Подписаться RSS 2.0 |  Реклама на портале
Контакты  |  Статистика  |  Обратная связь
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
   Чужой компьютер
  • Напомнить пароль?


    Навигация


    Важные темы

    Начинается вой и требование к России открыть вывоз из Украины зерна через порты. Вранье 1. Общий


    Подавляющему большинству россиян уже окончательно понятно, что война, во всей её совокупности,


    Мы – военная империя. Так всегда было и так всегда будет. Этот факт надо просто принять как


    Операция Z - первый залп титанической борьбы: спустя три десятилетия после падения СССР и 77 лет


    Встретился очередной ролик со Скоттом Риттером — американским военным экспертом. И в этом интервью


    Реклама






    Добавить новость в:




    » Военно-промышленная интеграция стран Европейского союза (2010)

    | 27 октябрь 2014 | Армия и конфликты |

    Полковник М. Коробов

    Возрастание роли объединенной Европы в мире является одной из основополагающих целей Европейского союза. Решение этой задачи неизбежно потребовало от ЕС активизации участия в урегулировании международных кризисов, в том числе путем применения контингентов вооруженных сил за пределами континента, что, в свою очередь, привело к существенному возрастанию военной составляющей в деятельности Евросоюза.

    При этом выяснилось, что вооруженные силы европейских стран, для которых в течение десятилетий главная задача заключалась в обеспечении готовности к участию в глобальной войне, мало приспособлены к проведению длительных миротворческих операций в составе международных контингентов на большом удалении от мест постоянного базирования.

    В таких условиях перед руководством ЕС встала задача по совершенствованию европейского военного потенциала прежде всего в интересах развития возможностей, необходимых для эффективного участия в урегулировании международных конфликтов и кризисов. Одной из важных составных частей этих усилий стали меры по созданию единой европейской технологической и промышленной баш, а также по формированию европейского рынка вооружения и военной техники (ВВТ).

    Современное состояние европейской оборонной промышленности обусловлено рядом взаимозависимых факторов, которые зачастую оказывают противоположно направленное влияние на тенденции развития ВПК европейских стран, в том числе на проходящие в них интеграционные процессы.

    Во-первых, основа военно-экономического потенциала объединенной Европы сосредоточена в четырех наиболее развитых государствах так называемой "Большой четверки" - Германии, Франции, Великобритании и Италии. Эти страны обладают значительными производственными мощностями, передовыми технологическими наработками, высококвалифицированным персоналом. Имея устоявшиеся традиции и культуру военного производства, они нередко отдают предпочтение национальному производителю, тем самым стремясь сохранить хотя бы частичный суверенитет в обеспечении своих ВС.

    Во-вторых, современный ВПК европейских стран сформировался в условиях их активного участия на протяжении длительного времени в глобальном противостоянии двух систем. Это выразилось в первую очередь в направленности военного производства и большинства текущих военных программ на обеспечение потребностей ВС в условиях противоборства двух мощных военно-политических блоков. Кроме того, данный фактор в немалой степени определяет традиционно важную роль евроатлантической солидарности в направленности и активности интеграционных процессов в европейском ВПК.

    В-третьих, большое влияние на современный облик военной промышленности стран Европы оказали изменения на мировой арене, происходящие с начала 1990-х годов. Следствием этого стало сокращение численного состава ВС европейских стран, возникновение перед ними новых задач резкое сокращение финансирования оборонных программ, уменьшение объема закупок и образование избыточных мощностей военной промышленности, а также наметившееся технологическое отставание от США.

    И наконец, в последние годы развитие европейского ВПК происходило под влиянием расширения и укрепления Европейского союза, связанного с этим преобладания интеграционных тенденций в различных областях, а также существенного усиления политической роли объединенной Европы.

    С 90-х годов прошлого столетия в силу ряда причин, прежде всего экономического характера, крупнейшие европейские производители вооружений были вынуждены включиться в процессы консолидации мирового и европейского военно-промышленных комплексов. При этом главными формами интеграции стали проходившие под контролем национальных правительств слияния и поглощения компаний, действующих в оборонном секторе промышленности.

    В результате сегодня на рынке ВВТ Европы доминируют четыре крупные промышленные группы, которые, несмотря на свой многонациональный характер, в конечном итоге представляют все ту же "Большую четверку": британская "БАэ системз", ЕАДС (в ней основной капитал представлен Германией и Францией), французская "Талес", а также итальянская "Финмекканика".

    Эти корпорации входят в десятку крупнейших мировых производителей оружия и участвуют в выпуске практически всего спектра ВВТ. Европейскими оборонными компаниями выполняются такие крупные совместные программы, как создание многоцелевого истребителя "Еврофайтер" (одноименный концерн с участием ЕАДС, "БАэ системз" и "Финмекканика"), военно-транспортного самолета А.400М (входящая в ЕАДС компания "Эрбас"), многоцелевого вертолета NH90 (концерн с участием ЕАДС и "Финмекканика"), ударного вертолета "Тигр" (ЕАДС). Объединенная европейская ракетная компания МБДА, образованная с привлечением капиталов "БАэ системз", ЕАДС и "Финмекканика", вышла на первое место в мире по производству ракетного вооружения.

    Интеграция военного производства позволяет за счет объединения внутренних рынков существенно увеличить серийность, поднять эффективность и рентабельность производства. Благодаря совместным НИОКР удается улучшить тактико-технические и эксплуатационные характеристики вооружения и военной техники, обеспечить разработку и внедрение передовых технологий и тем самым повысить конкурентоспособность выпускаемых ВВТ.

    Объединение в ходе реализации программы "Еврофайтер" внутренних рынков боевых самолетов Великобритании, Германии. Италии и 11спании позволило не только существенно увеличить объемы продаж, но и ограничить экспансию американских аэрокосмических корпораций на европейский рынок. В условиях значительного обострения конкурентной борьбы программы лицензионного производства, совместной разработки и выпуска авиационной техники все активнее используются для усиления позиций на внешнем рынке.

    Таким образом, к настоящему времени европейский ВПК, особенно его авиационный и ракетно-космический сектора, уже в существенной степени интегрированы, за счет чего удалось достичь значительной концентрации финансовых ресурсов, технологического и научно-исследовательского потенциала, а также экономии, связанной с расширением масштабов производства.
    Тем не менее достигнутые результаты, как по оценке западных специалистов, так и по высказываниям политических лидеров европейских стран, не являются оптимальными, и военная промышленность остается одной из наименее интегрированных и регулируемых областей европейской экономики.

    Несмотря на наличие немалого количества трансграничных проектов различных военно-промышленных компаний, фактически продолжают существовать отдельные национальные военно-промышленные комплексы европейских стран, к тому же зачастую окруженные различного рода протекционистскими барьерами.

    В настоящее время в Европе одновременно реализуются более 20 программ разработки бронетанковой техники, пять - ракет класса "воздух - земля", три проекта создания боевых самолетов, шесть программ строительства ударных подводных лодок.

    Из 41 крупной (стоимостью более 1 млрд евро) программы создания ВВТ с привлечением европейских компаний только в шести участвуют четыре или более стран (самолет-истребитель "Еврофайтер". военно-транспортный самолет А.400М, многоцелевой вертолет NH90, ракеты "Метеор" и ИРИС-Т класса "воздух - воздух"), а 30 программ (более 70 %) реализуются самостоятельно только одной страной1.

    На практике существенный ущерб наиболее полной реализации всех выгод военно-промышленной интеграции наносит фактическая добровольность действующих в ЕС обязательств в области производства и закупок продукции военного назначения. Такое положение сложилось из-за того, что согласно статье 296 Договора об учреждении Европейского сообщества "любое государство-участник может принимать такие меры, которые оно считает необходимыми для защиты важных интересов своей безопасности и которые связаны с производством или торговлей оружием, боеприпасами и военными материалами". Благодаря расширенному толкованию этой статьи продукция военного назначения нередко выводится из-под обязательств, принятых в Евросоюзе. Фактически страны ЕС лишь частично передали свои полномочия в сфере военной промышленности общеевропейским институтам, и закупки ВВТ в Европе остаются объектами государственного протекционизма, что влияет на ход и итоги конкурентной борьбы между компаниями.

    В результате, по оценкам руководства ЕС, за последние годы менее половины закупок оборонного характера было произведено в соответствии с нормами Евросоюза, касающимися внутреннего рынка. В большинстве же случаев под прикрытием статьи 296 военные поставки осуществлялись на национальной основе2.

    Реализация совместных проектов нередко затруднена различными требованиями их участников к спецификациям разрабатываемых ВВТ. В итоге нередки случаи закрытия программ на начальной стадии или существенного сокращения их масштабов. Иногда после выполнения "совместных" программ выпускается целый комплекс национальных версий разрабатываемой техники, что значительно повышает ее стоимость. Кроме того, объединение инвестиций нескольких стран усиливает вероятность возникновения финансовых трудностей, когда выход одного из участников из проекта может привести к его закрытию из-за недостатка средств.

    По оценкам зарубежных специалистов, существенное негативное влияние на процесс европейской военно-промышленной интеграции оказывает также преобладание принципа "справедливой экономической выгоды", когда доходы от реализации совместных программ распределяются в соответствии с объемом национальных заказов, что фактически выливается в поддержку национальной промышленности, а не в создание единой военно-промышленной базы. В результате, например, окончательная сборка самолетов "Еврофайтер" производится на четырех заводах четырех стран - участниц проекта.

    Организационная структура Европейского оборонного агентства

    Таким образом, задача создания действительно единой европейской военно-промышленной базы продолжает оставаться актуальной по настоящее время.

    В этих условиях руководство Евросоюза принимает активные меры по реформированию военной промышленности, продвижению в ней интеграционных и кооперационных процессов.

    В качестве основного инструмента формирования единого европейского ВПК выступает Европейское оборонное агентство (ЕОА)(European Defence Agency - EDA), которое было образовано в 2004 году с целью оказания поддержки Совету ЕС и странам - членам Евросоюза в их усилиях по совершенствованию оборонного потенциала в области кризисного реагирования и претворению в жизнь европейской политики в области безопасности и обороны3.

    На ЕОА возложены четыре основные задачи:
    - развитие военного потенциала ЕС в интересах кризисного реагирования;
    - продвижение европейской кооперации в сфере вооружений;
    - укрепление европейской военной-технологической и промышленной базы и создание европейского рынка ВВТ;
    - повышение эффективности военных исследований и технологических разработок.

    Руководство ЕС рассматривает ЕОА прежде всего как координирующее звено и связующую структуру, способную определять первостепенные потребности вооруженных сил стран - членов ЕС, а также обладающую возможностями для координации и оптимизации их усилий по удовлетворению этих потребностей. Причем речь идет главным образом не о мероприятиях административного характера, а о совокупности разъяснительных и побудительных мер, нацеленных на повышение эффективности и конкурентоспособности европейской военной промышленности.

    Агентство стремится выработать системный и ясный подход к пониманию странами-участницами европейской политики в области безопасности и обороны, определить новые формы военно-технического сотрудничества в Европе, дать четкое представление о перспективных требованиях к ВВТ и в итоге создать условия для формирования единого ВПК и рынка вооружений.
    По словам министра обороны Франции Э. Морена, ЕОА должно стать своего рода "инкубатором перспективных совместных проектов по созданию ВВТ, которые должны в будущем составлять все более возрастающую долю в оснащении европейских вооруженных сил"4.

    Штаб-квартира Европейского оборонного агентства находится в Брюсселе. В его работе принимают участие 26 государств Евросоюза (все, за исключением Дании). Кроме того, в ряде проектов задействованы страны, не являющиеся членами ЕС (например. Норвегия). Общее руководство деятельности ЕОА осуществляет Совет Европейского союза.

    Общие направления деятельности ЕОА определяет руководящий совет, в который входят министры обороны стран, участвующих в работе агентства. Заседания совета проводятся дважды в год. Непосредственное руководство деятельностью ЕОА осуществляет административный совет, возглавляемый исполнительным директором. В состав совета входят представители национальных директоратов МО по вооружениям и военно-промышленного комплекса стран - членов ЕС.

    Пост исполнительного директора занимает бывший начальник управления вооружений министерства обороны Германии А. Вайс.
    В 2005 году ЕОА приняло на себя основные функции Западноевропейской группы по вооружениям. Свою деятельность по реформированию BПК оно осуществляет в контакте с другими европейскими промышленными и военно-промышленными организациями - Ассоциацией аэрокосмической и оборонной промышленности Европы, Европейской комиссией по делам предпринимательства и промышленности, Европейской ассамблеей по вопросам безопасности и обороны.

    Решается вопрос о налаживании регулярного взаимодействия с соответствующими структурами Североатлантического союза. Предполагается, что в первую очередь ими станут главное командование трансформации ОВС НАТО и агентство НАТО по консультациям, командованию и управлению, с которыми будут координироваться наиболее актуальные проблемы развития оборонного потенциала ЕС и определения приоритетных военно-промышленных мощностей Европы.

    Руководство ЕС уделяет особое внимание отработке оптимального механизма сотрудничества между ЕОА и Организацией по кооперации в сфере вооружений (OCCAR)5. Например, предлагается, чтобы OCCAR стала своего рода органом ЕОА по координации разработки конкретных европейских военных программ, выполняемых в кооперации. В развитие этого направления совместной деятельности в декабре 2008 года был подписан контракт о привлечении OCCAR к руководству проектом ЕОА по разработке системы закрытой радиосвязи на программной основе, который предусматривает создание совместного предприятия с участием промышленных компании из шести стран ЕС.

    Бюджет ЕОА на 2009 год составляет около 30 млн евро. Выделенные средства расходуются в основном на содержание персонала и материально-техническое обеспечение. В то же время значительная часть бюджета (до 8 млн евро) выделяется на так называемые оперативные проекты и исследования, в рамках которых среди прочих изучаются многие концептуальные вопросы оптимизации интеграционных процессов в европейской военной промышленности. Например, в 2007 году были профинансированы работы по таким тематикам, как "Улучшение взаимопонимания и компетентности среди участников совместных программ", "Как измерить сильные и слабые стороны оборонных технологий и промышленности Европы", "Развитие системы показателей для военного потенциала".

    Практическая деятельность агентства осуществляется по четырем взаимосвязанным направлениям, определенным его главными задачами, и основана на "Плане развития потенциала" и трех так называемых стратегиях - европейского сотрудничества в области вооружений; европейской оборонной технологической и промышленной базы; европейских оборонных научных исследований и технологических разработок, также получивших документальное оформление. Особенностью всех этих документов является то. что они имеют рабочий характер и в агентстве постоянно ведется работа по их уточнению и дополнению.

    "План развития потенциала", принятый в июле 2008 года, фактически выступает в качестве главного инструмента для всей деятельности ЕОА. В этом контексте реформирование европейской военной промышленности рассматривается руководством агентства как важная промежуточная цель на пути к повышению военного потенциала ЕС.

    Основное содержание данного документа составляют согласованные странами-участницами приоритеты в дальнейшем развитии собственно военного потенциала объединенной Европы как на ближайшую (до 2010 года), так и на последующую (до 2020-го) перспективу. Одновременно он дает руководству европейской промышленности представление о ключевых направлениях инвестиций в будущем.

    Исходя из его содержания, ЕОА предполагает уделять первостепенное внимание таким отраслям, как радиоэлектронная (особенно в связи с разработкой концепции "Комплексные сетевые возможности" и созданием радиостанций на программной основе), авиационная (в первую очередь в интересах расширения вертолетного парка и развития БЛА) и ракетно-космическая (развитие космических систем видовой разведки). Кроме того, большое значение придается созданию комплекса средств защиты личного состава (включая защиту от ОМП, самодельных взрывных устройств и снайперского огня), а также системы защиты кораблей от морских мин и защите летательных аппаратов от ПЗРК.

    Деятельность ЕОА по управлению интеграционными процессами в военной промышленности наиболее детально рассмотрена в "Стратегии европейской оборонной технологической и промышленной базы", которая была утверждена на заседании руководящего совета в мае 2007 года.

    В документе, в частности, указывается на необходимость внесения коренных изменений в управление "деловым аспектом" европейской оборонной политики. При этом признается, что формирование отвечающей современным требованиям военной промышленности на национальной основе не имеет перспектив. Создаваемый европейский ВПК должен обладать новыми качествами, а не просто являться суммой своих национальных составных частей.

    С учетом этого формулируются следующие основные требования, предъявляемые к будущей европейской оборонной технологической и промышленной базе:
    - ориентированность на реальные потребности вооруженных сил будущего с одновременным обеспечением необходимого уровня европейского и национального военного суверенитета;
    - компетентность, то есть способность в короткие сроки реализовать в своей продукции наиболее передовые технологии;
    - конкурентоспособность как в Европе, так и за ее пределами.

    Кроме того, руководители европейских военных ведомств в перспективе видят оборонную промышленность ЕС более интегрированной, лишенной дублирования, взаимозависимой и специализированной, тесно связанной с гражданскими отраслями, в меньшей степени зависящей от импортных технологий. Особо указывается на важность связей с США и другими странами для развития европейской оборонной индустрии.

    В стратегии подчеркивается особая роль на рынке вооружений национальных правительств, которые, устанавливая правила его функционирования, одновременно выступают в качестве основных заказчиков и инвесторов.

    С учетом этого формулируются рекомендации правительствам стран - членов ЕС. Им, в частности, предлагается в первую очередь расставить приоритеты, то есть определить, что потребуется от военной промышленности в перспективе, и выделить ключевые промышленные мощности, которые предстоит развивать в Европе. Кроме того, рекомендуется согласовать потребности национальных вооруженных сил стран Евросоюза, увеличить и реструктурировать средства, выделяемые на военные нужды, обеспечить безопасность и упростить порядок поставок ВВТ в пределах ЕС, а также развивать конкуренцию и сотрудничество в европейской оборонной промышленности.

    С момента своего создания ЕОА активно подключилось к работе по ряду направлений военно-технического сотрудничества между европейскими государствами, последовательно расширяя спектр своей деятельности.

    Разработаны и приняты три документа: "Кодекс поведения в сфере торговли вооружением" (2005), "Кодекс честной деятельности при осуществлении военных поставок" (2006) и "Кодекс честной деятельности при заключении офсетных контрактов" (2008), которые, несмотря на свой добровольный характер, стали своеобразной нормативной базой для всего процесса разработки, производства и поставок новых образцов ВВТ. Они регулируют механизмы заключения крупных сделок по государственным оборонным заказам, а также облегчают доступ средних и малых предприятий на общеевропейский рынок вооружения.

    В соответствии с этими документами в сети Интернет был открыт общедоступный сайт - так называемый электронный форум ЕОА, где размещается информация о тендерах на закупку ВВТ, стоимость которых превышает 1 млн евро. За период его функционирования с июля 2006 года на портале было опубликовано около 400 тендерных предложений общей стоимостью более 10 млрд евро. Только в течение 2007 года при помощи системы было заключено 60 контрактов общей стоимостью 616 млн евро.

    Агентство исходит из того, что в сложившихся условиях международной обстановки страны ЕС не станут прибегать к сколько-нибудь существенному увеличению своих военных бюджетов, поэтому значительные усилия прилагаются для изменения структуры их оборонных расходов. В ноябре 2007 года были утверждены следующие четыре эталонных показателя национальных военных бюджетов:
    - расходы на закупки ВВТ (данная статья включает ассигнования на НИОКР) - не менее 20 % военного бюджета (в 2007-м этот показатель уже составил 20,5 %);
    - расходы на закупки ВВТ совместного производства - не менее 35 % всех связанных с закупками ВВТ (в 2007-м - около 20 %);
    - расходы на научные исследования и технологические разработки (часть затрат на НИОКР, направленная на создание технологической базы) - не менее 2 % военного бюджета (в 2007-м 1,2 %);
    - расходы на совместные научные исследования и технологические разработки - не менее 20 % всех затрат по данной статье (в 2007-м - 13,3 %).

    Схема деятельности ЕОА

    Предполагается, что выход на такие уровни расходов (которые, как и большинство норм ЕС, касающихся вопросов обороны, являются добровольными) позволит существенно увеличить долю совместных программ по разработке и производству ВВТ. Работа в этом направлении находится на самом начальном этапе, тем не менее уже в 2007 году был отмечен значительный рост доли расходов на совместные научные исследования и технолог ические разработки (с 9,6 % в 2006-м до 13.3 % в 2007-м). В то же время отмечается некоторое снижение (на 1,6 %) общего объема расходов по данной статье.

    Основным способом практической работы по продвижению интеграции в европейской оборонной промышленности и НИОКР стала реализация так называемых совместных инвестиционных программ (JIP - Joint Investment Program), в рамках которых создаются консорциумы для реализации конкретных проектов.

    В качестве пилотной с мая 2007 года осуществляется программа по разработке комплекса универсальных средств защиты личного состава на поле боя "Форс протэкшн" ("Force Protections 35 млн евро, участвуют 20 стран). К настоящему времени подписаны восемь контрактов, начата практическая реализация трех из них: "Шлем и средства индивидуальной защиты" (консорциум из восьми компаний во главе с итальянской "Галилео авиони-ка"), "Средства устойчивой радиосвязи для использования при проведении операций в городских условиях" (консорциум из 13 фирм во главе с французским концерном "Талес") и "Лазер большой мощности для борьбы с воздушными целями" (консорциум из шести компаний во главе с немецкой LFK).

    Степень проработки проектов варьируется от создания демонстрационных образцов и моделей до организации серийного выпуска готовых изделий.

    В дальнейшем европейские страны предполагают предпринять значительные усилия в разработке и производстве новых ВВТ. а также рассмотреть потенциальные возможности сотрудничества в сфере обслуживания и последующей модернизации техники.

    Однако в практической работе по реализации своих инициатив руководство ЕОА сталкивается с немалыми трудностями прежде всего из-за отсутствия единых подходов европейских государств к деятельности этой структуры.

    Некоторые страны, в первую очередь Великобритания, продолжают настороженно относиться как к идее расширения полномочий агентства, так и к попыткам создания общеевропейского ВПК в отрыве от трансатлантических союзников по НАТО. При рассмотрении нового бюджета ЕОА британская делегация практически блокировала идею принятия трехлетнего плана финансирования что, по мнению руководства агентства, в последующем существенно затруднит процессы планирования и дальнейшего расширения его деятельности.

    Эффективность и значимость пилотной программы ЕОА по разработке комплекса универсальных средств защиты личного состава на поле боя были в большой степени снижены из-за отказа Великобритании присоединиться к ней.

    При закупках ВВТ. решении вопросов материально-технического обеспечения и военного строительства оборонные ведомства ряда стран ЕС продолжают полагаться в первую очередь на национальных поставщиков и субподрядчиков. Даже в ходе проведения открытых конкурсов на электронном форуме ЕОА в 75 % случаев предпочтение отдается компаниям из тех же стран, которые организовали тендер. По признанию руководства агентства, практика предложения "трансграничных заявок" с приглашением военно-промышленных фирм из других государств ЕС так и не получила широкого распространения.

    Таким образом, к настоящему времени работа по военно-промышленной интеграции в Европейском союзе находится в своей начальной стадии. В рамках общих усилий, направленных на наращивание возможностей объединенной Европы по участию в урегулировании международных кризисов, принимаются активные, целенаправленные и научно обоснованные комплексные меры по совершенствованию интеграционных процессов в военной промышленности.

    При этом основной формой объединения мощностей европейских кампаний является создание многонациональных консорциумов для реализации конкретных проектов. В качестве необходимых условий да.1ьнейшего развития европейского ВПК рассматриваются формирование единого европейского рынка вооружений и активизация совместных оборонных НИОКР.

    Конечной целью предпринимаемых руководством ЕС усилий является формирование европейской оборонной технологической и промышленной базы, которая в перспективе приведет к существенным изменениям в индустриальном ландшафте Европы и будет способна не только полностью удовлетворять потребности военных компонентов Евросоюза, но также играть важную роль в укреплении и развитии военного потенциала НАТО.

    1 Источник: Международный институт стратегических исследований, "Европейский военный потенциал: строительство вооруженных сил для современных операций", Лондон, 2008.

    2 Европейское оборонное агентство, "Стратегия европейской оборонной технологической и промышленной базы", 14 мая 2007 г.. п. 10.

    3 Европейская политика в области безопасности и обороны военная составляющая так называемом "второй опоры" Европейского союза - Общей внешней политики и политики в области безопасности ЕС (ОВПБ)

    4 Э. Морен. "Новый старт европейской обороны". "Бюллетень ЕОА". № 9, июль 2008 г.

    5 Основана в 1996 году, занимается управлением совместными военными программами стран-участниц. В настоящее время ее членами являются Германия, Франция, Италия, Великобритания, Бельгия и Испания.


    Добавить новость в:





    Ключевые теги: Евросоюз

    Комментарии (0) | Распечатать | | Жалоба

    Источник: http://factmil.com/publ/strana/evrosojuz/voenno_promyshlennaja_integracija_stran_evropejskogo_sojuza_2010/125-1-0-462

    Голосовало: 0  


    Или через КИВИ кошелёк

     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

     

    » Добавление комментария
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Код:
    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
    Введите код:

     


    На портале



    Наш опрос
    Считаете ли вы, что возрождение монархии в России возможно




    Показать все опросы

    Облако тегов
    Австралия Австрия Азербайджан Аргентина Армения Афганистан Африка БРИКС Балканы Белоруссия Ближний Восток Болгария Бразилия Британия Ватикан Венгрия Венесуэла Германия Греция Грузия ЕАЭС Евросоюз Египет Израиль Индия Ирак Иран Испания Италия Казахстан Канада Киргизия Китай Корея Латинская Америка Ливия Мексика Молдавия НАТО Новороссия Норвегия ООН Пакистан Польша Прибалтика Приднестровье Румыния СССР США Саудовская Аравия Сербия Сирия Турция Узбекистан Украина Финляндия Франция Чехия Швеция Япония

    Реклама



    Фито Центр











    Популярные статьи

    Главная страница  |  Регистрация  |  Добавить новость  |  Новое на сайте  |  Статистика  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2014-2021 Politinform.SU Аналитика Факты Комментарии © 2021