Штурмовая авиация РФ: смена парадигмы?

Озадачило упоминание в новости Су-34 как замены не только Су-24, но и Су-25. Да, в 2.5 раза более тяжёлый «Утёнок» может почти всё, что может «Грач», плюс может много всякого другого, но он кратно дороже и требует двух пилотов вместо одного. Соотв., в ряде задач может сильно уступать старичку экономически, а война это экономика.

Полез разбираться что бы это значило. Вот какая получилась картина.

 

Начать следует с того, что конкретно и когда именно сказал главком ВКС. Сказано было в конце июня ( http://ria.ru/defense_safety/20160625/1451703150.html ) и сказано было следующее: "Этот самолет заменит Су-24, когда тот выработает свой установленный ресурс. Су-34 будет идти по программе как истребитель-бомбардировщик, и мы будем рассматривать его в перспективе как самолет штурмовой авиации" + "В будущем он, может быть, заменит и Су-25, и мы выйдем на одну линейку различных модификаций Су-34. Будет достигнута универсальность".

Т.е. не "заменит", а "возможно заменит". Определённости пока нет, решение ещё зависит от каких-то неизвестных. И не Су-34 в нынешнем виде, а какая-то модификация. Т.е. речь о постепенном отходе Су-34 каких-то нынешних ролей Су-25 и об унификации узлов, а не о создании единственного универсального инструмента (чем плохи такие инструменты все в курсе).

 

Далее. Когда «Грач» может быть лучше «Утёнка»? На ограниченном ТВД, при работе по разрозненным силам противника (напр., гонять бармалеев в горах) или в прямой поддержке наземных войск (напр., летать и карать близ штурмуемой очередной пальмиры). Т.е. там, где дальность и скорость Су-34 ни к чему, а большая грузоподъёмность не всегда пригодится.

В этих нишах «Грачи» конкурируют с вертолётами и дронами, а также, отчасти, с артиллерией. Причём: если у противника нет средств РЭБ, запрещающих работу дронов, то в штурмовой функции дроны выглядят значительно перспективнее остальных воздушных вариантов. Если же такие средства есть, то мы имеем дело не с рядовыми бандитами и, скорее всего, штурмовикам и вертолётам на таких ролях в район лучше также не соваться до подавления РЭБ и ПВО другими средствами, а после подавления первыми имеет смысл заходить именно дронам - на случай наличия невыявленной ПВО. Работа же на малых высотах на означенных ролях в любом случае под большим вопросом из-за ПЗРК. И получается, что когда «Грач» лучше «Утёнка», беспилотник лучше «Грача».

 

Едем дальше. Если от ПЗРК броня машину один чёрт не спасает, а при работе с высоты и подавно не актуальна, то зачем бронировали Су-34? (Су-25, напомню, создавался во времена, когда за каждым сраным камнем моджахеда со стингером ждать не приходилось.)

Ответ банален: выживание машины и не является основной целью бронирования. Бронирована в первую очередь кабина, фокус - выживание экипажа. См., напр., здесь: http://dokwar.ru/publ/vooruzhenie/aviacija_i_flot/su_34_frontovoj_bombar...

И в этом есть огромный смысл. Дело даже не в психологическом комфорте для пилотов, а в деньгах. Хороший пилот стоит как бы не дороже самой машины. Мало того, что нужно найти физиологически и психологически пригодного кандидата и много лет учить, так ведь помимо виртуальных тренажёров ему ещё и налёт на реальных боевых конях нужен. А это уже ресурс машин.

Таким образом, броню Су-34 следует рассматривать в одном флаконе с повышением комфортности кабины (практически уровень стратегов или гражданских авиалайнеров) и возможностью дозаправки в воздухе. Прямой замены 25-ых 34-ыми не предполагается, предполагается передача части функционала от "плотного" покрытия штурмовиками "разреженному" покрытию фронтовыми бомбардировщиками.

Роли же взывающие к локальному присутствию отдаются арте, КР, дронам и вертолётам, у всех из которых свои преимущества. Отдельно в этой связи отмечу, что в настоящее время активно проводится насыщение войск не только тяжёлыми ударными вертолётами типа Ка-52, но и Ми-8 различных модификаций - как транспортных, так и транспортно-боевых. Т.е. часть функционала «Грачей» уже сейчас отходит «летучей кавалерии», ещё более "дешёвой и сердитой".

 

Подытоживая. Боевые действия через призму энергии это череда разменов, в идеале - много меньшей энергии на много большую. И вся круговерть ТТХ и классов - про то, как доставлять и обменивать массы как можно более эффективно: отвесишь слишком мало - и выгодный обмен не состоится, отвесишь слишком много - он будет не так эффективен. Как следствие, происходит постоянный дрейф иерархий в попытке подогнать своих представителей разных уровней к чужим так, чтобы противнику было максимально неприятно. По техническим и экономическим причинам обычно дрейф этот плавный. Сейчас же, похоже, один существующий класс в силу развития технологий был окончательно затянут в соседние ветви древа, где оказался неактуальным промежуточным уровнем, и, как таковой, теперь выводится из структуры в пользу более тяжёлых и более лёгких.

Ждём новостей по нашим дронам, они должны расставить точки над i.

Су-34 никоим образом не заменит Су-25. У них принципиально разные ниши.

Разговоры эти мне напоминают американские хотелки заменить многофунциональным истребителем Ф-35 штурмовиков А-10...

От которых пока американская военщина отказалась. Но некоторым сильно хочется записать Ф-35 в самолеты непосредственной поддержки на поле боя...

Так и тут.

Будущее - за беспилотными штурмовиками, но те тоже будут не панацеей.

Ибо:

1) РЭБ со всеми вытекающими (в т.ч. перехват управления)

2) недостаточный сегодняшний технический уровень для замены летчика-штурмовика ИИ или камерами.

А самолет непосредственной поддержки нужен будет всегда, ИМХО.



Источник новости: http://aftershock.news




Оставить комментарий

Только зарегестрированные пользователи могут писать комментарии.
Пройдите регистрацию или авторизуйтесь на сайте

Введите код: