Когда кто-нибудь проигрывает, то часто начинает оправдывать свое поражение. Это могут быть какие-то внешние обстоятельства, нечестные приемы, которые, якобы, использовал победитель. Все горе-завоеватели «предъявляют» России её климат[1] или народ, который, наплевав на «рыцарские правила», включается в борьбу с захватчиками. Британии всегда ставят в вину Ла-Манш, который как естественный ров встает на пути всех желающих поживиться на острове, Германии – наоборот всегда не везло, и она оказывалась зажатой между двумя фронтами. Примерно также происходит и со Сталиным. В пользу Сталина был и остается один аргумент, который не опровергнуть ни при каких обстоятельствах. Это страна, что за какие-то десятилетия под его руководством выбралась из полной разрухи в сверхдержавы, выдержала страшный удар гитлеровской Германии и всего через 12 лет после Победы первой вышла в космос. На это сказать и написать нечего. Тогда «уважаемые оппоненты» заходят с другой стороны. Объявляют, что Сталин пользовался нечестными приемами. Отменить Взятие Берлина и полет Гагарина невозможно, но бросить тень — вполне.
Так вот, из фильма «Тайные знаки. Ведьма Иосифа Сталина», мы узнаем, что Сталин был гипнотизером, всю жизнь поддерживал связь со своим наставником — известнейшим оккультистом своего времени Георгием Гурджиевым и вообще в своей деятельности активно пользовался услугами магов и экстрасенсов. Доказательствами, документами, свидетельствами экспертов авторы фильма себя не утруждают. Разговор идет по принципу «я сморозил, а ты попробуй, докажи, что это не так». Едва ли можно всерьез относиться к свидетельствам мелькнувших в кадре экстрасенсов. Зато инсценировок, претендующих на воссоздание реальности более чем достаточно. Тут и Гурджиев, и некая Наталья Львова из Ленинграда, и артист Вольф Мессинг. К сожалению, либеральная пропаганда сумела так настроить российского обывателя, что он скорее верит плохому о нашем прошлом, чем хорошему. Ну а всякая мистячина всегда вызывала вопрос: «А вдруг?...»
Мы взглянем на показанное минуя призму антисталинизма и мистики, и обратим внимание на моменты, которые сразу выглядят сомнительно.
Начнем с того, что зададим вопрос, как в сознании молодого Иосифа Джугашвили могли одновременно обосноваться жестко материалистический марксизм, которым он увлекся с горячностью молодости, и оккультизм?
Теперь о личности Георгия Гурджиева. Авторы фильма утверждают, что Сталин с ним познакомился в Тифлисской семинарии. В различных источниках год рождения Гурджиева[2] колеблется от 1866-го[3] через 1972-й до 1877-го. Следовательно, возможность их одновременного обучения в одном учебном заведении обретает серьезную долю вероятности. Я просмотрел интернет и нашел только одно упоминание, что Гурджиев учился в духовной семинарии, причем в том же контексте встречи со Сталиным, что и в кино, не исключено, что эти два упоминания взаимосвязаны. Доля вероятности становится преобладающей. Все биографии Гурджиева говорят о том, что он почти всю жизнь работал за границей. Спрашивается, зачем делать это где-то, если есть всемогущий друг и практически ученик? Если следовать всё той же либеральной антисталинской логике, то в сталинском СССР можно было спрятать любой закрытый НИИ, а подопытного материала в ГУЛаге хоть отбавляй. Еще один интересный момент. В фильме показано, что перед смертью Сталин получил от Гурджиева в подарок кавказский кинжал с запиской, в которой говорилось, что «ты не обрел бессмертия». Оно бы ничего, но Гурджиев умер в 1949-м. (В этом все доступные источники сходятся.) Даже в середине прошлого века, даже между государствами, почта работала на порядки быстрее. Далее, авторы фильма трактуют «ты не обрел бессмертия», как «ты скоро умрешь». Весьма вольная трактовка, даже если допустить, что сюжет с кинжалом и запиской вообще имел место быть. Хотя в принципе, слова «ты не обрел бессмертия» правда и имеют отношение к каждому второму. К остальным нужно изменить «обрел» на «обрела».
Еще один интересный персонаж. Вольф Мессинг. Ну сколько можно повторять одну и туже байку, как Мессинг получил деньги в госбанке по чистому листу? Лично я слышал и читал версии про сто тысяч, миллион, два миллиона. По банковской процедуре каждый чек проходил и проходит многоступенчатую проверку, его изучают несколько человек. Кто хоть раз получал деньги по чеку, со мной согласится. Как загипнотизировать всех этих людей, которые за исключением кассира находятся вне пределов досягаемости? Значительный процент людей трудновнушаемы или вообще не поддаются внушению. Ладно, это повторяют в беллетристике, там вымысел оговаривается по умолчанию. Например у Виктора Суворова (Резуна) в книге «Выбор» Мессинг[4] целую тюрьму загипнотизировал. Но в «Ведьме …» всё же есть претензия на документальность.
Наконец некая Наталья Львова, якобы знакомая Анны Ахматовой и якобы личная колдунья Сталина, каким-то образом связанная с убийством Кирова, которое, не допуская малейшего сомнения, приписывается Сталину. Лица высокого государственного ранга обладают одной очень интересной особенностью. Они практически всегда на виду. Вокруг них всегда люди: охрана, сотрудники, обслуживающий персонал. Чтобы подойти к ним, нужно пройти проверки, оформить пропуска. Вас постоянно проверяют и регистрируют. Поэтому человек, попавший в близкое окружение Сталина, должен был по определению попасть в ведомости, списки, журналы регистрации, воспоминания и мемуары, наконец. Он должен мелькать на фотографиях и в кинохронике. Если бы такая Наталья Львова действительно существовала, то остались бы документальные следы. И авторы фильма должны были эти свидетельства предъявить как косвенные, но всё-таки подтверждения своей версии: «Смотрите! Вот она эта ведьма!» Но этого нет. Возникает горьковский вопрос: «А был ли мальчик?» Точнее, девочка.
В общем, фильм откровенно сомнительный. Однако отдадим должное, ореол мистики авторам создать удалось. Инсценировки выглядят более-менее убедительно, а «эксперты» вещают с внушительным апломбом. Верить хочется. Но мы не поверим и просто скажем ведущему Александру Резалину, сценаристу Захару Гирину, мелькнувшему в кадре журналисту Антону Первущину: «А ВЫ ДОКАЖИТЕ!» Кстати, я тщетно искал в титрах имена консультантов, которые могли бы своим научным и академическим авторитетом подписаться под показанным. Таковых там нет.
Теперь вопрос: зачем вкладывать деньги в заведомо сомнительное предприятие? Помимо желания бросить тень на великого человека, хоть в малом, но умалить его заслуги, видится еще один аспект. В эпоху кризиса взгляды людей вольно или невольно обращаются к историческому опыту, тем более — опыту успешному. Возникает желание этот опыт изучить и воспользоваться методами предшественников. Но нам говорят: «Не, у вас не получится. Тогда всё было сделано при помощи магии. Ищите магов» И руки опускаются. Или всплывают разные Кашпировские, Чумаки и пр.
В общем, вместо того, чтобы смотреть и показывать сомнительное, бездоказательное кино, лучше вникать в опыт предков и думать, как применить его в современной реальности. Уповать на свои собственные, а не сверхъестественные силы.
[1] А что, в школьных учебниках географии не написано, что зимой в России бывает холодно и выпадает снег?
[2] К слову, неоднократно упоминается, что однажды Гурджиев побывал в серьезной автокатастрофе и даже был серьезно травмирован. Это даже пикантно: предсказывать жизнь других людей и «проворонить» собственное ДТП.
[3] Википедия
[4] Впрочем, будем точны. У Резуна-Суворова фигурирует не Вольф Мессинг, а некий Рудольф Мессер, хоть и здорово похожий.
Комментарии (0)
Добавить