Русские торпеды

Торпеда попала

Несмотря на стремительное развитие ракетного противолодочного оружия, наблюдаемое в течение последних десяти лет, торпеды различных типов до сих пор остаются главным средством поражения подлодок (да-да, торпеда — самый страшный враг не для надводного корабля, а для подлодки). Впрочем, это не мешает оставаться современным торпедам и одним из самых действенных средств уничтожения надводных судов противника — на фото в заголовке вы видите результат попадания американской торпеды Мк-48 в боевой корабль, так вот российские тяжелые торпеды того же калибра еще мощнее. Россия, как и прежде, занимает если не лидирующие, то весьма конкурентные позиции в области разработки торпедного оружия для вооружения подводных лодок и надводных кораблей.

Начнем мы, конечно, с наиболее продвинутой торпеды УГСТ (так называемый «Физик-1») и ее модернизации УГСТ-М — да-да, существует уже и такая.

Универсальная 533-мм торпеда УГСТ предназначена для применения с подводных лодок как по надводным кораблям, так и по подводным лодкам противника. Вообще УГСТ была разработана для того, чтобы заменить в боекомплекте субмарин флота универсальные электрические торпеды типа УСЭТ-80, принятые на вооружение еще в 1980 году. В числе прочего, при разработке ставилась задача значительно увеличить дальность применения торпеды (для УСЭТ-80 это 18 км). Кроме того, тепловая торпеда, несмотря на более сложное устройство, гораздо дешевле электрической.

Разработчик — петербургский «НИИ морской теплотехники». Как сообщалось, первые проработки будущего облика «Физика» начались еще в 1986 году. Первые версии торпеды были продемонстрированы в 2003 году на военно-морском салоне в Петербурге. По ряду сведений, с 2008 года начат ограниченный серийный выпуск. По сообщениям военных, модернизированная торпеда завершила цикл госиспытаний в конце 2014 года и была принята на вооружение.

Торпеда УГСТ относится к тепловым, ее аксиально-поршневый двигатель работает на унитарном (однокомпонентном) топливе. Вот вам картинка с сайта «Гидроприбора», показывющая якобы ее устройство:

ugst

Вращающаяся камера сгорания является особенностью двигателя. Топливо подается плунжерным высоконапорным насосом. Мощность двигателя — якобы 350 кВт.

Движитель водометный, соединен с двигателем напрямую, без редуктора. Торпеда впервые в практике российского торпедостроения избавилась от рулей после винтов — она оснащена снижающими шумность двухплоскостными рулями, выдвигающимися за пределы калибра после выхода из торпедного аппарата. Это смелое решение, позаимствованное у крылатых ракет, заметно отличает русскую торпеду от американской Mk48 ADCAP — на которую она во многом остальном похожа.

BFFxo

Калибр, мм: 533
Длина, мм: 7200
Масса, кг: 2200
Масса БЧ, кг: 300
Скорость, узлов: 50 (40)
Дальность хода, км: 40 (50)
Глубина, м: до 500
Радиус реагирования ССН, км.:
по ПЛ до 2,5
по НК до 1,2

У торпеды есть телеуправление по проводу — провода хватает на 25 км, на такой дистанции возможна коррекция «полетного задания» торпеды и селекция целей, что делает применение противником всяких постановщиков помех и ложных целей малоэффективным. За пределами 25 км или при обрыве провода торпеда чешет по программе и осуществляет самостоятельный допоиск цели в пассивном и активном режимах. Надводный корабль может быть атакован по кильватерному следу (то есть торпеда заведомо пускается за кормой, там цепляется за кильватерный след и догоняет корабль, атакуя его с ракурса, плохо прослушиваемого корабельной ГАС). Вот примерно так:

1331095034_ugst_3

УГСТ-М отличается двигателем — это тепловая пропульсивная система ТПС-53 на основе газовой турбины 19ДТ (источник — http://militaryrussia.ru/blog/topic-455.html). Дальность хода увеличена до 60 км, скорость хода — до 65 узлов (проклятая Mk48 ADCAP наконец-то соснула мягкого). Собственно, вот основные конкуренты:

Торпеды

Тут нет немецкой DM2A4 Seehecht — но что на нее смотреть, она похожа на все остальные, тем более тут на картинке есть ее предшественница Atlas SST4. И поскольку она электрическая — скоростью и дальностью она на фоне тепловых американок и россиянок не блещет. То есть вы, возможно, даже читали, что немцы с ее помощью поставили рекорд дальности хода, что-то там 140 километров — но надо понимать, что на такую дальность торпеда ползла очень малым ходом половину суток. Боевая ценность такого рекорда сомнительна — даже если стрелять ей по кораблям, стоящим на рейде, при такой скорости хода и продолжительности отклонение будет чудовищным, она тупо никуда не попадет. Хитрые немцы, впрочем, это учли — и снабдили торпеду приемником сигналов GPS, выдвигаемым над водой на специальном штоке — но это уже опция скорее из разряда курьезов. Более того — рекордная торпеда имеет настолько чудовищную длину (в ней добавлено несколько аккумуляторных отсеков), что не влезет не только в торпедные аппараты НАТО, но даже в российские.

В целом же соотношение энергетики серийных вариантов немки — не блестящее, как и у любой электроторпеды.

Россия от СССР унаследовала электрическую торпеду УСЭТ-80 — это изделие никогда не блистало передовыми ТТХ, а сейчас и подавно устарело, но в целом всё еще применимо. Электродвигатель для этой торпеды производила питерская «Электросила», но производство прекращено в 1994 году в связи с утратой ряда специфических материалов. «Дагдизель» самостоятельно, при помощи специалистов местного университета, разработал гораздо лучший электромотор для торпед — он ставится на место электросиловского как родной, при этом имеет гораздо лучший КПД (как бы даже не лучше, чем на немецкой DM2A4 — электромотор которой считается лучшим торпедным электромотором на глобусе). При этом дагдизелевский моторчик ВДПМ довольно дешевый и простой в производстве, не требует сложных технологий и экзотических материалов.

Одновременно «Дагдизель» своими силами, тайком от головного «Гидроприбора», разрабатывал собственную электроторпеду «Ихтиозавр». Торпеда в целом успешно успытана и поддерживается флотом — она показала результаты существенно выше, чем гидроприборовская ТЭ2 (сделанная на замену УСЭТ-80). Конечно, «Ихтиозавр» это не DM2A4 — но уже где-то очень близко к ней.

Теперь главная проблема — что и электрические торпеды (кроме ТЭ2, которую делают на мощностях завода «Двигатель»), и УГСТ делаются на «Дагдизеле», а оный «Дагдизель», понятное дело, склонен делать своего «Ихтиозавра» — он технически проще, хоть и дороже. Это тормозит принятие УГСТ как основной торпеды. Военным, несмотря на высокие ТТХ, ссыкотно плавать с торпедой, в которой плещется горючее, горящее без доступа кислорода — электрические торпеды кажутся им безопаснее, поэтому мнения разделились.

Они и в мире разделились — немцы выбрали электричество, американцы — тепловые моторы. Русские — практически единственные в мире торпедостроители, у которых есть современные торпеды обоих типов.

PS. Все данные из открытых источников:
http://militaryrussia.ru/blog/topic-455.html
http://topwar.ru/12110-ugroza-iz-glubiny.html
http://defendingrussia.ru/enc/torpedy/torpeda_fizik-2690/
http://vpk.name/news/134675_torpedyi_dagdizelya.html



Источник новости: http://topru.org/35922/russkie-torpedy/




Оставить комментарий

Только зарегестрированные пользователи могут писать комментарии.
Пройдите регистрацию или авторизуйтесь на сайте

Введите код: