РУССКОЕ ОРУЖИЕ. ПЯТЬ ОБРАЗЦОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧУДА

В 1937 году недавно назначенный на должность главного конструктора танкового КБ Харьковского завода Михаил Кошкин получил задание создать новый колёсно-гусеничный танк с противоснарядным бронированием. Хотя вскоре оказалось ясно, что конструкция колёсно-гусеничной ходовой части не позволит радикально усилить бронирование и вооружение. Поэтому параллельно колёсно-гусеничному А-20 разработали гусеничный вариант А-32, отличавшийся более мощным бронированием и 76-мм пушкой вместо 45-мм на А-20. Это и предопределило принятие на вооружение доработанного гусеничного варианта под индексом Т-34. Два предсерийных экземпляра, прибывшие своим ходом из Харькова в Москву 17 марта 1940 года, продемонстрировали Иосифу Сталину, который высоко оценил потенциал машины, и 31 марта последовало постановление о начале серийного производства.

Слева направо. БТ-7М, А-20, Т-34 с пушкой Л-11, Т-34 с пушкой Ф-34

В подразделения первые Т-34 стали поступать с осени 1940 года. Поначалу новые танки в войсках встретили негативно: пошли многочисленные жалобы на низкую надёжность различных узлов и агрегатов. Однако конструкторы активно работали над устранением обнаружившихся недостатков. 26 сентября 1940 года коллектив КБ понёс тяжёлую утрату — скончался М.И. Кошкин. Теперь работы возглавил его ученик Александр Морозов.

К началу Великой Отечественной войны в танковых подразделениях приграничных округов находилось уже 967 «тридцатьчетвёрок», но почти все они были потеряны в летних боях не столько по боевым, сколько по техническим причинам, так как на тот момент недостатки танка всё же несколько перевешивали его достоинства. По-настоящему надёжной боевой машиной, пригодной для самостоятельных действий в составе крупных механизированных соединений, Т-34 стал к 1943 году.

Т-35-85 на пражской улице, май 1945 года

Примерно в это же время немцы начали насыщать свои боевые порядки новыми «тиграми» и «пантерами», с которым 76-мм пушка «тридцатьчетвёрки»  не в силах была эффективно бороться. В качестве ответной меры советские конструкторы установили на танк новую башню с более мощным 85-мм орудием, что в значительной степени уравняло шансы в дуэльных столкновениях с немецкими танками. Немаловажным выигрышем для СССР оказался факт проведения кардинальной модернизации уже состоящей в массовом производстве машины без снижения объёмов выпуска, в то время как немцам пришлось проектировать свои новые танки «с нуля», что не замедлило отрицательно сказаться на количественных показателях производства.

После войны Т-34-85 ещё в течение достаточно длительного времени оставался на вооружении не только СССР, но и многих других государств. И в наши дни он нередко становится участником вооружённых конфликтов. Последний факт боевого применения относится к 2014–2015 годам в ходе Гражданской войны в Йемене.

Штурмовик Ил-2

 

Ил-2 вылетают на боевое задание под Сталинградом, январь 1943 годаНаряду с танком Т-34 на звание уникального орудия Победы претендует штурмовик Ил-2. Его серийное производство началось незадолго до начала Великой Отечественной войны — в феврале 1941 года.

Главная особенность самолёта — включение брони в силовую схему планера. Она заменила собой каркас и обшивку носовой и средней части фюзеляжа и прикрывала двигатель, кабину экипажа, радиаторы и топливные баки. Это позволило одновременно обеспечить высокую боевую живучесть и хорошие лётные характеристики.

Первоначально Ил-2 выпускали в одноместном варианте, так как предвоенные теории предполагали, что в бою штурмовики обязательно будут обеспечены надёжным истребительным прикрытием. Правда, реальность оказалась совершенно другой. В начальный период войны Ил-2 несли существенные потери от немецких истребителей по причине незащищённости задней полусферы.

В 1942 году приступили к выпуску двухместной модификации самолёта с кабиной стрелка и пулемётной установкой.

ИЛ-2 над Берлином, май 1945 года

Действия штурмовиков Ил-2 уже в первый период войны стали весьма существенным фактором, сдерживающим продвижение немецких механизированных соединений. Будучи способными действовать днём без истребительного прикрытия, они наносили исключительно результативные удары по противнику. Ещё больше их эффективность возросла с момента завоевания советской авиацией господства в воздухе. Без вооружённых Ил-2 штурмовых авиаполков не обходилась ни одна советская наступательная операция.

К концу войны на вооружение поступил усовершенствованный вариант — Ил-10. Он оснащался более мощным двигателем, что увеличивало скорость и манёвренность и позволяло лучше уклоняться от зенитного огня и истребителей противника.

Автомат АК

AK-47

Принятый на вооружение в 1949 году автомат, сконструированный Михаилом Калашниковым, в настоящее время самое распространённое стрелковое оружие в мире. Отправной точкой его создания стала разработка в 1943 году отечественного промежуточного патрона, под который потребовался новый комплекс стрелкового оружия: автомат, самозарядный и магазинный карабины, а также ручной пулемёт.

