Мы открываем предвыборную статью Михаила Касьянова и читаем:
Невыполнение этого требования, по мнению Касьянова, повлечёт падение нашей доли в мировой экономике до подозрительных 2%.
Вторит ему и Алексей Кудрин.
, технически отсталая Россия обязательно хотя бы на вторых ролях должна побороться за инвестиции и восстановить отношения с Западом.
При этом, что для Кудрина и Касьянова подразумевает эта «перезагрузка» в принципе понятно. Россия должна вернуть Крым, а заодно встать перед Западом в позу номер 92 «Камасутры». И если в таком положении она и получит хоть какие-то деньги, то только в виде кредитов МВФ.
На удивление аналогичные заклинания об инвестициях повторяет и Алексей Улюкаев со своей
. В 9 пункте программы «Столыпинского клуба» чёрным по белому
, что технологическая зависимость России требует «перегрузки» отношений с Западом.
Не будем отрицать, что сегодня без денег развития не бывает. Вопрос только в источнике денежных ресурсов. Так, советская индустриализация и испанское экономическое чудо в XX веке произошли не потому, что вложения из-за границы текли рекой. А вот Япония и Германия своим развитием во второй половине XX века во многом обязаны американским инвестициям. Они помогли создать в этих странах общество потребления, а заодно и потерять часть суверенитета. В итоге теперь в этих странах находится не одна военная база США.
Другой пример – Китай. Эта страна сегодня осуществляет экспансию в страны третьего мира, буквально сажая их на инвестиционную иглу и получая от этого нехилые преференции. А заодно Китай
строительство первой зарубежной военной базы в Африке.
При таком раскладе привлечение иностранных инвестиций больше похоже на торговлю суверенитетом, чем на инструмент развития экономики. И Россию, понятно, это не устраивает. Наша страна заинтересована во взаимовыгодном и равноправном участии иностранного капитала. Пример такого сотрудничества мы видим во взаимодействии французской компании «Рено» и «АвтоВАЗа». Или на примере серийного производства на Урале поездов «Ласточка», созданных для «РЖД» немецкой компанией Siemens. В этом плане санкции против России стали настоящей проверкой на вшивость. Они выявили тех, кто действительно готов отбросить политику в сторону.
Президент "АвтоВАЗа" Николя Мор и главный дизайнер компании Стив Маттин презентуют концепт "Лада Х-код", август 2016г.
Именно нацеленных на сотрудничество партнёров нужно максимально привлекать к участию в российских проектах. И при этом не забывать, что государство как было, так и остаётся главным локомотивом экономики. Перераспределение государственных средств способно как поднять, так и угробить любую отрасль.
Благо у России есть богатый опыт дифференциации инвестиций.
признали, наша страна с 2003 по 2015 годы привлекла иностранные инвестиции в четыре тысячи новых проектов в 39 секторах экономики. Это лучший показатель среди всех стран, богатых природными ресурсами. Больше всего проектов было профинансировано в секторе финансовых услуг, промышленного машиностроения, продовольственном и недвижимости.
Подтверждает эти данные и последняя
в Россию из Китая. Поднебесная всё меньше вкладывается в сырьевые активы, предпочитая инвестировать в транспортную отрасль и сектор высоких технологий.
Пожалуй, всё это стоит принимать во внимание перед тем, как рассказывать сказки об исключительной привлекательности в нашей стране сырьевого сектора, слабом инвестиционном климате и жизненной необходимости инвестиций в целом. Россия сильна, и у неё есть все ресурсы для того, чтобы стать ещё сильнее