

    | 14 октябрь 2014 | Политика |

    Турецко-российское взаимодействие турецкое взаимодействие необходимо воспринимать в историческом контексте: от тесной дружбы и взаимодействия до открытой конфронтации. Отсчет нового этапа во взаимоотношениях двух стран хронологически оказался близок к началу XXI века: 16 ноября 2001 года министр иностранных дел России Игорь Иванов и его турецкий визави Исмаил Джем подписали этапный для двусторонних отношений документ — «План действий по развитию сотрудничества между РФ и Турцией в Евразии». В этом документе официально фиксировались условия для начала нового этапа в отношениях, который должен был характеризоваться переходом от двустороннего к региональному сотрудничеству «во всех областях в духе дружбы и взаимного доверия». При этом обозначались географические направления будущего сотрудничества — Балканы, Южный Кавказ, Центральная Азия, Афганистан, Кипр, Ближний Восток, Черноморский регион, Средиземноморье, кооперация по евразийской проблематике в международных организациях. На мой взгляд, этот документ обозначил возможности для взаимодействия в таких деполитизированных сферах, как торговля, культура и туризм, и должен был послужить основой для налаживания механизма политического диалога. Поэтому когда в декабре 2004 года состоялся официальный визит президента Владимира Путина в Турцию, что прервало 32-летнюю паузу в двусторонних визитах высшего уровня, можно было воспринимать как определенный символический акт, если иметь в виду подписанную совместная декларацию, которая охватывала широкий спектр взаимных двухсторонних отношений. интересов и рост политического доверия, но и ставила задачу диверсификации сфер сотрудничества как императива поступательного развития отношений. На тот момент у Анкары и Москвы наметилось совпадение взглядов на многие региональные проблемы: обе страны разделяли обеспокоенность наступательной политикой США на Ближнем Востоке — в Афганистане и Ираке. Однако ньюсмейкеры Турции 1990-х годов во многом продолжали мыслить категориями «блокового противостояния» и «теории сдерживания», поэтому находить общий язык с новой российской элитой им было непросто. Неслучайно в 1990-е годы Москве и Анкаре так и не удалось выработать взаимоприемлемые решения по взаимодействию на таких направлениях как чеченская и курдская проблемы, найти общие подходы для осуществления сотрудничества в энергетической сфере.

    В дальнейшем ситуация изменилась. Я имею в виду, прежде всего, появление возможностей для развития экономических связей, что требовало от турецких политиков выстраивания взвешенных отношений с Москвой и учета экономических интересов при формулировании внешнеполитического курса. На мой взгляд, благоприятное развитие двусторонних отношений в 2000-е годы определялось тремя факторами: возросшим уровнем взаимного доверия в политической сфере, серьезной экономической заинтересованностью сторон и кросс-культурным взаимопониманием России и Турции. Сегодня впервые в истории двух стран эти отношения строятся на совершенно новом идеологическом основании — «приверженности таким основополагающим принципам и ценностям как демократия и верховенство права»3 — и детерминированы взаимовыгодным торгово-экономическим сотрудничеством.

    Дальнейшее продвижение российско-турецких отношений к уровню стратегического партнерства основывается на двусторонних соглашениях и договоренностях, достигнутых по широкому спектру проблемных зон (вопросам транспортировки энергоресурсов, развертывания операции «Черноморская гармония» и т.д.), стремительном росте объемов двусторонней торговли и расширении экономического сотрудничества.

    Теперь о Крыме. Воссоединение Крыма с Россией произошло столь стремительно и безболезненно, прежде всего, благодаря силе историко-культурных связей между полуостровом и российской цивилизацией. В речи президента России на церемонии присоединения новых субъектов к Российской Федерации было много слов об общности судеб, о древних корнях русской цивилизации в Крыму, в том числе — о роли Крыма в крещении Руси. Для турок слово «Крым» также наполнено историческими смыслами. Общность исторических судеб Крыма и Турции не вызывает никаких сомнений. О тесных связях Крыма и Анатолии говорит тот факт, что ещё в 19-ом веке турецкое и крымско-татарское выражение о путешествии из Крыма в Турцию и обратно звучала как «переехать на тот берег», как будто речь идёт о двух берегах реки. В Крыму до сих пор сохраняются выдающиеся памятники османской архитектуры, среди которых творения величайшего османского мастера Коджа Мимара Синана в Евпатории и Феодосии. Мимар Синан — очень яркая и знаковая фигура для истории турецкой культуры. Хотя Турция официально не признаёт результатов крымского референдума, но она не склонна к каким-либо резким шагам в регионе. Руководство Турции с самого начала кризиса демонстрировала, что мир и стабильность в регионе представляют для неё высшую ценность. Не стоит называть позицию Турции де факто «пророссийской», однако очевидна склонность турецкого руководства к реальной оценке происходящего и стремление к выстраиванию долгосрочных дружественных отношений со всеми странами и народами причерноморского региона.