Новое оружие начали разрабатывать на конкурсной основе, в котором победил проект М.Т. Калашникова. За создание автомата конструктор в 1949 году был удостоен Сталинской премии.

Михаил Тимофеевич Калашников 

К достоинствам легендарного автомата, сделавшим его лучшим в мире стрелковым оружием, следует отнести простоту конструкции, хотя и более сложную, чем пистолетов-пулемётов, но более простую, чем у других штурмовых винтовок, технологичность в сочетании с исключительной надёжностью. Ко всему прочему автомат оказался весьма удобен в эксплуатации даже слабоподготовленными стрелками и мог использоваться в  любых климатических условиях и температурах воздуха.

Большие зазоры между подвижными деталями и высокие скорости движения узлов сделали возможным ведение огня и в случае попадания непосредственно перед стрельбой в грязную воду или мелкий песок.

Морской пехотинец с АКС-74 (2003 год)Морской пехотинец с АКС-74 (2003 год)

В настоящее время различные варианты АК состоят на вооружении армий более чем пятидесяти государств мира. Его стилизованные изображения присутствуют в том числе на флагах и денежных купюрах некоторых стран. Он также вошёл в Книгу рекордов Гиннесса как самое распространённое оружие в мире.

С 1993 года на вооружение российской армии стал поступать вариант АК-74М, отличающийся повышенным благодаря технологии хромирования ресурсом ствола, усиленной крышкой ствольной коробки, складывающимся влево пластмассовым прикладом и универсальной боковой планкой, предназначенной для крепления прицелов различных типов.

Истребитель МиГ-21

Mikoyan-Gurevich MiG-21PF

Разработанный в 1950-х годах в ОКБ Артёма Микояна и Михаила Гуревича, лёгкий сверхзвуковой истребитель МиГ-21 стал самым распространённым сверхзвуковым самолётом в истории. Основной предпосылкой его создания явилось появление в СССР малогабаритных турбореактивных двигателей с осевым компрессором, способных развивать тягу свыше 5000 кгс. Именно это позволило воплотить на практике идею треугольного крыла и достичь скорости 2000 км/ч.

Хотя самолёт изначально задумывался в качестве фронтового истребителя, он использовался в том числе как разведчик, перехватчик, истребитель-бомбардировщик и учебно-тренировочный самолёт.

МиГ-21бис в Монино (фото aeroprints.com)

О МиГ-21 заговорили во всём мире в 1960-х годах, когда быстрые и манёвренные истребители этого типа стали успешно бороться в небе Вьетнама с американскими «фантомами» и «стратофортрессами». Это вынудило США даже запустить специальную программу по отработке тактики воздушного боя с МиГ-21. Однако, несмотря на все предпринимаемые усилия, американская авиация продолжала терять во Вьетнаме по два «фантома» на каждый МиГ-21. И это при том, что советские лётчики в боях не участвовали и выполняли лишь обязанности инструкторов. Многие американцы просто отказывались верить, что их сбивали сидящие за штурвалами МиГ-21 «гуки» (как они презрительно называли вьетнамцев), и считали, что это был «русский ас Иван».

Помимо СССР серийные аналоги МиГ-21 производились в Китае, Индии и Чехословакии. В настоящее время самолёты этого типа продолжают оставаться на вооружении сирийских правительственных войск и участвуют в боевых действиях против террористических организаций.

Стратегический бомбардировщик Ту-160

Ту-160 на авиасалоне МАКС 1997

Стратегический бомбардировщик Ту-160 является самым тяжёлым боевым самолётом в мире, а также самым крупным и мощным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла. Среди пилотов он получил поэтичное прозвище «Белый лебедь».

Работы над его созданием в ОКБ Андрея  Туполева начались ещё в 1968 году, а первый полёт состоялся 18 декабря 1981 года. В ходе испытаний с борта Ту-160 было произведено четыре пуска крылатых ракет Х-55, которые стали его основным оружием.

После распада СССР почти все имеющиеся в наличии на тот момент серийные машины (19 экземпляров) оказались на территории ставшей независимой Украины. Позднее восемь из них вернули России в обмен на списание части долга по закупкам газа, а оставшиеся уничтожили.

Вновь эскадрильи Ту-160 начали формировать в Энгельсе. В настоящее время на вооружении ВКС России находится 16 самолётов этого типа. В апреле 2015 года министр обороны России Сергей Шойгу поручил возобновить производство модернизированных Ту-160. Всего планируют изготовить 50 самолётов, оснащённых новой системой вооружения, позволяющей использовать перспективные крылатые ракеты.

С 17 по 20 ноября 2015 года стратегические бомбардировщики Ту-160 наносили удары крылатыми ракетами по позициям террористов в Сирии.



Источник новости: http://историк.рф




Оставить комментарий

Только зарегестрированные пользователи могут писать комментарии.
Пройдите регистрацию или авторизуйтесь на сайте

Введите код: