Подписаться RSS 2.0 |  Реклама на портале
Контакты  |  Статистика  |  Обратная связь
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
   Чужой компьютер
  • Напомнить пароль?


    Навигация


    Важные темы

    Они испугались, задергались: пошли чередой несогласованные, алогичные, противоречащие друг другу


    Многополярный мир как лекарство от вампиров Провалившись в попытках открыть против России второй


    В первые часы после трагедии в «Крокус Сити Холле», где жертвами террористов, по данным на момент


    Противостояние Ансар Аллах с официально признанными властями так бы и шло, ни шатко, ни валко - но


    В Америке стали пугать детей бабайкой Си и бабайкой Путиным - вот не будешь жрать свои


    Реклама









    » Выйти из дрейфа. Театр для подростков — кто кому нужен?

    | 10 марта 2016 | Общество | | Просмотров: 832 | автор: MGM
    Чем восполнить дефицит российской подростковой драматургии и как вернуть подростков в театр? Интервью ИА REGNUM с художественным руководителем Новгородского театра для детей и молодёжи «Малый» Надеждой Алексеевой
    Ольга Ларина

    Художественный руководитель новгородского театра для детей и молодёжи «Малый» Надежда Алексеева

    Иллюстрация: Пресс-служба театра «Малый»

    Художественный руководитель новгородского театра для детей и молодёжи «Малый» Надежда Алексеева

    Новгородский театр для детей и молодёжи «Малый» в рамках проекта «Театральный марафон», который стартует 14 марта, представит на своей сцене пять новых пьес для аудитории подросткового возраста. Почему театр решил обратиться именно к этому зрителю?

    Работая на поле театра для детей и молодёжи вот уже более 25 лет (нынешний сезон у «Малого» — 26-й), мы видим, как меняется возраст нашей публики, как от театра всё больше и больше удаляется подросток. Куда исчезает этот сегмент — от 11 до 14 лет — один из интереснейших для театра драматических возрастов? Ведь именно в этот период человек самый уязвлённый, с собственной драматургией души, он активно уходит из-под тотального контроля родителей и начинает осваивать мир самостоятельно — желательно, не тот, который открывал со взрослыми. Это и внутренний протест, и вопросы, на которые подросток, может быть, не научился отвечать с помощью контакта со сверстниками и взрослыми, но которые неизбежно себе задаёт: о жизни и смерти, о социальной несправедливости, о конфликтах в семье, о том, что такое настоящая дружба и любовь, которая в этом возрасте очень часто бывает первой. Что такое суицид, что такое религия… Масса вопросов, которая обрушивается на подростков, и на них пытается найти ответы и сам театр.

    И нам кажется очень важным, чтобы в тот момент, когда в жизнь подростка врываются все эти вопросы, он мог найти в мире общность, сообщников — не учителей, не тех, кто создают морализаторско-дидактические формулы, а именно сообщников. Чтобы подросток знал, что есть места, где размышляют на эти же темы, где помогают ему в дискуссии с самим собой… И за сжатое время театрального марафона мы попытаемся создать для столь требовательного зрителя территорию свободы.

    ИА REGNUM: Театр собирается говорить с подростками на равных, на их языке, но показывая пьесы хоть и переводные, но изначально немецкоязычные, молодых современных драматургов Швейцарии, Австрии и Германии. Чем вызван именно такой выбор?

    Театры для детей и молодёжи — так называемые ТЮЗы — очень мощная российская традиция. Они были созданы в 20-х годах прошлого века именно в нашей стране, но и немецкий театр подхватил эту идею, приобщая к театральному искусству с детства, чтобы театр мог говорить со своим зрителем художественным, а не просто сюжетным языком. Но в 1990-х годах наши ТЮЗы вместе с политическими изменениями в стране лишились всего гайдаровского репертуара (пьесы советского детского писателя Аркадия Гайдара — прим. ред.) — очень многих текстов, в том числе иногда и незаслуженно, просто потому, что это был приоритет идеологического детского театра. И театр залетел в дрейф: если никуда не делись сказки для детей до 9 дет и великая мировая классика, в том числе для молодого зрителя, то подростковый репертуар стал исчезать.

    ИА REGNUM: И ничего не появилось взамен?

    Конечно, когда я стала задумываться о репертуаре для подростков, я начала с поиска пьес российских молодых драматургов. Нельзя сказать, что Россия на этом поле совсем не работает, но определённый дефицит российской подростковой драматургии есть. И в то же время партнёр нашего проекта «Представление современных пьес Германии, Австрии и Швейцарии для подростков и молодёжи» — Гёте-институт в Санкт-Петербурге — предложил нам сборник современной немецкоязычной драматургии для детей и молодежи «ШАГ 11+». Это переводы на русский язык 11 немецкоязычных пьес, опубликованные в 2015 году, и это уже аккумулированный опыт, который даёт веер тем, актуальных для подростковой аудитории. Авторы пьес — драматурги, а некоторые даже режиссёры — профессионально работают на поле подросткового театра, у них есть премии и собственные номинации именно в сфере актуальной драмы для подростков. Мы сами выбрали пять пьес, которые показались нам интересными как в творческом, так и в социальном плане. При этом споры среди артистов возникали нешуточные, ведь многие сами мамы и папы, а некоторые недавно были подростками и помнят свои дефициты… В нас пробуждается и академический театр, который мыслит метафорами, и мы понимаем, что через эти пьесы мы задаём настолько острые вопросы, что пока неясно, как может подросток их воспринять.

    ИА REGNUM: И будут ли поняты нашими, русскими подростками темы, написанные для их немецкоязычных сверстников? Поверят или нет?

    Национальность начинается где-то за пределами театра. Когда ты находишься внутри культурного поля театра, и если он открыт и свободен, самая главная его функция — мультикультурность. На международном фестивале «Царь-Сказка» мы собираем залы людей, которые даже язык постановок не понимают. Но если спектакль хороший, он разрушает все границы национальностей, создаёт новую, театральную культуру, которая, конечно, апеллирует к различным национальным культурам, но на выходе оставляет человека наедине с его личной драматургией. И вот, к примеру, мы предлагаем пьесу Йенса Рашке «А рыбы спят?», в которой девочка приходит к зрителю и говорит: «А у меня умер брат». И она всю пьесу разговаривает с 12-летним ребёнком на тему смерти. Это одна из самых сложных пьес для театра по искренности, по свободной истории, которую мы предлагаем зрителям для внутренней дискуссии — о том, что подростки думают о смерти, почему мы боимся и почему мы не можем с этим примириться. Это практически реальная история, и я не знаю, оттолкнёт или нет нашу публику, наших педагогов, мам и пап этот очень острый разговор, но наша задача — научить сопереживанию. Надеюсь, к финалу марафона мы вынесем больше опыта и увидим, на какие темы лучше откликается зритель, и как театру развиваться дальше. Возможно, это будет спектакль по пьесе, которую мы сейчас прочитаем, а возможно — мы найдём такую тему и в российской молодой драматургии или новой драме.

    ИА REGNUM: Вы уже упомянули, что в этих пьесах есть вещи, которые могут быть восприняты публикой неоднозначно. Рискует ли театр, идя на этот эксперимент?

    Театр рискует всегда, если он театр. Давайте не сравнивать масс-культуру, которая нацелена на сохранение душевного равновесия с искусством, которое призвано это душевное равновесие слегка разрушать, чтобы человек жил в постоянном совершенствовании своей личности и искал какие-то способы развиваться. И когда мы затеваем эти подростковые сценические читки — а это своего рода эскизы спектаклей, мы всё-таки заявляем в первую очередь о том, что есть искусство. Себя воспитываем не бояться и пытаемся подростков воспитать не бояться — ни собственных вопросов, ни мира, который всё время будет строить для них ограничительные ограждения.

    ИА REGNUM: Вы говорите об ограничениях, но любой, кто знает «Малый» в Великом Новгороде, видит, что и сам театр работает в достаточно стеснённых, ограниченных условиях. Что происходит с театральным зданием? В прошлом году из городского бюджета были выделены деньги на проект реконструкции здания, а раньше в нём находился райком КПСС. Что сейчас?

    Если бы не Госпожнадзор — и проекта бы не было. Но когда складирование декораций происходит под зрительным залом, что противоречит всем пожарным нормам, это уже невозможно не замечать. Поэтому и небольшие деньги в бюджете города, пока только на проект реконструкции фасада и пристройки к зданию, наконец, нашлись. Состоялся конкурс, который выиграла компания, предложившая наименьшую цену и, к сожалению, на мой взгляд, у её архитекторов недостаточно опыта, чтобы обеспечить вариативность представления проекта для театра — единственного муниципального театра, который есть у города вот уже 26 лет!

    К сожалению, долгожданная и для театра, и для наших зрителей реконструкция «Малого» не стала значимым городским проектом. Хотя, казалось бы, это очень интересный процесс, к которому должно быть приковано внимание общественности, ведь театр — это вообще-то храм искусства! Но процесс идёт так, как будто мы реконструируем какое-то рядовое городское знание, чтобы пожарные отстали. И во всей этой истории театр является лишь третьей стороной, с нами только согласовывают решения, которые принимают заказчик — городское «Управление капительного строительства» ‑ и фирма-подрядчик. На мой взгляд, после реконструкции театр должен получить здание, с самыми современными цехами и складами, которое должно звать к себе — как современное, молодёжное пространство. Ведь с тем проектом, который нам сейчас нарисуют, город будет жить потом. И «храм», который получится в итоге, станет памятником той власти, при которой реконструировали театр.



    Комментарии (0) | Распечатать | | Жалоба

    Источник: http://regnum.ru/news/cultura/2093394.html

    Голосовало: 0  
     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

     

    » Добавление комментария
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Код:
    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
    Введите код:

     


    На портале



    Наш опрос
    Как вы относитесь к Юго-Востоку?




    Показать все опросы

    Облако тегов
    Австралия Австрия Азербайджан Аргентина Армения Афганистан Африка БРИКС Балканы Белоруссия Ближний Восток Болгария Бразилия Британия Ватикан Венгрия Венесуэла Германия Греция Грузия ЕАЭС Евросоюз Египет Израиль Индия Ирак Иран Испания Италия Казахстан Канада Киргизия Китай Корея Латинская Америка Ливия Мексика Молдавия НАТО Новороссия Норвегия ООН Пакистан Польша Прибалтика Приднестровье Румыния СССР США Саудовская Аравия Сербия Сирия Турция Узбекистан Украина Финляндия Франция Чехия Швеция Япония

    Политикум пишет









    Реклама

    Популярные статьи














    Главная страница  |  Регистрация  |  Добавить новость  |  Новое на сайте  |  Статистика  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2014-2023 Politinform.SU Аналитика Факты Комментарии © 2023
    Top.Mail.Ru