Трагедия Сербской Краины

Сегодня многие знают о том, что произошло в 90-е годы в когда-то большой и цветущей стране – Югославии. Федеративное государство распалось под давлением стран Запада, а попытка правительства страны сохранить единство обернулось ковровыми бомбардировками Белграда. Уже снято немало фильмов о бедах, которые свалились на головы косовских и боснийских сербов, ставших жертвами бесчеловечной политики Запада по разрушению их Родины. Европа и США не только спровоцировали распад Югославии, признав законными требования сепаратистов по созданию независимых государств на ее территории, но и всеми силами помогли сепаратистам оружием, деньгами, инструкторами.

Кроме того, американские и европейские политики санкционировали массовые этнические чистки в этой стране, полностью оправдав впоследствии всех, кроме сербов. В итоге сербские военные лидеры умирают за решеткой, а их визави в Косово, Боснии и Хорватии баллотируются в президенты. За гибель десятков тысяч сербов не ответил никто. Так называемый «трибунал по бывшей Югославии» судит, в основном, сербов, среди которых генералы и политики Югославии и сербских автономий. Среди осужденных хорватов, боснийцев и албанцев – сплошь рядовые и охранники. После оправдания в 2012 году двух хорватских генералов, ответственных за зверства в автономии Сербская Краина, стало ясно, что правды дожидаться бесполезно.

В этой статье мы поговорим именно о судьбе республики Сербская Краина, которая с декабря 1991 по август 1995 существовала на карте Европы, не будучи признанной никем, включая родную Сербию. Как известно, в начале 90-х на волне «бархатных революций» в Хорватии во власть проходят радикальные националисты крайнеправых взглядов. При этом они всегда умело прикрывались демократическими лозунгами для того, чтобы красиво позировать на встречах с западноевропейскими политиками. Один из них – Франьо Туджман, сразу же обозначил свою позицию фразой «Слава Богу, что моя жена не еврейка и не сербка». Лидеры хорватских «демократов» искренне признавались, что наследуют идеи хорватских нацистов – усташей. Со временем они повторили и даже преумножили число зверств против сербского населения в Хорватии.

Поводом к началу конфликта стал запрет сербского языка, который оставался государственным в Хорватии во времена единой Югославии. Начались притеснения сербов по всей республике. Это стало поводом к началу «революции бревен» - борьбе сербов, проживавших в Хорватии, за свою автономию. Это происходило параллельно с борьбой хорватов за выход из состава Югославии. Сербы, перекрыв дороги бревнами, провели в районах компактного проживания референдум о создании автономного государства. Это произошло в августе 1990 года. В феврале 1991 года было объявлено о создании автономной республики Сербская Краина на основании решения референдума.

В то время сербы в Хорватии были подвержены, с одной стороны, страху о будущем в стране, где к власти пришли последователи нацистов, хорватских усташей, сторонники вытеснения из страны сербского меньшинства, а с другой – уверенности в том, что их родина Сербия не бросит, что якобы два миллиона добровольцев уже идут на помощь и что надо просто немного подождать. Имели ли право сербы отделиться от Хорватии? Безусловно, имели, как и любой компактно проживающий народ, как и хорваты право отделиться от Югославии.

Однако новая хорватская власть сербам в этом праве отказала и ее наспех собранные парамилитарные формирования начали боевые действия против сербских ополченцев. Уже весной 1991 года из тех районов Хорватии, где сербы составляли меньшинство, потянулись колонны беженцев. С территории страны бежало более 200 тысяч человек. В основном, сербы остались только на территории самопровозглашенной республики, где предстояло отстоять свое право на жизнь вооруженным путем.

Тогда хорватское руководство развязывает масштабную войну на уничтожение с сербами. Первые стычки происходят в августе 1991 года. После отказа сербов поднять «шаховницу» - флаг Хорватии, который для них ассоциировался с головорезами времен Второй мировой – усташами, хорваты атаковали сербские деревни. Началось бегство из Сербской Краины, а самые отчаянные начали готовиться к обороне. В то время за сербов вступилась Югославская Народная Армия (ЮНА), которая приступила к жесткому противодействию хорватской агрессии. В итоге районы ЮНА заняла не только районы компактного проживания сербов, но и другие области Хорватии, разделив страну пополам.

Преступления в Югославии

Тогда хорватское правительство начало атаковать позиции ЮНА, а не местных ополченцев. Активная поддержка и финансирование Запада сыграли свою роль, вскоре хорватская армия перешла в наступление, устраивая в каждом отвоеванном районе настоящие этнические чистки. В Западной Славонии хорватские нацисты сожгли 17 сел, убили сотни людей, среди которых дети до пяти лет. Особо жестоким стало массовое убийство жителей деревни Паулин Двор, которые ранее получали гарантии безопасности от хорватского правительства и не создавали отрядов самообороны. За это зверство на 15 лет был осужден только один солдат хорватской армии.

Преступления в Югославии

В декабре 1991 года Сербская Краина провозгласила свою независимость, надеясь на признание мирового сообщества. Действительно, ведь если признали Хорватию и Словению, то чем они хуже? Оказалось, хуже. Ведь они сербы, а у них, по мнению Запада, прав нет. При этом независимость Хорватии была признана до выполнения ее руководством всех необходимых процедур оформления государственности.

Западное сообщество равнодушно смотрело, как хорватская армия три месяца обстреливала из всех видов оружия город Вуковар, уничтожив более тысячи его жителей, разрушив более 15 тысяч его зданий. В разрушенный город хорватская армия вошла после тяжелейших уличных боев.

В октябре 1991 года произошла резня в сербском городке Госпич в Далмации, где после захвата города хорватами был составлен список «неблагонадежных», которые вскоре были задержаны и увезены в неизвестном направлении. Через два месяца массовое захоронение десятков жертв было эксгумировано бойцами ЮНА.

Преступления в Югославии

В начале 1992 года под давлением Запада, спешно признавшего независимость Хорватии, ЮНА покидает Сербскую Краину, поскольку Запад уже считает ее действия по защите сербского населения оккупацией. Вскоре их место занял международный миротворческий контингент. Однако его действия были такими, что просто наталкивали на мысль, что запад под прикрытием миротворцев санкционирует чистки сербов и в дальнейшем.

В сентябре 1993 года хорватское командование проводит операцию «Медакский карман», которая вылилась в зачистку района компактного проживания сербов в Далмации. Было уничтожено одиннадцать сел, 167 домов и около сотни людей.

Неопределенное положение Сербской Краины продлилось до августа 1995 года. За время относительного перемирия хорватская армия выросла до 100 тысяч человек, получила новейшее вооружение и западных советников. На 4 августа 1995 года было запланировано начало операции «Буря» по окончательному решению «сербского вопроса» в Хорватии. Силовому, естественно. Это решение было санкционировано США и ЕС, которые заблаговременно вывели из страны своих миротворцев, которые и так особо не останавливали хорватов, а теперь с их уходом руки у хорватских властей развязывались. Мало того, авиация НАТО предоставила хорватам оперативную информацию о размещении сербских войск.

К тому моменту Сербия уже была неспособна оказать какую-либо помощь своим соплеменникам в Хорватии, будучи втянутой в масштабную войну в Боснии. Помочь хорватским сербам не хватало ни сил, ни политической воли. Началось масштабное наступление хорватской армии, сопровождавшееся массовыми зверствами и убийствами. Массовые безнаказанные убийства мирных жителей произошли в Дворе и Груборах.

Население сербской республики начало массовое бегство из страны. По разным данным, бежало до 250 тысяч человек. По сути дела, число сербов сократилось в стране в четыре раза, с 15 до 4 процентов, что свидетельствует о геноциде народа. По данным сербов, за время всей войны погибло 6780 человек, более 50 тысяч стали инвалидами.

Преступления в Югославии

5 августа пал Книн, столица Сербской Краины, где хорватская армия совершила очередные военные преступления. Сербские части откатились в Боснию. На этом конфликт был завершен. Массовое выселение и уничтожение сербов стало решением проблемы и для Запада, и для Хорватии, и даже для Милошевича, лидера тогдашней Югославии, который позднее заявлял, что в конфликте виновны все, в том числе и хорватские сербы.

Безусловно, сербы также совершали военные преступления, также несут груз вины, но у них было основание для вооруженной борьбы – они защищали право жить на той земле, где родились. И неспособность Милошевича их защитить, его попытки «слить» Краину Западу в ответ на гарантии неприкосновенности личной власти – лучшее объяснение его действий. Однако вслед за Краиной началась война в Боснии, далее Косово и цветная революция, после которой сам Милошевич оказался в Гааге и умер при странных обстоятельствах. Заигрывать с Западом бесполезно, он всегда идет до конца. Руководители Краины либо умерли в тюрьмах, как Милан Бабич, либо отбывают многолетние сроки, как Милан Мартич, а хорватские палачи Анте Готовина и Янко Бобетко были полностью оправданы, Франьо Туджман и прочие хорватские неонацисты спокойно дожили или доживают свой век на родине и даже проводят встречи в Европе.

Сербская Краина погибла не ради амбиций Милошевича или «великосербского империализма». Главная причина трагедии хорватских сербов – попытка повторить опыт соседних народов на самоопределение, на свое будущее, на право жить на своей земле. Однако озверелый неонацизм, поднявший голову в Хорватии и поддержанный Западом, им такого права не предоставил. Это спровоцировало войну с массовыми этническими чистками, которая завершилась полным вытеснением сербов со своей родной земли. И в этот момент им никто не смог помочь, сербы были обречены. Крайняя западная точка православной культуры была стерта с лица земли под аплодисменты в Вашингтоне.

Однако урок Краины должен стать поучением для всех народов, чьи интересы не вписываются в геополитические планы Запада. Если хотите, чтобы с вами считались – готовьтесь отстаивать свои права силой. А чтобы начинать борьбу – ищите надежных союзников, которые действительно помогут в трудную минуту, а не отделаются обещаниями.






Оставить комментарий

Только зарегестрированные пользователи могут писать комментарии.
Пройдите регистрацию или авторизуйтесь на сайте

Введите код: