Новый скандал между Вашингтоном и Эр-Риядом

4523423423424Единодушное принятие 9 сентября Палатой представителей Конгресса США билла «Правосудие в отношении спонсоров террористических актов» (Justice against sponsors of Terrorist act – JASTA) спровоцировало грандиозный скандал в американо-саудовских отношениях.

 

Он, конечно, за последнее время не первый. Турбулентность в отношениях между США и Саудовской Аравией нарастает все последние годы. И это не новый феномен. Конфликты случались с завидной регулярностью. Относительно безоблачными в связях двух государств можно считать лишь период между 1945 и 1973 годами, когда вовсю работала формула «нефть в обмен на безопасность», согласованная королем-основателем Абдельазизом Аль Саудом и президентом Рузвельтом в ходе их исторической встречи на корабле «Куинси».

 

Первый серьезный удар по ней был нанесен во время арабо-израильской войны 1973 года, когда Саудовская Аравия выступила застрельщиком эмбарго на поставки нефти западным странам со стороны государств-членов ОПЕК. Тот нефтяной кризис нанес серьезный урон американским нефтяным интересам и поставил под вопрос стратегическое взаимодействие двух стран. Эта рана была хоть и не сразу, но залечена, в том числе благодаря войне 1990 года по освобождению Кувейта от иракской оккупации, в которой КСА принимала самое активное участие на стороне созданной США коалиции.

 

Серьезные неприятности у Эр-Рияда начались позже, когда в 2001 году выяснилось, что большинство участников нападения на Всемирный торговый центр и других террористических атак 11 сентября были выходцами из Саудовской Аравии. Напомним, что организовавшая по официальной версии американским властей теракт «Аль-Каида» возглавлялась саудовским подданным Усамой бен Ладеном. Эта рана оказалась очень глубокой и ее стороны врачевали не один год.

 

Правда, в какой-то момент даже показалось, что эта тема сторонами закрыта навсегда. Официальное расследование не выявило связей терористов с официальными властями, а затем ее перекрыла затеянная американцами война 2003 года по свержению С. Хусейна, в которой саудовцы с удовольствием выступили на стороне ведомого американцами альянса. Те грандиозные по своему размаху события заслонили тему 11 сентября, а разразившиеся после 2010 года на Ближнем Востоке катастрофы под лозунгами «арабской весны», приведшие к краху сразу нескольких крупных государств Ближнего Востока, казалось бы, окончательно переключили фокус внимания на другие проблемы.

 

Правда, это не означало, что в саудовско-американских отношениях в это время не появлялись новые трения и даже кризисы. Наоборот, после ухода США из Ирака в 2011 году и заключения при лидирующей роли Вашингтона сделки по Иранской ядерной программе в 2015 году, которая выводила Тегеран из-под международных санкций, в Эр-Рияде появилось стойкое ощущение, что Вашингтон если и не уходит из региона, то дистанцируется от него, оставляя за собой руины, а в качестве нового регионального жандарма рассматривает Тегеран, а не Эр-Рияд, как можно было бы ожидать. Было от чего обливаться холодным потом.

 

Саудовскому руководству не улыбалось остаться один на один с революционным исламским «монстром», продвигающим альтернативную версию ислама и обладающего гораздо большим, чем у КСА, человеческим капиталом – как по количеству, так и по качеству, и сравнимыми природными ресурсами, прежде всего нефтью и газом. Предвидя такой разворот Эр-Риядом еще вы 2011 году были предприняты меры по «привязке» Вашингтона к КСА и между странами были заключены фантастические контракты в военной сфере на сумму более 60 млрд долл. сроком на 10 лет. Крупнейший контракт в истории человечества! (Не путать с другим недавно заключенным соглашением между Израилем и США. Оно тоже крупнейшее в истории – 38 млрд долл., – но там речь идет не о продаже оружия, а выделении средств из бюджета США на его закупку.) Казалось бы, что еще нужно этим американцам?

 

Но поведение США в начавшемся в том же, 2011 году, сирийском конфликте привнесло новые разочарования Эр-Рияду. Там ожидали, что Вашингтон поможет военными средствами свергнуть ненавистного Б. Асада – союзника Тегерана, но этого не произошло. В феврале 2012 года тогдашний министр иностранных дел КСА Сауд аль-Фейсал в бешенстве покинул встречу «друзей Сирии» (а по сути, – спонсоров оппозиционных Дамаску сил в Тунисе), когда выяснилось, что прибывшая на форум Х. Клинтон, в ту пору госсекретарь США, не намерена предоставлять им оружие. Более того, США, раздавая обещания сирийской оппозиции, на деле стали сотрудничать с Россией, прежде всего в деле ликвидации осенью 2013 года сирийского арсенала химического оружия. Это еще больше подхлестнуло подозрения королевской семьи относительно того, что Вашингтон «сменил ориентацию» и теперь планирует решать проблемы региона, опираясь не на Израиль и КСА, а в какой-то большей степени на Иран и Россию.

 

Атмосферу в двусторонних отношениях стали портить и экономические проблемы вроде снижения зависимости США от саудовской нефти (сейчас Америка покупает у саудов всего лишь около 1 млн баррелей в день из 19 с лишним потребляемых) и бума сланцевой нефти.

 

Протесты саудовцев и их громкие политические акции вроде выхода из состава Совета Безопасности ООН в 2013 году делу не помогали, дрейф Вашингтона от КСА и региона становился все очевиднее. После смерти короля Абдаллы в январе 2015 года и прихода ему на смену короля Сальмана в ход у Эр-Рияда пошли более сильнодействующие средства, вроде попыток разворота Саудовской Аравии лицом к России. На время это намерение саудовского руководства на Вашингтон подействовало как холодный душ, и он стал предпринимать усилия, чтобы сбалансировать свои отношения с Тегераном и продемонстрировать лояльность старому союзнику, дабы не допустить реального сближения с Москвой и отдаления Эр-Рияда от курса на союз с США.

 

И вот тут-то тема 11 сентября вернулась и снова буквально вздыбила отношения двух стран, причем очень серьезно. Уже весной 2016 года саудовцы забеспокоились начавшимся в Конгрессе обсуждением законопроекта «Правосудие в отношении спонсоров террористических актов» (Justice against sponsors of Terrorist act – JASTA), который позволял американским гражданам обращаться в американские суды с исками в адрес КСА из-за его якобы причастности к террористическим атакам 11 сентября. Кроме того, в Саудовской Аравии опасались публикации ранее закрытых для прессы 28 страниц из итогового доклада Комиссии по расследованию террористической атаки 2001 года.

 

В ход пошла тяжелая артиллерия. В апреле министр иностранных дел КСА А. Джубейр в ходе визита в американскую столицу заявил, что Эр-Рияд пойдет на распродажу своих активов в американских казначейских обязательствах на сумму 750 млрд долл., чтобы избежать их заморозки в результате предъявления саудовскому правительству исков по делу 11 сентября. Реакция в США была двойственной. С одной стороны, было заявлено, что американская администрация сделает все возможное, чтобы не допустить принятия законопроекта JASTA и публикации злосчастных 28 страниц, а в то же время как бы между прочим в СМИ была слита информация, что сауды являются держателями «всего» 119 млрд  долл. казначейских обязательств (мол, не трагедия, если эта распродажа случится).

 

Казалось, что вопрос, особенно после визита в США в мае преемника наследного принца Мухаммеда бен Сальмана, урегулирован. Но не тут-то было. В июле в Вашингтоне публикуют пресловутые 28 страниц (причем решение снять гриф «секретно» принял сам Б. Обама) с мутными намеками на некую роль саудовских официальных лиц в спонсировании террористов (однако там нет никакой конкретики), а 9 сентября, как упомянуто выше, Палата представителей США принимает пресловутый законопроект JASTA.

 

И вот тут-то разразился настоящий кризис. Официальная реакция саудов была не мгновенной, но очень жесткой. С ней 14 сентября выступил председатель Совета Шуры (парламента) и одновременно высшее духовное лицо в КСА Абделазиз аш-Шейх. Он назвал принятое решение противоречащим нормам международного права и разжигающим еще больший радикализм в арабском и исламском мире. Накануне, как по указке, с аналогичными заявлениями выступили и другие деятели арабо-мусульманского мира. Генсек ОИС Ияд Мадани назвал принятый Конгрессом США законопроект по 11 сентября недальновидным решением. Ему вторил Генсек Лиги арабских государств Ахмед Абуль Гейт, который заявил, что в этом законопроекте содержатся положения, которые противоречат уставу ООН, и выразил надежду, что американская администрация «не даст хода» этому «постыдному» законопроекту. Генеральный секретарь ССАГПЗ Абдель Латыф бен Рашид аз-Заяни в свою очередь отметил, что если законопроект будет утвержден, то это станет «опасным прецедентом» в международных отношениях. В этом же ключе сделали заявления и другие региональные союзники Эр-Рияда – ОАЭ, Марокко, Иордания, подчеркивавшие, что этот законопроект «противоречит принципам государственного суверенитета» и подорвет международные усилия по борьбе с терроризмом.

 

Иными словами, скандал разгорается вселенский. Причем разожжен он самим Вашингтоном, которому зачем-то (зачем?) понадобилось именно сейчас, на излете правления Б. Обамы публиковать пресловутые 28 страниц, вызывающие вопросы о роли КСА в событиях 1 сентября, а Конгрессу – принять явно антисаудовский законопроект. Чего добиваются американские власти? Невольно складывается впечатление, что в Вашингтоне есть силы, которые очень бы хотели «накинуть узду» на строптивого союзника, который в последние годы отнюдь не всегда идет в ногу с сюзереном. Но не сыграет ли этот ход против самих его организаторов?

 

Максим Егоров, политический обозреватель по Ближнему Востоку






Оставить комментарий

Только зарегестрированные пользователи могут писать комментарии.
Пройдите регистрацию или авторизуйтесь на сайте

Введите код: