А давайте поговорим о религии. Но не в духе бессмысленной войны остроконечников с тупоконечниками атеистов с верующими, а о трактовке основополагающих понятий христианства в разных культурах. Например — в китайской культуре.
Вчера слышал по радио рассуждение Б.Виногродского, что и христианство в Китае наделяют собственным колоритом и традицией и что принявшие христианство в Китае — это не «модники», не «креаклы», а люди как и большинство граждан в Китае, ищущие способ подняться выше, «стать все-таки благородным мужем». В.ВИНОГРОДСКИЙ:
Это основная цель китайская и она сохраняется. Христианство в Китае очень специфическое. Такая история, не думаю, что она действительно исследована — не забудьте о том, что Евангелие от Иоанна по-китайски начинается «в великом начале было дао», которое можно, конечно, переводить как слово, но (по-китайски) 道 — это такая, чисто даосская история. А Экклезиаст мой любимый, «суета сует, томленье духа», переводится чисто буддистским термином «пустота». Пустота и суета сует – разные вещи. Я, когда трогал эти все китайские тексты, они по-китайски совершенно иные.
Христианство достаточно активно захватывает территории мозга, это его работа, распространяться. Китайцы, как обычно, послушно захватываются, чтобы потом, схавав, переварить и превратить опять в чистый ханьский изначальный поток.
Т.е. первые слова Евангелия можно перевести как: «в начале всегда есть путь», «Великое начало», «В начале всегда дао».
Китайское «дао» и греческий «логос» обозначают, по сути, одно и то же философское понятие. Буквальные значения (путь, слово) являются условными, как, например, ароматы кварков. Так что в Евангелии от Иоанна «Логос» совершенно адекватно переведён на китайский как «дао».
Что касается «суеты сует», то это ведь очень приблизительный перевод на русский. В оригинале написано «дуновение», что, впрочем, тоже является условным термином. Как и «пустота».
Отдельно хочу отметить, что вообще-то в Китае давние традиции христианства. Восстание тайпинов, например, возглавляемое Хун Сюцюанем, было по сути христианским. Как и основанное им государство Тайпинское Небесное Царство было христианским и занимало значительную часть Китая.