Теракты, беспричинные нападения на мирных граждан стали неотъемлемой частью жизни крупных городов во всем мире. Но именно события последних месяцев, в числе которых - громкие теракты в Брюсселе, Париже, Анкаре, Израиле - наводят леденящий ужас на любого обывателя. Даже благодушные и мало интересующийся внешней политикой стали понимать, что терроризм – это не просто картинка из выпуска телевизионных новостей, а реальная угроза, которая в любую минуту может прийти на твою улицу, ворваться в твою размеренную и спокойную жизнь, подмять ее под себя и разрушить до полного основания. Само понятие «терроризм» стало уверенно захватывать лидерство по значимости во всех процессах глобализации современного мира. Терроризм универсален и не знает границ: теперь неважно где вы находитесь: в столице Европы или деревне на севере Нигерии (вспомним кровавые теракты «Боко харам»), в беззаботном и веселом Париже или вооруженном до зубов и защищенном Иерусалиме. Риск оказать жертвой нового теракта в равной мере одинаков везде. Прогнозировать будущие атаки невозможно.
Понятно одно – ситуация с каждым днем требует все более активных совместных действий всех цивилизованных стран и однозначной оценки мировым сообществом террористических актов и угрозы радикального исламизма. Почему до сих пор мировое сообщество не призывает к коллективной ответственности за теракты исламистские религиозные движения и политические режимы радикального толка? Неужели европейские лидеры не осознают, что безграничная толерантность не отвечает новым требованиям безопасности современного мира?
Не будет преувеличением сказать, что миграционная политика стран ЕС теперь уже не просто неэффективна, а по-настоящему опасна для жизни граждан союза. Подчеркнуто замкнутые анклавы мигрантов, сформировавшиеся за счет прибывающих из стран Ближнего Востока и Северной Африки «беженцев», формируют в Европе «новую нормальность», вступающую в острое противоречие с нормами, укладом и правами всего цивилизованного мира. Граждане стран ЕС и России, в независимости от национальности и вероисповедания, едины во мнении, что нам требуется покончить с террором на всех континентах. Как нам это сделать? И почему все попытки решить эту проблему вот уже на протяжении ряда лет терпят решительное поражение на всех направлениях?
«Европа находится в состоянии войны», — заявил Премьер министр Франции, Мануэль Вальс. Итак, объявлена война нашим ценностям и свободам. Эту войну мы не можем проиграть, и в то же время мы обязаны вести ее, опираясь на нормы международного права.
А между тем, до сих пор так и не создана единая международная антитеррористическая коалиция во главе с Россией, США, Англией и Францией. Коалиция, которая была бы способна проводить масштабные антитеррористические операции, наносить ответный удар по инфраструктуре террористов, включая тех, кто их поддерживает и финансирует (вспомним – создание такой коалиции не произошло и после терактов в Париже, несмотря на все усилия дипломатического корпуса Французской республики)
Какие же решительные шаги необходимы в первую очередь сегодня?
Во-первых, великим державам следует публично признать, что борьба с террором в современных реалиях невозможна без противостояния радикальному исламизму во всех его проявлениях, будь то исламские религиозные движения или политические режимы салафитского ваххабитского толка. Во-вторых, европейским политикам пора осознать, что конъюнктурные электоральные интересы и межпартийная борьба вместо реальных дел несовместимы с эффективной борьбой с терроризмом.
Неправительственные организации, такие как Европейский еврейский конгресс, крайне обеспокоены заявлениями чиновников отдельных стран ЕС и некоторых депутатов Европарламента, в которых содержится либо открытое поощрение, либо, наоборот, демонстративное замалчивание проблемы роста радикального исламизма в мире. Не может не вызывать тревогу и попытки фальсификации истории, такие, например, как отрицание Холокоста. Иллюстрацией этому могут служить не выдерживающие никакой критики заявления главы МИД Швеции Маргот Вальстрём, которая связала теракты, устроенные боевиками "Исламского государства" в Париже с неудачей переговоров по ближневосточному мирному урегулированию.
Перефразируя известного мыслителя, подчеркну, что эта война началась не по нашей воле, и не сможет закончиться лишь по нашему желанию.
Пришло время говорить правду и действовать сообща.