Арктика превращается в потенциальный театр военных действий

Юрий Криницкий
Борисенко Павел
Ковалев Иван

Российские Воздушно-космические силы наращивают свой потенциал в Арктике, обеспечивая стране надежную защиту от агрессивных действий на самых дальних рубежах нашей Родины. Их высокая боевая готовность – вклад в устойчивость стратегических ядерных сил, залог сдерживания противника и предотвращения войны.

Арктика – неисчерпаемая природная кладовая, при этом регион мало освоенный, стало быть, бесценный для бизнеса. Тот, кто получит доступ к ее территориям и акваториям, обеспечит себе преимущество в экономическом развитии.

Отсутствие исчерпывающей нормативно-правовой базы и четко обозначенных границ сделали северную макушку Земли зоной международных противоречий. В случаях, когда разрешить их политическими средствами не удается, государства опираются на военные аргументы. Подобная игра мышцами несет в себе военную угрозу России, претендующей на самую большую долю арктического пирога.

Сложные климатические условия, слабо развитая инфраструктура ограничивают присутствие в регионе наземных сил – не развернуть ни фронт, ни армию, ни даже корпус. Да и надо ли, если противник имеет для этого еще худшие условия. Реализовывать свои замыслы он будет через море и воздушно-космическое пространство. Так и дешевле, и эффективнее, и быстрее.

Контрмеры со стороны России должны быть не только жесткими, но и оперативными. Однако искать их в арсенале сухопутных группировок ВС РФ и традиционных способах бесперспективно. В вооруженной защите российской Арктики решающая роль будет принадлежать Воздушно-космическим силам (ВКС).

Сфера наших интересов

Чтобы оценить масштаб и важность этой задачи, рассмотрим факторы, определяющие национальные интересы Российской Федерации в арктической зоне.

Первая группа факторов – историко-географическая. Освоение арктических акваторий и территорий началось давно. О северных походах новгородцев есть упоминание в летописи Нестора. Во времена Московского государства русские поморы через притоки сибирских рек выходили в Северный Ледовитый океан. А в 1648 году купец Федот Попов и атаман Семен Дежнев со своей командой обогнули на парусно-гребном судне Чукотку и вышли в Тихий океан. Последующие экспедиции связаны с именами Якова Пермякова, Витуса Беринга, Семена Челюскина, Харитона Лаптева, Федора Литке.

В советское время освоению Арктики было придано государственное значение. С 1923 года строятся полярные радиометеорологические станции, а с 1937-го оборудуются станции на дрейфующих льдах.

В предвоенный период северные моря бороздят ледоколы «Г. Седов», «Красин», «Сибиряков», «Литке». Совершены героические авиаперелеты через Северный полюс. Начато освоение Северного морского пути (СМП). Исследования Арктики не прекращались ни в годы Великой Отечественной, ни после нее. Лишь с 1991 по 2001-й работы здесь были приостановлены в связи с тяжелым экономическим положением РФ.

В третьем тысячелетии изучение и освоение региона получило новый импульс. Первым арктическим государством, подавшим заявку в ООН на установление внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане, стала Российская Федерация.

Организуются полярные экспедиции по сбору информации о подводных хребтах Ломоносова и Менделеева. Если будет доказано, что они являются продолжением Сибирской континентальной платформы, Россия сможет заявить о своих правах на огромную площадь океана.

Вторая группа факторов – экономическая.

Освоение и рациональное использование природных ресурсов в арктических морях входит в сферу государственных интересов России. До 80 процентов разведанных запасов приходится на Крайний Север. Здесь находится примерно четверть мировых ресурсов нефти и газа, которые до сих пор не открыты.

Моря северного бассейна издревле являются районами промышленного рыболовства. Здесь значительны запасы водорослей и беспозвоночных, быстро растет популяция камчатского краба.

Европейский Север России исключительно богат минеральными и топливно-энергетическими ресурсами. В регионе находятся крупнейшие запасы алмазов, бокситов, золота, медно-никелевых руд. Географическое положение региона создает благоприятные условия для их перевозки в Европу, США, Канаду, Японию и страны АТР.

Третья группа факторов – природно-экологическая.

Долгое время эти кладовые полезных ископаемых не осваивались из-за крайне затрудненного доступа к ним. Однако по прогнозам специалистов, уже к 2040 году из-за глобального потепления значительная часть Северного Ледовитого океана освободится ото льда, что существенно облегчит добычу природных богатств со дна и удешевит перевозки по СМП. Это обостряет интерес развитых стран к региону.

Четвертая группа факторов – политическая.

В «Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» определены национальные интересы, цели, задачи и меры. В том числе в сфере военной безопасности, защиты и охраны государственной границы.

Данный документ трактует национальные интересы России в морях Арктического региона как обеспечение гарантированного доступа к ресурсам и пространствам, исключение дискриминационных действий в отношении нашей страны со стороны отдельных государств или военно-политических блоков, а также их доминирования в районах, имеющих значение для РФ.

Пятая группа факторов – нормативно-правовая.

Эффективность дипломатии по проблемам Арктики определяется способностью государств региона договориться. Начало формированию российских владений здесь было положено договором 1867 года между Россией и США. Он неоднократно нарушался странами Запада.

Еще в 20-х годах СССР, Норвегия, Дания, США и Канада выдвинули концепцию полярных секторов. Под полярным сектором понимается пространство, основанием которого является северная граница государства, вершиной – Северный полюс, а боковыми границами – меридианы, соединяющие Северный полюс с крайними точками северной границы данного государства. Акватории полярного сектора считаются зоной внутренних государственных вод. Каждое прибрежное государство имеет суверенные права на экономическую деятельность внутри этих районов. СССР достался и самый большой сектор – около трети всей площади арктического шельфа.

Такие внешние границы арктической зоны РФ сегодня не признаны многими государствами и международными организациями, что порождает территориальные споры и противоречия. На определенной стадии политические разногласия могут перерасти в фазу военного конфликта.

Западное военное присутствие

Оценив собственные национальные интересы, западные державы стали активно обозначать свое военное присутствие в рассматриваемом регионе.

За последние три года здесь провели ряд крупных военных учений страны НАТО – Норвегия, Канада и Дания, продемонстрировав готовность к силовому соперничеству за контроль над арктическими ресурсами. При определенных условиях покажут мышцы Китай, Япония, Южная Корея. Но наиболее ощутимо в Арктике американское военное присутствие. На Аляске дислоцировано несколько баз СВ и ВВС, не считая частей береговой охраны и обеспечения. В военно-политическом руководстве США считают, что и этого недостаточно. В доктринальных документах США среди интересов, преследуемых в Арктическом регионе, называются:

– размещение систем ПРО и раннего предупреждения;
– увеличение военной спутниковой группировки, нацеленной на Арктику;
– развертывание наземной и морской инфраструктуры для стратегической переброски сил в регион;
– стратегическое сдерживание вероятного противника;
– присутствие военно-морских сил и проведение морских операций;
– свобода навигации и перелетов для США.

Заявлено и о задаче сохранения глобальной мобильности американских военных и гражданских судов и самолетов по всей площади Арктического региона. С этой целью ВМС США уже приступили к развертыванию ВМБ передового базирования. Чтобы обосновать необходимость дополнительного финансирования военных программ, Пентагон моделирует свои операции в регионе. Результаты оценок всегда однозначны – войск и сил для защиты национальных интересов недостаточно.
Арктические государства ускоренными темпами модернизируют свои вооруженные силы, адаптируя их к действиям в северных широтах.

Но самая большая угроза безопасности России исходит из воздушно-космического пространства. Когда в 60–70-е годы ХХ столетия вооруженные силы противостоящих военных блоков оказались насыщенными и ядерным оружием, и средствами его доставки, в США была разработана принципиально новая форма ведения военных действий – глобальная воздушно-космическая операция. Все стратегические цели достигались с воздуха и через космос. Основные маршруты полетов сил воздушно-космического нападения (СВКН) были проложены через Северный полюс. Траектория над Северным Ледовитым океаном является самым коротким путем, соединяющим территории США и нашей страны. По этим маршрутам (так называемое Гигантское копье) стратегические бомбардировщики выводились к важным административно-политическим центрам и промышленным районам СССР. С 60-х годов над Арктикой проходят траектории полета межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) США.

Тогда воздушно-космические угрозы удалось нейтрализовать за счет создания единой системы противовоздушной обороны страны. Практически ее можно назвать системой ВКО, поскольку туда входили подсистемы не только зенитного ракетного огня, истребительного авиационного прикрытия, радиолокационной разведки, но и предупреждения о ракетном нападении, а также контроля космического пространства и противоракетной обороны. Спланированная стратегическая операция по отражению воздушно-космического нападения стала адекватной контрмерой по отношению к Глобальной воздушно-космической операции вооруженных сил США и НАТО. Главным стратегическим воздушно-космическим направлением уже тогда считалось северное.

Для частей Войск ПВО за полярным кругом построили боевые позиции, для ВВС – оперативные аэродромы. Здесь стратегические бомбардировщики могли быть дозаправлены перед полетом через полюс для нанесения ударов по континентальной части США.

С распадом СССР единая система ПВО страны развалилась, военная инфраструктура в арктической зоне оказалась заброшена, а от стратегической операции по отражению воздушно-космического нападения противника постепенно отказались.

В наши дни воздушно-космические угрозы с Севера не исчезли. Средства нападения технически совершенствуются. Атомные подводные лодки, оснащенные баллистическими ракетами (ПЛАРБ) из состава стратегических наступательных сил (СНС), научились плавать подо льдом и запускать ракеты из подводного положения. Корабли и стратегические бомбардировщики оснащены высокоточными крылатыми ракетами. Американская концепция быстрого глобального удара предусматривает применение гиперзвуковых летательных аппаратов (ГЗЛА). Их рубежи пуска также могут располагаться над Арктикой.
Постепенное освобождение Северного Ледовитого океана ото льда создает благоприятные условия для применения в регионе авианосных многоцелевых групп США. В перспективе возможно освоение арктических акваторий кораблями КНР и других стран.

Последствия активизации военной деятельности стран НАТО для России негативны.

При создании в Арктике элементов системы ПРО Соединенным Штатам удастся в значительной степени нейтрализовать морской компонент российских стратегических ядерных сил (СЯС). Здесь средства перехвата окажутся максимально приближенными к местам базирования российских подводных ракетоносцев. Уже по этой причине военно-политическое значение Арктики приобретает огромную стратегическую важность. Это прекрасно понимают в США.

Демонстрация российского флага

В случае конфронтации Запада с Россией северное стратегическое воздушно-космическое направление (с учетом подлетного времени средств поражения) может быть наиболее угрожающим национальной безопасности России. Сама же Арктика превращается в потенциальный театр военных действий.

В этой связи руководство Российской Федерации начало планомерную деятельность по усилению военного присутствия в регионе с целью демонстрации российского флага – в прямом и переносном смысле. В 2007 году, опустившись на дно Северного Ледовитого океана в районе Северного полюса, известный политик и океанолог Артур Чилингаров установил титановый триколор на хребте Ломоносова. Летом 2013 года гидрографическое судно «Горизонт» и морской буксир МБ-56 Северного флота совершили экспедицию к архипелагу Земля Франца-Иосифа. Группа из десяти боевых кораблей под флагманством атомного крейсера «Петр Великий» в сопровождении атомных ледоколов «Ямал», «Вайгач», «50 лет Победы» и «Таймыр» осуществила 2000-мильный поход через моря Баренцево, Карское и Лаптевых. Соединение прибыло на Новосибирские острова в районе дельты Лены, доставив на Котельный более 40 единиц техники, крупногабаритные социально-бытовые блоки и свыше одной тысячи тонн материальных средств, имущества и ГСМ. В 2014–2015 годах в воздушном пространстве Арктики регулярно появляются российские стратегические бомбардировщики.

Минобороны РФ начало активно размещать в регионе группировку войск, чьей основной задачей станет защита национальных интересов. Для боевой и повседневной деятельности частей восстанавливается военная инфраструктура. Работы ведутся в первую очередь с привязкой к СМП.

Основу арктической группировки составит Северный флот. Но самой маневренной структурой, ответственной за выполнение задач в воздушно-космической сфере, будут соединения и части ВКС. Создание авиационной группировки и восстановление соответствующей инфраструктуры является самым затратным делом и осуществляется в невероятно сложных физико-географических условиях.

В Арктике планируют строительство 13 аэродромов, одного наземного авиационного полигона, 10 технических позиций радиолокационных пунктов наведения. Организуется боевое присутствие ВВС на дальних аэродромах – Рогачево, Алыкель, Угольные Копи, Грэм-Белл, Темп, Амдерма, Тикси, мыс Шмидта.

Арктическая группировка пополняется модернизированными и новыми истребителями, бомбардировщиками и многофункциональными машинами. Главным образом это будут самолеты МиГ-31, Су-30, Су-30СМ и Су-35.
По всему северному побережью России восстанавливается система воздушно-космической обороны.

В 2015 году Россия вошла в Арктику с «Триумфом». Именно так называются современные образцы зенитно-ракетного комплекса С-400, которые поступают на вооружение в состав северной группировки войск.

«Триумф» размещается на архипелаге Новая Земля. Его боевые расчеты приступили к освоению нового вооружения, постижению особенностей его применения в полярных широтах. Сейчас большая часть подразделений ПВО, которые несут боевое дежурство в Арктике, вооружены комплексами С-300. Это эффективный зенитный ракетный комплекс. Однако новый ЗРК существенно превосходит своего предшественника в технических характеристиках и боевых качествах. Поступает и другая боевая техника, например ЗРПК «Панцирь-С».

