Подписаться RSS 2.0 |  Реклама на портале
Контакты  |  Статистика  |  Обратная связь
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
   Чужой компьютер
  • Напомнить пароль?


    Навигация


    Важные темы

    Они испугались, задергались: пошли чередой несогласованные, алогичные, противоречащие друг другу


    Многополярный мир как лекарство от вампиров Провалившись в попытках открыть против России второй


    В первые часы после трагедии в «Крокус Сити Холле», где жертвами террористов, по данным на момент


    Противостояние Ансар Аллах с официально признанными властями так бы и шло, ни шатко, ни валко - но


    В Америке стали пугать детей бабайкой Си и бабайкой Путиным - вот не будешь жрать свои


    Реклама









    » Саудовской Аравии пора дружить с Россией?

    | 2 сентября 2016 | Политика | | Просмотров: 755 | автор: MGM

    Как заявил помощник президента РФ Юрий Ушаков, в ходе саммита G20 в Китае Владимир Путин намерен провести переговоры с преемником наследного принца КСА Мухаммедом бен Салманом. При этом Ушаков упомянул о готовности компании "Росатом" подключиться к строительству на территории королевства 16 блоков АЭС. Это будет уже не первая встреча Владимира Путина с принцем бен Салманом. И тот факт, что между ними ведется достаточно интенсивный и наверняка предметный диалог — очень хорошая новость.

    В настоящий момент обе страны нуждаются друг в друге. Во всяком случае, к такому выводу можно придти на основании краткого анализа региональной ситуации.

    Начать надо с Сирии. Общеизвестно, что позиции Москвы и Эр-Рияда здесь противоположны. Саудовская Аравия требует ухода президента Асада в качестве обязательного условия нормализации ситуации, КСА утверждает, что якобы именно "репрессивная политика" Асада создала условия для наступления террористов запрещенной в РФ группировки ИГИЛ. Москва, напротив, настаивает на сохранении легитимной власти, что должно позволить побороть ИГИЛ, а уж что касается судьбы режима и Асада лично, — это вопрос будущего политического внутрисирийского процесса.

    При всей несовместимости позиций двух государств, у них есть, как минимум, два принципиальных совпадения: и РФ, и КСА видят в ИГИЛ угрозу, а также стремятся сохранить Сирию в виде единого государства в его нынешних границах.

    Однако в актуальных условиях на первый план в Сирии выходит проблема курдов и их требования федерации или отделения (вплоть до образования собственного государства). В этой ситуации общнось указанных выше целей может сбалансировать существующие противоречия относительно судьбы Асада.

    В этой связи следует указать на следующее обстоятельство: в настоящий момент арабский мир в целом и отдельные арабские государства в частности не принимают непосредственного участия в сирийском конфликте. Там воюют Россия, США, Иран, Турция. Конечно, нужно упомянуть сирийскую армию, но она не представляет арабов: членство САР в Лиге арабских государств приостановлено. С другой стороны, можно вспомнить, что Саудовская Аравия наряду с рядом других арабских стран входит в состав американской коалиции. Какое-то время саудовские, эмиратские, иорданские самолеты совершали налеты на позиции ИГИЛ. Но после гибели иорданского летчика, сбитого террористами, эта практика была прекращена.

    Добавим, что Эр-Рияд неоднократно заявлял о готовности направить в Сирию свой наземный спецназ, — но только в случае одобрения со стороны Вашингтона. Американцы, понятное дело, свое "добро" не дали.

    Так что — к сожалению для арабов — через 100 лет после столь унизительного для них соглашения Сайкс-Пико они вновь оказались не в состоянии взять судьбу "Арабской Родины" в свои руки и вынуждены пассивно смотреть, как судьбу ее решают другие.

    Однако фактическое отсутствие арабских государств на поле боя не должно привести к тому, что они будут лишены всякой ответственности за будущее региона. К чему это может привести, показывает пример арабо-израильского противостояния: если арабский мир не будет интегрирован в процесс политического урегулирования в Сирии, очаг международного терроризма на Ближнем Востоке останется, и главная проблема решена не будет.

    Саудовская Аравия в этом контексте выступает как игрок, наиболее близкий к статусу ответственного. Королевство играет лидирующую роль в единственном на сегодняшний день успешном интеграционном объединении — Совете сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), который объединяет шесть "нефтяных монархий" Залива и является центром притяжения для ряда других стран (Египет, Иордания, Марокко, Судан). ССАГПЗ стремится к проведению согласованной внешней политики, политики обороны и безопасности, реализует множество интеграционных экономических проектов. Таким образом, вполне логичным было бы включение КСА, а через него — и ССАГПЗ в работы по урегулированию в Сирии и возложение на них необходимой доли ответственности.

    Если бы это удалось России, это стало бы крупнейшим достижением ее ближневосточной политики и более чем достойным итогом реализации стратегии в Сирии. Но как этого добиться, учитывая весьма непростую историю наших взаимоотношений и недопонимания?

    В данный момент существуют, как минимум, три обстоятельства, позволяющие надеяться на успех. Во-первых, наличие в самом КСА влиятельных сил, потенциально заинтересованных в сотрудничестве с Россией. Речь идет о молодом преемнике наследного принца Мухаммеде бен Салмане. Он является вторым заместителем председателя правительства, возглавляет Министерство обороны и Высший комитет по экономике, он же инициировал поистине эпохальную для королевства программу социально-экономических реформ "Видение 2030".

    Эта программа, помимо прочего, предусматривает коренную перестройку энергетической отрасли и строительство атомных электростанций, которые к 2030 году должны будут обеспечивать до 20 процентов потребностей КСА в энергии. Нет сомнений, что за саудовские заказы идет крайне жесткая конкурентная борьба. И тот факт, что "Росатом" получает доступ к ним, говорит и о преимуществах нашей компании, и о благожелательном отношении к ней со стороны Эр-Рияда.

    Бен Салман, по-видимому, пользуется полным доверием своего отца — короля Салмана бен Абдель Азиза — и получил от него максимально возможные полномочия для модернизации страны в новых условиях. В частности, именно молодой принц ведет важнейшие международные переговоры: он уже несколько раз встречался с президентом Путиным, только за последнее время посетил США, Францию, Японию, Пакистан, он же будет представлять королевство на саммите G20 в Китае. Можно обоснованно полагать, что от успеха его внешнеполитической деятельности во многом будут зависеть перспективы как развития КСА в целом, так и собственное политическое будущее самого бен Салмана и реформистского крыла в саудовском руководстве.

    Но как раз на этом направлении бен Салман пока решающих достижений не добился. Особенно это заметно на американском треке.

    Сложности в отношениях Эр-Рияда с Вашингтоном — это второй фактор, позволяющий оптимистично смотреть на возможности укрепления российско-саудовских связей. Суть проблемы заключается в недовольстве саудитов действиями администрации Обамы по переориентации американской глобальной стратегии с региона Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА) на Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Для Саудовской Аравии это означает, что традиционный союзник королевства — США — снимает с себя ответственность и попросту бросает Саудовскую Аравию не произвол судьбы. Так, Обама уже заявлял, что Эр-Рияд должен сам найти приемлемую формулу регионального равновесия с Тегераном — давнишним соперником саудитов. Только что Конгресс США пригрозил сорвать сделку по продаже КСА партии американских танков, о чем бен Салман договаривался в Белом доме.

    Саудовской Аравии и лично бен Салману необходим мощный стратегический союзник на глобальном уровне, способный помочь сбалансировать растущую мощь и влияние Ирана. Кроме США это может сделать только Россия. И на это прозрачно намекал глава МИД РФ Сергей Лавров, предлагая Эр-Рияду и Тегерану посреднические услуги. Саудиты пока отказывались от этой идеи. Но перед лицом равнодушия Америки они вполне могут и пересмотреть свою позицию.

    Наконец, третье обстоятельство, способное подтолкнуть развитие конструктивных отношений РФ и КСА, — это развитие ситуации в Йемене.

    Полтора года назад Саудовская Аравия решилась вмешаться в йеменскую гражданскую войну. Это стало уже не первым подобным вмешательством, но в данном случае характер его был принципиально новым. Весной 2015 года КСА возглавила широкую коалицию, которая должна была не просто "принудить" йеменцев к миру, но восстановить власть "законно действующего" президента Хади, а главное — остановить "экспансию Ирана". Ибо с самого начала Эр-Рияд заявил, что движение так называемых хуситов полностью управляется из Тегерана.

    Суть стратегии КСА здесь состояла в том, чтобы путем "небольшой победоносной войны" добиться нового геополитического статуса региональной державы, способной руководить широкой коалицией союзников и брать на себя ответственность за региональную стабильность. Инициатором этого курса был молодой министр обороны бен Салман. Однако теперь стало ясно, что его стратегия потерпела фиаско: ни одна из целей не достигнута, саудовская коалиция распадается (ее ряды покинул ближайший соратник — ОАЭ). США фактически отказались помочь КСА, посоветовав им включение "проиранских" хуситов в новое йеменское правительство. Для Эр-Рияда это — полное поражение.

    И в этой ситуации потенциально решающая роль принадлежит России. Москва имеет давние связи с Йеменом. Одна из основных противоборствующих сил в стране — сторонники бывшего президента Салеха — недавно прямо предложили России вернуться и даже создать свои военные базы здесь.

    Насколько приемлемо это конкретное предложение — особый вопрос. Но нет сомнения, что РФ располагает рычагами реального воздействия на ситуацию, учитывая ее связи с Ираном. И это может позволить нам добиться такого решения йеменского конфликта, которое не станет позорным проигрышем для саудитов и бен Салмана, в частности.

    Если это получится, и с российской помощью КСА "сохранит лицо" в Йемене, это станет очень важным достижением нашей дипломатии. Продемонстрировав, наряду с твердостью и решительностью в Сирии, еще и гибкость и понимание интересов и чувств арабов, Россия завоюет доверие Саудовской Аравии и всего арабского мира. А это позволит нам найти достаточно надежную опору — того самого ответственного арабского партнера — для решения и других региональных проблем, включая сирийскую.


    Саудовская Аравия атакует Йемен запрещенными боеприпасами



    Ключевые теги: Саудовская Аравия

    Комментарии (0) | Распечатать | | Жалоба

    Источник: http://www.pravda.ru/world/asia/middleeast/01-09-2016/1311948-saravya-0/

    Голосовало: 0  
     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:

     

    » Добавление комментария
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Код:
    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
    Введите код:

     


    На портале



    Наш опрос
    Как вы относитесь к Юго-Востоку?




    Показать все опросы

    Облако тегов
    Австралия Австрия Азербайджан Аргентина Армения Афганистан Африка БРИКС Балканы Белоруссия Ближний Восток Болгария Бразилия Британия Ватикан Венгрия Венесуэла Германия Греция Грузия ЕАЭС Евросоюз Египет Израиль Индия Ирак Иран Испания Италия Казахстан Канада Киргизия Китай Корея Латинская Америка Ливия Мексика Молдавия НАТО Новороссия Норвегия ООН Пакистан Польша Прибалтика Приднестровье Румыния СССР США Саудовская Аравия Сербия Сирия Турция Узбекистан Украина Финляндия Франция Чехия Швеция Япония

    Политикум пишет









    Реклама

    Популярные статьи














    Главная страница  |  Регистрация  |  Добавить новость  |  Новое на сайте  |  Статистика  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2014-2023 Politinform.SU Аналитика Факты Комментарии © 2023
    Top.Mail.Ru