Всё самое важное
на одном сайте
В Контакте  Одноклассники  Telegram  Яндекс Дзен  Лента RSS

Ценообразование в СССР


Ценообразование в СССР
03 сентября 2016
5 301
0
  Голосовало:  0

Приведены избранные цитаты из книги «Планирование народного хозяйства в СССР» 1972.

 

Преамбула

В условиях социализма ценообразование носит плановый характер. Государство сознательно, исходя из интересов народа, устанавливает цены на отдельные товары с той или иной сте­пенью отклонения их от стоимости.

Важнейшее требование, предъявляемое к ценообразованию, заключается в приближении цены к стоимости товара. Цены, указывается в Программе КПСС, должны во все большей степени отражать общественно необходимые затраты.

Определение цены на уровне общественно необходимых за­трат, т. е. стоимости, создает заинтересованность предприятия в снижении индивидуальных затрат. Если предприятие не сни­зит свои затраты до общественно необходимых, то такое предприятие не возместит свои затраты и не получит прибыли. И наоборот, предприятия, у которых индивидуальные затраты ниже общественно необходимых, получат дополнительную при­быль.

Положение о том, что цены определяются общественно необ­ходимыми затратами, не означает, что в каждом отдельном слу­чае цена должна совпадать со стоимостью. Поскольку цена есть денежное выражение стоимости, она может и должна отклонять­ся от стоимости. В этом заключаются особенности цены как формы стоимости.

С осуществлением хозяйственной реформы возрастает роль цены. Цена становится важнейшим экономическим рычагом воз­действия на производство.

Оптовые цены предприятий

Себестоимость продукции — исходная база, но не единствен­ный критерий при планировании оптовых цен. С развитием про­изводительных сил появляются новые виды сырья, материалов, оборудования. Цены на новую продукцию устанавливаются с уче­том действующих цен на аналогичные товары. То же самое отно­сится к ценам на топливо, металл и другие взаимозаменяемые товары.

Цены на все виды топлива, и в том числе на нефтепродукты и газ, устанавливаются исходя из себестоимости 1 т угля, хотя себестоимость нефтепродуктов и газа намного ниже себестоимо­сти угля. При установлении цен на цветные металлы учиты­вается не только себестоимость, но и необходимость стимулиро­вания замены цветных металлов черными. Правильное определение соотношения цен на взаимозаменяемые или аналогичные товары — важнейшее условие обоснованного установления опто­вых цен.

Известное влияние на уровень оптовых цен оказывает поря­док возмещения транспортных расходов. В связи с этим приме­няются два вида цен:

- цены франко-станция (пристань) назначе­ния;

- цены франко-станция (пристань) отправления.

При системе цен франко-станция назначения транспортные расходы включа­ются в цену товара, поэтому покупатель особо не оплачивает тариф на перевозку продукции, его оплачивает поставщик. Цены франко-станция назначения установлены на черный металл, нефтепродукты, лес, цемент, а также на большинство товаров народного потребления.

Прим. bazil:

Т.о. через директивное возмещение транспортных издержек скрыто дотируются: 

- транспорт и сельское хозяйство - сниженными ценами на топливо. Хотя это не так уж очевидно, т.к. цены на нефтепродукты исчислялись исходя из себестоимости 1т угля. См. этот момент чуть выше;

- металлообработка и машиностроение, как потребители чёрных металлов;

- строительство, как отрасль, потребляющая и чёрные металлы, и цемент.

- цены на товары народного потребления.

Система цен франко-станция отправле­ния применяется при расчетах за уголь, химикаты, машины, оборудование и некоторые виды товаров народного потребле­ния. При этой системе цен покупатель сверх цены товара опла­чивает расходы по перевозке продукции до станции назначе­ния.

Цене принадлежит важная роль в стимулировании развития технического прогресса и повышения экономической эффектив­ности общественного производства. Для выполнения этой функции необходимо при определении цен учитывать не только теку­щие затраты, по и вложения в производственные фонды, т. е. фондоемкость продукции.

Учет фондоемкости практически осуществляется путем опре­деления суммы прибыли, включаемой в ену товара, исходя из уровня рентабельности производства, рассчитанной как отноше­ние прибыли к производственным основным фондам и нормируе­мым оборотным средствам. В действующих в настоящее время ценах рентабельность в целом по промышленности принята рав­ной 15—16% к стоимости производственных фондов.

В ценообразовании особенно важное значение имеют вопросы выравнивания уровней рентабельности и устранение плановой убыточности предприятий. Цены должны быть установлены на таком уровне, чтобы каждое нормально работающее предприятие могло иметь возможность за счет выручки от реализации про­дукции возместить себестоимость, вносить в бюджет плату за фонды, а также иметь в необходимых размерах средства для расширения производства и образования фондов экономического стимулирования производства. При этом не должно быть боль­ших различий в уровнях рентабельности. Вместе с тем должна быть устранена плановая убыточность предприятий.

Устранение убыточности отраслей, предприятий и выравнива­ние уровней рентабельности — важнейшая задача планирования цен. Частично эта задача была решена при проведении в 1966— 1967 гг. реформы оптовых цен. Реформа устранила убыточность отдельных отраслей промышленности. Однако и после реформы некоторые предприятия продолжают быть планово убыточ­ными.

Прим. bazil:

Надо заметить, что к концу существования СССР почти удалось сделать все отрасли прибыльными. И только небольшая часть предприятий оставалась убыточной.

При определении оптовых цен важно обеспечить рентабель­ность не только предприятий и отраслей промышленности, но и тех изделий, выпускаемых каждым предприятием. При этом рентабельность изделий должна быть примерно одинаковой. Пе­строта рентабельности изделий делает одни изделия «выгод­ными», а другие «невыгодными» и тем самым отрицательно ска­зывается на выполнении планов выпуска продукции.

Совет Министров СССР 27 мая 1970 г. принял постановление «Об основных направлениях и организации работы по пересмотру оптовых цен на продукцию машиностроения». Согласно этому постановлению, оптовые цены на продукцию машиностроения бу­дут снижены (с 1 января 1973 г.) с учетом намечаемого по девя­тому пятилетнему плану повышения уровня технической осна­щенности и организации производства и роста на этой основе производительности труда и сокращения издержек производства.

...

Закупочные цены на сельхозпродукцию

Совхозы и колхозы свою продукцию реализуют государству по закупочным ценам. От уровня закупочных цен зависит экономическое развитие совхозов и колхозов. Установ­ление заниженных цен не создает заинтере­сованности работников совхозов и колхозников в увеличении производства и реализации сельскохозяйственных продуктов го­сударству.

КПСС и Советское государство придают большое значение установлению экономически обоснованной системы закупочных цен на продукцию сельского хозяйства. Государство оказывает колхозам и совхозам огромную финансовую помощь путем пере­стройки системы закупочных цен. За период с 1952 по 1965 г. средний уровень закупочных цен повысился в 4,1 раза, в том числе на продукты животноводства — более чем в 9 раз.

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Мини­стров СССР от 13 апреля 1967 г. «О переводе совхозов и дру­гих государственных сельскохозяйственных предприятий на пол­ный хозяйственный расчет» для хозяйств, работающих по новой системе, установлены дополнительные льготы. Продукция, реали­зуемая этими хозяйствами государству, оплачивается по закупоч­ным ценам с надбавкой, установленной для колхозов.

Большое значение для развития сельскохозяйственного про­изводства имеет введение, начиная с закупок из урожая 1970 г., новых закупочных цен на овощи. Цены дифференцируются по зо­нам, срокам созревания и качеству. Новые закупочные цены на овощи устанавливаются с учетом обеспечения рентабельности их производства в колхозах и совхозах в размере не ниже 15% в среднем по союзной республике (в РСФСР — в среднем по зоне), а по луку и чесноку в основных товарных районах — в размере не ниже 25%.

В основу закупочных цен положены затраты на производство продукции. Но в сельском хозяйстве сильное влияние на себе­стоимость оказывают природно-климатические условия. Большие различия в уровнях затрат вызывают необходимость дифферен­циации закупочных цен по республикам, а в пределах РСФСР и Казахской ССР — по зонам.

Цены должны стимулировать освоение новых земель, повы­шение качества продукции, продажу продуктов сельского хозяй­ства государству сверх твердого плана и т. п. Так, чтобы стимулировать производство сахарной свеклы в прибалтийских рес­публиках и Белоруссии, цены на эту культуру в этих районах устанавливаются более высокие, чем на Украине.

Справочно прим. bazil:  В Латвии после вступления в ЕС оккупационную привычку - выращивание сахарной свёклы - планово свернули. Закрыты все три сахарных завода.

С целью поощ­рения сверхплановой продажи государству зерна колхозам и сов­хозам выплачивается надбавка в размере 50% от закупочных цен на зерно, сданное сверх твердого плана. Июльский (1970 г.) Пленум ЦК КПСС этот принцип оплаты сверхплановой продажи государству зерна распространил на продукты животноводства (скот, птица, молоко, шерсть и яйца).

Закупочные цены стабильны. Они ежегодно не пересматри­ваются в зависимости от урожайности и себестоимости сельскохо­зяйственной продукции. Стабильность закупочных цен обеспечи­вает устойчивость доходной базы совхозов и колхозов и усили­вает заинтересованность работников этих предприятий в повыше­нии урожайности и снижении затрат на производство продуктов.

Транспортные тарифы

Себестоимость перевозок во многом зависит от расстояния, на которое производится перевозка грузов. Чем больше расстоя­ние, тем ниже себестоимость перевозок. Однако не всегда дви­жение тарифа совпадает с движением затрат. Например, по та­ким грузам, как уголь, руда, чугун, дрова и другие, с увеличе­нием расстояния тарифная ставка не снижается, а, наоборот, повышается. Чтобы способствовать лучшему использованию транспортных средств, в ряде случаев расчеты ведутся не по тон­но-километрам, а по вагоно-километрам. При планировании транспортных тарифов также учитывается необходимость более широкого использования водного транспорта для перевозки мас­совых грузов на дальние расстояния. С этой целью при наличии параллельных направлений тарифы на железнодорожный транс­порт в период навигации повышаются.

Розничная цена

Несколько иначе определяется уровень розничных цен. Ко­нечно, в основе розничной цены также лежат общественно необ­ходимые затраты труда, а практически — среднеотраслевая себе­стоимость продукции. Но не движение себестоимости продукции определяет уровень розничных цен. Основными факторами, опре­деляющими уровень розничных цен, являются масса товаров, направляемых для реализации населению, и покупательные фон­ды населения. Если сумма цен товаров (рыночных фондов) пре­вышает покупательный фонд населения, то создаются условия для реального снижения общего уровня розничных цен. Если же снижение цен осуществляется без соответствующего резерва товарного покрытия (покупательный фонд равен или меньше суммы цен товаров), то возникают диспропорции в сфере обра­щения, создаются затруднения в денежном обращении страны.

Роль партийных организаций в повышении рентабельности производства и в осуществлении контроля

Правильное построение системы розничных цен требует так­же установления рациональных соотношений цен между отдель­ными товарами. Цены на такие товары, как книги, медикаменты, детские товары, устанавливаются относительно более низкие, чем цены на другие товары. А на предметы не первой необходимо­сти и товары длительного пользования устанавливаются более высокие цены.

Прим. bazil: Вот и причина относительно высоких цен на автомобили тех лет. Всё по утверждённому плану)

На новые товары, отличающиеся лучшим качест­вом, устанавливаются повышенные цены (временно), с тем, чтобы стимулировать освоение производства новых товаров.

...

Одним из важных принципов планирования розничных цен является обеспечение единого уровня цен на одинаковые товары. В соответствии с этим принципом в розничной торговле приме­няются единые общесоюзные цены и единые поясные цены. По единым общесоюзным ценам продаются чай, табачные изделия, шелковые и шерстяные ткани, радиотовары, фотоаппараты, вело­сипеды и др. Издержки производства этих товаров в различных районах страны существенно не различаются, а транспортные расходы по их доставке в районы потребления относительно не­велики, и поэтому они не оказывают большого влияния на себе­стоимость продукции.

Единые поясные цены установлены в основном на продо­вольственные товары (хлебопродукты, мясопродукты, сахар, рыб­ные продукты и т. д.) и некоторые малотранспортабельные непродовольственные товары (мебель, лесотовары, стекло листо­вое). Поясные цены устанавливаются единые в пределах дан­ного пояса, в который входит ряд областей. По большинству товаров установлены три пояса. Наиболее низкие цены имеют районы, относящиеся к первому поясу.

Источник новости: http://aftershock.news

Голосовало: 0




Комментарии (0)
Добавить
[image-upload] [/image-upload] [allow-comments-subscribe]
{comments-subscribe}

[/allow-comments-subscribe]
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив