Последнее обострение обстановки на Ближнем Востоке разрушило давно сформировавшиеся союзы среди главных членов нефтяного картеля, а сланцевый бум в Америке фактически лишил ОПЕК одного из главных покупателей и увеличил удельный вес в мировой добыче черного золота нефтедобывающих государств, не входящих в организацию. К этом прибавилось и замедление экономического развития Китая и других крупных азиатских экономик.
В общем, сейчас уже не до приличий. Иран сейчас добывает ок. 3 млн. баррелей нефти в день, а с помощью западных технологий легко может удвоить эту цифру. Вместе с Ираком, который намерен довести к концу десятилетия добычу до 9 млн. баррелей, он может составить серьезную конкуренцию Саудовской Аравии, извлекающей из песков сейчас 9,7 млн. баррелей, и другим государствам Персидского залива.Противоречия между такими разными членами нефтяного альянса сейчас на поверхности. Противоречия настолько острые и глубокие, что впору говорить о нефтяных и ценовых войнах.
Еще в июне цена на нефть Brent достигала устраивающего всех в ОПЕК солидного уровня 115 долларов за баррель. За три месяца многое изменилось. Сейчас цена барреля черного золота опускается ниже 90 долларов. В понедельник, например, она временами достигала даже 88 долларов.
И это не предел. По крайней мере, так считают в «персидском» миниальянсе, существующем внутри ОПЕК, в который неофициально, конечно, входят арабские монархии Персидского залива: Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ и Катар. Естественно, между ними тоже существуют противоречия, но они значительно слабее противоречий между этими странами и оставшейся восьмеркой.
В ответ на прозвучавший из уст министра нефтяной промышленности Венесуэлы Рафаэля Рамиреса призыв немедленно собраться на внеочередную встречу и выработать общую стратегию борьбы с падением цен на нефть его коллега из Кувейта Али аль-Омайр заявил, что в снижении добычи черного золота, главном и, пожалуй, единственном способе если не поднять цены, то хотя бы остановить их падение, нет особого смысла, потому что два очень крупных нефтедобывающих государства: Россия и США не входят в ОПЕК и следовательно выполнять ее решения не обязаны. Следовательно, и собираться раньше времени не за чем.
Кстати, в конце сентября к внеочередной встрече министров нефти членов ООПЕК призывал иранский министр нефтяной промышленности Бижан Зангане, однако встретил сопротивление Эр-Рияда.
Аль-Омайр заявил Kuwait News Agency, что членам ОПЕК следует готовиться к снижению цен до 76-77 долларов за баррель.
Эта цена, утверждает главный кувейтский нефтяник, привязана к себестоимости американской и российской нефти. К тому же, она находится как раз у «красной черты», по другую сторону которой богатые, но малонаселенные монархии Персидского залива уже не могут иметь бездефицитные бюджеты.
В МВФ и Deutsche Bank подсчитали, по какой цене должны продавать члены ОПЕК свое черное золото, чтобы сводить концы с концами, т.е. иметь сбалансированный бюджет.
Дороже всего должна стоить иранская нефть – 140 долларов за баррель. Венесуэла и Алжир, который в этом году впервые за 15 лет может закончить год с дефицитом бюджета, должны продавать нефть за 121 доллар, Нигерия – за 119, а Эквадор – за 117.
Саудовскую Аравию, высокопоставленные представители которой открыто говорят, что готовы к снижению цен до 80 долларов и даже ниже, причем, готовы жить при таких ценах год-два, устраивают 93 доллара. Надежнее всего чувствуют себя Катар, ОАЭ и Кувейт, «красная линия» для которых находится на 65, 70 и 75 долларах соответственно.
Если же вспомнить, что кормить эмирам, королям и шейхам приходится в десятки раз меньше «ртов», чем, скажем, многомиллионным Нигерии и Ирану или тем же Алжиру с Венесуэлой, то вполне объяснимы и понятны их сегодняшние спокойствие и безмятежность.
Эр-Рияд готов снижать цены на нефть до 80 долларов за баррель и ниже и нести убытки в надежде переманить клиентов у союзников и коллег по ОПЕК, которые с каждым днем все больше превращаются в конкурентов. Кроме этого, Аравия сейчас борется за лидерство в добыче нефти с Соединенными Штатами. С другой стороны, интересы Вашингтона и Эр-Рияда, играющих на понижение цен, временно совпали. США хотят «задушить» низкими ценами на черное золото Россию так же, как сделали это около 30 лет назад с Советским Союзом.
Эр-Рияд готов потерпеть и чувствует себя в относительной безопасности еще и по причине до смешного маленького по нынешним временам долга, который составляет всего 2,8% от ВВП. Поэтому саудовцы произвели первые залпы в ценовой войне, снизив сначала октябрьские, а затем и ноябрьские фьючерсы как для азиатских, так и для европейских клиентов. Кроме этого, саудовцы увеличили в сентябре добычу нефти на 107 тыс. баррелей в сутки и довели ее до 9,7 млн. баррелей. Примеру Эр-Рияда последовали Тегеран с Багдадом.
Свою не очень логичную, на первый взгляд, политику снижения цен Саудовская Аравия объясняет необходимостью поднять цены на нефть в среднесрочной перспективе, потому что за падением цен всегда следует их последующий рост, а также борьбой со сланцевой нефтью из Америки.
Встреча нефтяных министров членов ОПЕК, которая должна состояться в Вене 27 ноября, обещает быть бурной. Восьмерка «неперсидских» членов попытается добиться снижения добычи нефти картелем. ОПЕК идет на такие меры крайне редко. Последний раз добычу снижали в конце 2008 года. Сейчас персидский миниальянс наверняка предпримет все, чтобы компромисс не был достигнут.
Ноябрьская встреча вполне может быть напряженнее встречи в середине 2011 года. Тогда, кстати, тоже обсуждались уровни добычи нефти, только речь шла об их повышении для того, чтобы компенсировать исчезновение с рынков ливийской нефти.
До самого последнего времени «персидские» члены ОПЕК говорили, что понижение цен носит временный характер и что традиционное сезонное повышение спроса зимой приведет к их восстановлению. Однако сейчас все больше аналитиков и экономистов приходят к выводу, что речь не идет о сезонных колебаниях цен, а о более глубинном и серьезном снижении, объясняемом относительным избытком нефти и снижением на нее спроса. И этот процесс, конечно же, невыгоден для России, положение которой в немалой степени зависит от цен на черное золото.