Деофшоризацию российского бизнеса продолжит законопроект, внесенный накануне в Госдуму и поддержанный правительством. Вывод части доходов компаний РФ из оффшорных юрисдикций способствует улучшению делового климата и качества корпоративного управления, но может осушить главный источник инвестиций и стать дополнительным тормозом экономического роста, предупреждают эксперты
Правительство поддержало законопроект о деофшоризации, которым вносятся поправки в Налоговый кодекс в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций. Смысл документа в том, чтобы физические лица, которые уходят в офшорную юрисдикцию напрямую или через создание иностранной компании и там держат капиталы, не попадали под действие договоров о двойном налогообложении и платили налоги в России. Инициатива, направленная на создание действенного механизма пресечения использования низконалоговых юрисдикций с целью создания необоснованных преференций и получения необоснованной налоговой выгоды, была внесена депутатами Госдумы из разных фракций 22 октября.
Согласно законопроекту к «контролируемым иностранным компаниям» будут относиться иностранные организации, не признаваемые налоговыми резидентами РФ, а также корпоративные образования или структуры, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица. «Контролирующим лицом» иностранной организации предлагается признавать физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации превышает 25% либо доля участия которого в организации (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) больше 10%, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации (для физических лиц - включая супругов и несовершеннолетних детей) превышает 50%.Документом предусматриваются условия, при выполнении которых иностранная организация не признается контролируемой, в частности, если эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) иностранной организации, определяемая по итогам периода, за который в соответствии с личным законом такой организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не меньше 75% средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций.
Как отмечается в заключении правительства, «в целях сохранения уровня конкурентоспособности российских компаний за рубежом полагаем целесообразным дополнительно проработать вопросы увеличения доли участия лица в иностранной организации для признания его контролирующим, а также снижения критерия эффективной налоговой ставки для непризнания организации контролируемой». «Полагаем, что меры, предусмотренные законопроектом, будут способствовать пресечению использования низконалоговых юрисдикций для получения необоснованной налоговой выгоды, а также позволят осуществлять налогообложение нераспределенной прибыли контролируемых иностранных компаний», - подчеркивают в кабмине.
Закон о деофшоризации будет отвечать интересам бизнеса и экономики страны, уверен премьер-министр Дмитрий Медведев. «Модель, которую, в конечном счете, предложим, приемлема и для экономики, и для представителей бизнеса», - заявлял он на встрече с предпринимателями в сентябре.
Напомним: президент Владимир Путин поручил правительству в декабре 2012 года создать систему по выводу российских активов из офшоров и внести соответствующие комплексные предложения по вопросу деофшоризации отечественной экономики. Он привел в пример оценки некоторых экспертов, согласно которым 9 из 10 сделок, заключенных крупными российскими компаниями, включая компании с госучастием, не регулируются отечественными законами. По мнению специалистов, отреагировавших на инициативу Путина, сделки совершаются в офшорной зоне в большей степени из-за существующих в них налоговых послаблений. Такого мнения придерживается, в частности, глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин, заметивший также, что российским компаниям удобней проводить сделки с иностранными партнерами в английском праве.
Офшоры в российской экономике - это, наверное, единственная нерешенная проблема в современной России, которая досталась нам от 90-х годов, замечает директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев. «Масштабы офшоризации до сих пор впечатляют, бизнес в офшоры стали переводить не только частные, но и государственные компании, через офшоры работают многие инвесторы на российском рынке акций. В результате в большинстве случаев официальная структура капитала российских компаний не отражает реального положения дел. В ней нельзя найти ни одного реального собственника, если только это не правительство. В 2012 году через офшоры или полуофшоры прошли российские товары общей стоимостью $111 млрд, что составляет пятую часть экспорта России», - констатирует он и добавляет, что полностью решить проблему офшоров в рамках капиталистической экономической системы нельзя. «Чтобы их ликвидировать окончательно, надо повторить революцию 1917 года и провести полную национализацию промышленности. Об этом сейчас всерьез мечтают лишь дремучие коммунисты. Вместе с тем, можно загнать офшорную экономику в разумные рамки. Проблема, как всегда, в государственной воле, а она была озвучена. Государство - основной акционер большинства наших крупных корпораций, плюс бизнес многих компаний зависит от госзаказов, закупок и т. д. Почти все наши компании сильно зависят от кредитов государственных финансовых институтов: Сбербанка, ВТБ, ВЭБа и т. д.», - напоминает он.