Одно из важнейших условий укрепления российского военного присутствия в Арктике – восстановление радиолокационного поля. На боевое дежурство уже поставлены радиолокационные роты и пункты наведения авиации, например на острове Врангеля и мысе Шмидта. Скоро на вооружение группировки Войск ВКО поступят современные радиолокационные комплексы, маловысотные радиолокационные станции и загоризонтные РЛС.

Решением Верховного главнокомандующего с 1 декабря 2014 года создано новое оперативно-стратегическое командование (ОСК) «Север». В его состав входят войсковые формирования разных видов ВС РФ и родов войск, в том числе ВКС.

Перечень задач, возлагаемых на формирования, которые войдут в состав группировки «Север» от ВКС, чрезвычайно широк. Это:

– мониторинг обстановки;
– несение боевого дежурства по ПВО и контроль соблюдения правил использования воздушного пространства;
– управление воздушным движением в арктической зоне;
– своевременное предотвращение нарушений и провокаций, связанных с использованием воздушного пространства;
– вскрытие начала воздушно-космического нападения и своевременное оповещение об этом органов государственного и военного управления РФ;
– отражение внезапного воздушно-космического нападения на Российскую Федерацию с северного направления;
– поражение крылатых ракет в полете и их воздушных носителей до момента запуска КР;
– прикрытие стратегических ядерных сил морского, наземного и воздушного базирования в границах ответственности группировки ПВО;
– защита государственных, экономических и военных объектов Заполярья;
– сопровождение силами ПВО морских судов и караванов вдоль СМП;
– сопровождение силами ПВО самолетов СА и ВТА на маршрутах их боевых и специальных полетов;
– поражение надводных, подводных и наземных средств противника силами ударной авиации ВВС;
– прикрытие войск, сил и средств ОСК «Север» в местах их дислокации (базирования) и районах выполнения боевых задач от воздушных ударов противника;
– обеспечение поисково-спасательных мероприятий в мирное время и в ходе боевых действий.

Возможны следующие сценарии развития военного конфликта в исследуемом регионе.

1. Перерастание частного экономического противоречия в локальный вооруженный конфликт без последующей эскалации.
2. Перерастание экономического противоречия в локальный вооруженный конфликт с последующей эскалацией вплоть до крупномасштабной войны.
3. Внезапная крупномасштабная агрессия с применением обычных средств поражения.
4. Внезапная крупномасштабная агрессия с применением ядерного оружия.
Способы решения боевых задач могут быть различными в зависимости от сценария.

В первом случае это:
– мониторинг воздушного и космического пространства радиолокационными средствами, управление воздушным движением в зоне ответственности российских ВКС;
– перехват силами ИА воздушных судов – нарушителей воздушного пространства с целью пресечения их незаконных действий вплоть до принуждения к посадке на специально подготовленных аэродромах (в случае невыполнения требований – принятие силовых мер, включая исключительную – огонь на поражение);
– прикрытие силами и средствами ПВО основных объектов, оказавшихся в зоне, охваченной военным конфликтом;
– уничтожение силами штурмовой и бомбардировочной авиации ключевых военных объектов противника на территории и в акватории, охваченной военным конфликтом.

При втором сценарии:
– способы 1–4 первого сценария;
– прикрытие силами и средствами ПВО всех объектов ОСК «Север»;
– участие ВКС в операциях ОСК «Север» по единому замыслу и плану;
– обеспечение устойчивости морских СЯС.

При третьем сценарии:
– вскрытие начала внезапного воздушно-космического нападения противника по объектам РФ;
– оповещение военно-политического руководства РФ о начале крупномасштабной воздушно-космической агрессии;
– отражение крупномасштабной воздушно-космической агрессии по плану соответствующей стратегической операции ВС РФ.

При четвертом сценарии:
– способы 1–3 третьего сценария;
– обеспечение устойчивости морских СЯС на время, необходимое для их применения (от момента обнаружения начала воздушно-космического нападения до старта последней БР с РПК СН);
– участие ВКС в операциях и боевых действиях постъядерного периода войны до ее полного завершения.
Способность ВКС реализовать перечисленные способы действий обеспечит гарантированную безопасность национальных интересов Российской Федерации при любом из возможных сценариев развития военно-политической обстановки.



Источник новости: http://vpk-news.ru/articles/28655




Оставить комментарий

Только зарегестрированные пользователи могут писать комментарии.
Пройдите регистрацию или авторизуйтесь на сайте

Введите код: