Третий месяц подряд реальная денежная масса (денежный агрегат М2, скорректированный на инфляцию) растёт, подтверждая тем самым, что падение экономики, по сути, прекратилось (см. «Дано или не дано?», «Эксперт» №5, 2016 и «Макроэкономика: выход из кризиса приближается», Эксперт №14, 2016). Пресловутое "дно" кризиса, от которого так долго мечтал оттолкнуться министр экономики Алексей Улюкаев, наконец-то нащупано.
Однако оттолкнулась ото дна российская экономика как-то вяло. Настоящий рост экономики начнётся, когда начнут расти инвестиции в основной капитал. А для этого прирост реальной денежной массы должен достигать 20% и выше. В противном случае Россия, подобно Японии четверть века назад, рискует на десятилетия увязнуть в трясине стагнации.
Количество денег в экономике растёт
Центробанк опубликовал данные по денежной массе на 1 апреля 2016 года. Она составила 35,4 триллиона рублей, что на 12% выше аналогичного уровня прошлого года. Корректировка на уровень инфляции показала, что реальная денежная масса выросла на 4,4%. Это значит, что в ближайшее время (если ЦБ и Минфин не совершат критически опасных ошибок в денежно-кредитной политике) статистики зафиксирую и рост ВВП.
Однако рост этот будет столь мизерным, что широкая публика его никаким боком не почувствует. По-настоящему ускориться российской экономике пока не дают. Говоря образно, сигнал светофора экономической политики властей сменился с красного на жёлтый. А для полноценного роста экономике нужен зелёный свет, иначе говоря, нужен рост инвестиций. Для этого мало прекратить денежное сжатие (это ЦБ, слава Богу, уже сделал), нужно обеспечить темпы прироста денежной массы в реальном выражении на 20 и более процентов (график 1).
График 1. Для роста инвестиций Центробанку необходимо обеспечить прирост денежной массы на 20% и более.

Как видно из диаграммы, при выходе из предыдущего кризиса (2009 года) необходимая для прироста инвестиций планка 20% прироста реальной денежной массы была достигнута уже на второй месяц после возобновления её роста. 1 января 2010 года реальная денежная масса впервые после кризиса показала рост, а уже 1 февраля её рост составлял 21% (!).
В этот же раз - всё иначе. Реальная денежная масса растёт третий месяц, но темпы её прироста составили жалкие 0,9%, 2,4% и 4,4%. У ЦБ есть множество возможностей эту ситуацию исправить. И при правильных действиях денежных властей экономика быстро выйдет из неуютного положения stand-by, на который сетуют и министр экономического развития Алексей Улюкаев, и премьер-министр Дмитрий Медведев.
Если же Центробанк не решится предпринять необходимые меры, то Российская экономика действительно может застрять в положении «ни войны, ни мира - ни роста, ни падения» на многие годы. В Японии такая ситуация продолжается (и по той же самой причине – из-за нерешительности и/или бездействия Банка Японии) уже десятилетия. Их уже прозвали «потерянными (для Японии) десятилетиями». Россия, в отличие от Японии, себе такую роскошь как потерянные десятилетия позволить не может.