По мнению Александра Разуваева, вывод части доходов российских компаний из оффшорных юрисдикций соответствует интересам миноритарных акционеров, способствуя улучшению делового климата и качества корпоративного управления.
То, что сейчас классифицируется как отток капитала, во многом - эффект офшоризации, считает глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев. По его мнению, для реализации поручения президента важно создать необходимые условия, внести изменения в законы, которые позволят инвесторам чувствовать себя комфортно в России.
В начале 2013 года Минэкономразвития предложило правительству бороться с офшорами путем включения в налогооблагаемую базу российских компаний прибыли их иностранных «дочек». По мнению представителей ведомства, прямолинейное использование офшорных компаний для аккумулирования зарубежного дохода не позволит их владельцам избежать налогообложения этого дохода в РФ. Иными словами, это должно стимулировать российский бизнес к возвращению из офшоров в национальную юрисдикцию РФ. 13 июня 2013 года Владимир Путин заявил, что Россия предлагает заключать двусторонние соглашения с офшорными и низконалоговыми юрисдикциями в качестве одной из мер деофшоризации экономики. Глава государства заметил, что борьба с уходом от налогов через офшоры - сложная и трудоемкая задача.
Кампания по борьбе с офшорами в России - самое серьезное наступление на «серую» экономику за последние годы, которая может дать дополнительные 150-200 млрд рублей в бюджет в качестве налоговых поступлений, считает главный экономист Bank of America Merrill Lynch по России и СНГ Владимир Осаковский. «Существенная офшоризация и сопутствующий ей высокий отток капитала представляют собой ключевые характеристики российской экономики. Они являются естественным и относительно легким объектом приложения фискальных усилий правительства. Мы предполагаем, что от объявленной кампании правительство может получить $5-6 млрд в год в виде дополнительных налоговых поступлений. Список мероприятий направлен в основном на воздействие на поток дивидендных выплат. Мы находим подобный подход разумным, потому что именно эти выплаты наиболее часто используются для снижения налоговой нагрузки компаниями и частными лицами», - напоминает он.
Вместе с тем, по его словам, такое нетто увеличение налогообложения российской индустрии еще больше подточит внутренний спрос на инвестиции и станет дополнительным тормозом экономического роста. «По состоянию на конец третьего квартала 2013 года 47,9% иностранных инвестиций в российскую экономику пришло с Кипра, Нидерландов и Люксембурга. Большая часть этих инвестиций, скорее всего, представляет реинвестированный российский капитал. А на вышеупомянутые три страны плюс Виргинские острова приходится почти 70% инвестиций, идущих из России.
Принимая во внимание такое серьезное превалирование денег из офшоров в иностранных инвестициях в Россию, попытки обложить налогом дивидендные потоки из офшоров и в офшоры будут представлять собой самую эффективную меру добраться до российского капитала, находящегося за границей. Хотя объявленные мероприятия вполне возможно сократят использование офшоров российскими компаниями и физлицами, а также увеличат налоговые поступления, мы ожидаем, что отток капитала, который провоцируется плохим российским инвестиционным климатом, скорее всего, сохранится.
На наш взгляд, кампания по деофшоризации экономики - в конечном счете, негативное событие для внутреннего инвестиционного спроса. Эти меры приведут к усилению налогообложения российского корпоративного сектора, уменьшая доходность различных секторов экономики и, таким образом, осушая главный источник инвестиций», - считает эксперт.
Хотя в Bank of America Merrill Lynch признают, что возможное снижение оттока капитала из страны должно быть хотя бы частично перенаправлено на внутренние инвестиции, Владимир Осаковский также ожидает, что инвестиции уменьшатся из-за того, что уменьшится поток иностранных инвестиций, связанных с российскими компаниями, из офшорных зон. «Таким образом, появляются дополнительные риски, которые могут помешать даже 2% росту инвестиций в 2014 году», - резюмирует он.