    Правда в том, что на сегодняшний день российско-турецкие отношения не содержат серьезного конфликта интересов, а прагматизм внешнеполитических стратегий Москвы и Анкары позволяет заложить базу многомерного партнерства и комплементарных связей существенно большего периода, чем это было характерно для «золотого времени» советско-турецкой дружбы 1920-х гг. Россия — стратегический экспортер энергоресурсов на турецкий рынок. Обе страны интенсивно развивают инфраструктуру сотрудничества: успешно работает трубопроводная система «Голубой поток», проложенная из России в Турцию по дну Черного моря, дан старт началу сооружения «Южного потока». Российские компании обеспечивают значительную долю потребностей турецкой экономики не только в газе, но и в нефти, и нефтепродуктах. Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», управляющая всеми ядерными активами России, возводит первую в Турции атомную электростанцию «Аккую», объем инвестиций в сооружение которой составляет более 20 миллиардов долларов. В свою очередь, турецкие фирмы, более 20 лет активно работающие на российском строительном рынке, широко привлекались к сооружению объектов спортивной инфраструктуры в Сочи и реконструкции международного аэропорта в Санкт-Петербурге, а в целом по России подрядчиками из Турции на сегодняшний день реализовано контрактов на 50 миллиардов долларов. Идут переговоры об увеличении расчетов в национальных валютах в рамках межбанковского сотрудничества, реальный результат которого — выход на турецкий финансовый рынок ведущего российского финансового учреждения — ОАО «Сбербанк», инвестировавшего в этот сектор турецкой экономики 3,6 миллиарда. Для повышения уровня взаимодействия и углубления связей в культурно-гуманитарной сфере создан Российско-турецкий форум общественности, первое полноформатное заседание которого состоялось 20 ноября 2013 года в Казани.

    Поле потенциального сотрудничества между Россией и Турцией в сфере глобальной политики чрезвычайно широко — особенно в контексте кризисного периода, который переживают современные международные отношения.

    Увы, до сих пор так и не завершившийся процесс формирования полицентричной международной системы сопровождается повышением турбулентности экономического и политического развития на глобальном и региональном уровнях, что делает развитие международных отношений все менее предсказуемым. Внешнеполитические доктрины России и Турции сходятся в том, что в условиях глобальной нестабильности и растущей взаимозависимости государств и народов невозможны «оазисы спокойствия и безопасности» и единственно надежной страховкой от возможных потрясений является соблюдение универсальных принципов равной и неделимой безопасности. И Россия, и Турция расценивают отсутствие четкого механизма, фиксирующего модель современного миропорядка, как одну из главных проблем глобальной системы международных отношений после «холодной войны» (яркий пример — кризис дипломатии международного сдерживания, включая нераспространение ядерного оружия массового уничтожения). Обе страны поддерживают идею укрепления ООН в роли главного арбитра и ключевого игрока современного миропорядка, считают необходимым эффективное использование международных форматов для разрешения вопросов, входящих в зону взаимных интересов, с учетом объективной взаимосвязанности вопросов безопасности, обеспечения устойчивого развития и защиты прав человека.

    В своем внешнеполитическом курсе Анкара стремится совместить концепцию блоковой ответственности и солидарности в рамках НАТО с наличием независимой программы на региональном уровне. Для России и Турции как многонациональных и поликонфессиональных государств региональные конфликты на Балканах, на Ближнем Востоке, а также на Кавказе входят в число первоочередных вопросов политики безопасности. Значительное число международных инициатив, которые продвигает Анкара, пробуксовывают либо не реализуются (подобно уже забытым проектам обогащения иранского урана на турецкой территории, посредничества в переговорах между Сирией и Израилем по статусу Голанских высот, и т.д.). Поэтому взаимодействие России и Турции в условиях меняющейся глобальной системы международных отношений обладает серьезным потенциалом взаимовыгодного сотрудничества.

    Фундаментальный характер и стремительный темп перемен, переживаемых в мире и регионе, наряду с серьезными рисками, создают одновременно й новые возможности. На данном этапе особенно важно качественно повышать уровень взаимопонимания и избегать поспешных шагов. Задача, стоящая перед Москвой и Анкарой — выстроить модель взаимодействия по ключевым международным проблемам и сформулировать принципы поступательного развития двусторонних отношений, которое по ряду аспектов сталкивается с рисками серьезного замедления. В нынешних условиях предсказуемость и последовательность действий обрели особое значение для углубления двустороннего сотрудничества, поскольку дают возможность спрогнозировать поведение и возможную реакцию на изменение международной конъюнктуры. Сведение к минимуму рисков недопонимания прагматических подходов и стратегических приоритетов друг друга давно стало императивом в развитии отношений России и Турции. Быстро меняющаяся международная конъюнктура не только модифицирует характер российско-турецких отношений, но и создает зоны столкновения интересов. Одной из таких зон на сегодняшний день становится Крым, который в условиях обострения внутриполитического кризиса на Украине провел референдум о воссоединении с Россией. Происходящее на Украине не может оставить в стороне Турцию по целому ряду причин: во-первых, Турция является черноморским государством и имеет общую границу с Украиной по Черному морю, а сама Украина, как и РФ, является членом Организации черноморского экономического сотрудничества; во- вторых, у Турции достаточно широкие экономические связи с Украиной, в которых крымское направление было одним из ведущих; в-третьих, крымско-татарский фактор в условиях обострения политической борьбы в Турции имеет важное как внешнее, так и внутреннее значение. Украинский кризис, резко изменивший контекст международных отношений, может стать прологом нового этапа и в российско-турецких отношениях. Опыт предыдущих лет показал устойчивую закономерность: только ослабление «парадигмы безопасности» способно заставить Турцию проводить более самостоятельную политику, частично дистанцировавшись от своих западных союзников. При пессимистичном сценарии развития двусторонних отношений Анкара будет склонна актуализировать «парадигму безопасности», стремясь к сближению с Западом и поддержке его политики в отношении России. Важным индикатором стремления Москвы сохранить отношения с Турцией в новых реалиях, очевидно, станет позиция российских властей по вопросу крымских татар. Однако даже корректность российской стороны в этом вопросе не снимет всех проблем. Поэтому чрезвычайно важным окажется степень солидаризации Турции с новой энергетической политикой Европы, что будет определяться уровнем доступности для Турции тех альтернатив, на которые полагаются европейские страны.

    Асалы-оглу Ариф — публицист, Турция, текстовая публикация специально для ИА REGNUM, текст будет произнесён 15 октября 2014 на международной конференции в Симферополе (Крым, Россия) на международной конференции «Особенности современных интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Крым — новая реальность».


    Добавить новость в:





    Ключевые теги: Турция

    Комментарии (0) | Распечатать | | Жалоба

    Источник: http://www.regnum.ru/news/1856339.html

    Голосовало: 0  


    Или через КИВИ кошелёк

     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

     

    » Добавление комментария
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Код:
    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
    Введите код:

     


    На портале



    Наш опрос
    Как вы относитесь к Юго-Востоку?




    Показать все опросы

    Облако тегов
    Австралия Австрия Азербайджан Аргентина Армения Афганистан Африка БРИКС Балканы Белоруссия Ближний Восток Болгария Бразилия Британия Ватикан Венгрия Венесуэла Германия Греция Грузия ЕАЭС Евросоюз Египет Израиль Индия Ирак Иран Испания Италия Казахстан Канада Киргизия Китай Корея Латинская Америка Ливия Мексика Молдавия НАТО Новороссия Норвегия ООН Пакистан Польша Прибалтика Приднестровье Румыния СССР США Саудовская Аравия Сербия Сирия Турция Узбекистан Украина Финляндия Франция Чехия Швеция Япония

    Реклама



    Фито Центр











    Популярные статьи

    Главная страница  |  Регистрация  |  Добавить новость  |  Новое на сайте  |  Статистика  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2014-2021 Politinform.SU Аналитика Факты Комментарии © 2021