В условиях кризиса российские банки предпочитают работать с крупными торговыми сетями, сокращая число небольших региональных партнеров. По словам участников рынка, это связано как с банкротствами среди таких ритейлеров, так и с ростом мошенничеств при кредитовании в них. В первую очередь банки сокращают количество своих региональных партнеров из-за роста рисков. «В условиях отсутствия доступа к кредитным деньгам некоторые предприниматели могут идти на различные схемы — например, кредит выдается, а покупка не оформляется»,— поясняет зампред правления ХКФ-банка Александр Антоненко. По его словам, наиболее распространена такая схема в мебельных магазинах.
Кроме того, на решение банка о выходе из точки влияют ее рентабельность, а также качество выдаваемых в ней кредитов. «Держать сотрудника в магазине, ежемесячный объем выдач в котором не превышает 200-300 тыс. руб., попросту нерентабельно, так как банк не окупает своих затрат на присутствие в этой точке»,— уточняет он.
По данным Frank Research Group (FRG), на 1 ноября совокупный объем портфелей POS-кредитов у банков составлял 185 млрд руб. При этом с начала года он сократился на 18,5%. Сокращение рынка обусловлено практически полной заморозкой потребкредитования в начале 2015 года, когда клиенты попросту не хотели кредитоваться по высоким ставкам.